Север Русской равниныРазработка урока для 8-го класса*А.В. РУМЯНЦЕВ
|
№ | Этапы урока | 1-й уровень сложности | 2-й уровень сложности |
---|---|---|---|
1 | Отбор содержания | 1. Своеобразие
природы Русского Севера. 2. Народности, населяющие север Русской равнины. 3. Экологические проблемы Русского Севера |
1. Состав территории Русского
Севера. 2. Особенности жизни и хозяйственной деятельности народов севера Русской равнины. 3. Пути решения экологических проблем Русского Севера |
2 | Подача материала | 1. Рассказ
учителя в сопровождении слайдов. 2. Работа с картой. 3. Словарная работа. 4. Решение кроссворда. |
1. Работа географического
телетайпа (экспресс-информация учащихся). 2. Работа с историческими документами. 3. Топонимическая работа. 4. Составление систематизирующей схемы |
3 | Контрольные вопросы | 1. Почему
вторжение холода с Карского моря охватывает
большие территории? 2. Чем объясняется мягкость климата этого района? 3. Объясните возникновение водопадов на реках Карелии. 4. Назовите 2—3 слова, наиболее ярко характеризующие каждый компонент природы Русского Севера. 5. Какие народы населяют Русский Север? 6. Какой вред природе наносит лесосплав? |
1. Каково влияние древнего
оледенения на формирование озерно-речной сети
района? 2. Сравните видовой состав растительности Кольско-Карельского и Двинско-Печорского краев. 3. Объясните различия в наборе полезных ископаемых западной и восточной части Европейского Севера. 4. Объясните долинный тип расселения у народов Русского Севера. 5. Как используются природные компоненты в хозяйственной деятельности населения Русского Севера? 6. Приведите примеры отрицательного воздействия человека на природу Русского Севера. 7. Какие природоохранные мероприятия необходимо проводить на Русском Севере? |
* Эта разработка может быть положена в основу урока и в 9-м классе — в зависимости от того, по какой программе и какому учебнику работает школа. Однако в случае, если урок проводится в 9-м классе, его следует насытить бо’льшим объемом экономико-географической информации. — Прим. ред.
Мурманская область. Варзуга |
2. Систематизирующая схема изложения
материала
«Природа, народности, традиции, нравы и обычаи.
Экологические проблемы»
Смысловые блоки
Приложение ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ТЕЛЕТАЙП (примеры ученических
конспективных сообщений по частям Кольский полуостров |
3. Учебно-воспитательные задачи
Мурманская область. Варзуга |
Продолжить формирование
диалектико-материалистического мировоззрения
учащихся с помощью основных мировоззренческих
идей курса: о взаимосвязи объектов и явлений, о
постоянном развитии и изменении природных
компонентов и природы в целом, причинах этих
изменений.
Формировать и совершенствовать умения работать
с источниками географической информации,
выявлять характерные черты природы территории,
делать выводы об особенностях жизни и
хозяйственной деятельности народов Русского
Севера, оценивать последствия этой деятельности.
4. Оборудование
Атлас (учебный).
Демонстрационная карта «Восточно-Европейская
(Русская) равнина».
На выбор: эпипроектор, кодоскоп, диапроектор.
Диапозитивы или видеофильмы (в частности,
сделанные в походах по Архангельской,
Вологодской, Новгородской областям и др.
территориям Европейского Севера России).
Стенгазеты, посвященные замечательным
местностям («Пушкиногорье», «Псков» и др.).
5. Опорные знания и умения
Понятия «ландшафты природные и антропогенные».
Представление о рельефе, климате, внутренних
водах Русской равнины.
Представление о делении территории на крупные
природные районы, об основных взаимосвязях между
компонентами природы.
Умение использовать различные учебные средства
как источники географической информации.
6. Ход урока (деятельность учителя и учащихся)
На доске:
— карта «Восточно-Европейская равнина»,
— словарь терминов,
— тема урока,
— экран,
— систематизирующая схема урока (заполняется
поблочно на уроке).
Учитель объявляет тему урока.
Постановка задач на урок:
1. Раскрыть своеобразие природы Русского Севера.
2. Выявить особенности жизни и хозяйственной
деятельности народов севера Русской равнины.
3. Оценить последствия хозяйственной
деятельности населения.
4. Раскрыть взаимосвязи объектов и явлений на
примере Русского Севера.
Рассказ об особенностях этого урока:
1. Первый в региональном обзоре России.
2. Впервые подробно рассматриваются
традиции, нравы и обычаи населения России.
3. Взаимосвязь с литературным краеведением
(посещение Псковщины, использование
поэтического материала, прозвучат стихотворения
в исполнении ребят).
Учащиеся
Звучит стихотворение о Русском Севере,
выбранное классом в качестве камертона урока.
Учитель
Рассказ в сопровождении слайдов о составе
территории Русского Севера.
Учащиеся
Работа с картой атласа. Наносят границы Русского
Севера.
Учитель
Рассказ о Кольско-Карельском крае.
Словарная работа (бараньи лбы, шхеры).
Учащиеся
Слушают рассказ учителя и отвечают
на вопросы:
1. Чем объясняется относительная (по сравнению с
другими российскими территориями,
расположенными в тех же широтах) мягкость
климата этого района?
2. Почему реки не успели выработать отчетливых
долин?
3. Каково влияние древнего оледенения на
формирование озерно-речной сети района?
4. Каков видовой состав древесной
растительности в лесах Кольско-Карельского края?
Учитель
Подготовка к работе географического
телетайпа.
Важно уметь в лаконичной форме передать
характерные черты объекта или явления.
«Телетайпный» стиль здесь уместен. Итак,
работает наш телетайп. Сообщение о Кольском
полуострове нашего корреспондента...
Учащиеся
Телетайпное сообщение о Кольском
полуострове.
Работа с картой (минеральные ресурсы
полуострова).
Учитель
Словарная работа (губа, фьорды).
Учащиеся
Телетайпное сообщение о Карелии.
Учитель
Работа с историческими документами (о
создании по указу Петра I первого российского
курорта Марциальные Воды в 1719 г.)
Учащиеся
Отвечают на вопросы:
1. Объясните возникновение водопадов на реках
Карелии, в частности водопада Кивач?
2. Почему Карелию называют туристским раем?
Учитель
Рассказ о Северо-Западе
(Балтийско-Беломорский край).
Словарная работа (полесье, ополье,
глинт).
Рассказ о Северо-Востоке
(Двинско-Печорский край).
Учащиеся
Телетайпное сообщение корреспондента о
Европейском Крайнем Севере.
Отвечают на вопросы:
1. Объясните заболоченность территории Крайнего
Севера при малом годовом количестве осадков.
2. Назовите центры добычи угля на Крайнем
Севере Русской равнины (работа с картой).
Звучит стихотворение, предваряющее
рассказ о восточной части севера Русской
равнины.
Телетайпное сообщение о восточной
части севера Русской равнины.
Отвечают на вопросы:
1. Какой вред природе наносит лесосплав?
2. Почему вторжения холода с Карского моря
охватывают большие территории?
Учитель и учащиеся
Заполнение схемы, характеризующей
связь компонентов природы Русского Севера.
Отвечают на вопросы:
Назовите 2—3 слова, наиболее ярко
характеризующие каждый компонент природы
Русского Севера.
Поясните взаимосвязь компонентов природы
Русского Севера.
Учитель
Постановка вопроса:
Вы не задумывались над тем, как природа
влияет на хозяйственную деятельность населения,
его культуру, традиции, нравы? Но прежде чем
ответить на этот вопрос, определим — какие
народы проживают на Русском Севере. Работа с
картой.
Учащиеся
Размышления о природе как
вдохновляющей творчество народа силе.
Звучит отрывок из стихотворения.
Учитель
Рассказ о древней культуре Русского
Севера, центрах художественных промыслов.
Учащиеся
Работа с картой (нанесение центров
художественных промыслов и производств на карту:
Вологда, Великий Устюг, Каргополь, Холмогоры).
Учитель
Рассказ об особенностях языка,
расселения, жилища, занятий народов Русского
Севера.
Словарная работа (изба, крашенина,
окрошка и т. п.).
Учащиеся
Отвечают на вопросы:
1. Объясните долинный тип расселения у
народов Русского Севера.
2. Почему у изб северных районов высокое
подполье (подызбица)?
3. Почему основными занятиями поморов были
рыболовство и морская охота?
Рассказ о питании народов Русского
Севера. Рецепты блюд.
Учитель
Рассказ об одежде (сопровождается
показом рисунков), духовной культуре.
Подчеркнуть естественность ассимиляции
(слияния) языка и культуры малых народов с
русской культурой.
Учитель и учащиеся
Дальнейшее заполнение схемы,
характеризующей хозяйственную деятельность
человека и влияние на нее природы.
Учащиеся
Ответ на вопрос:
Как используются природные компоненты в
хозяйственной деятельности населения?
Учитель
Рассказ о возможных последствиях
хозяйственной деятельности человека.
Рассказ о заповедниках (природных).
Учащиеся
Работа с картой (нанесение заповедников
на карту).
Рассказ о Пушкинском литературном
музее-заповеднике (иллюстративный материал —
стенгазета «Пушкиногорье» или фрагменты
кинофильма «Пушкинские места России»).
Звучит отрывок из стихотворения
А.С. Пушкина «Деревня».
Учитель
Рассказ о Кижах. Словарная работа
(погост).
Показ слайдов или фрагментов видеофильма
о Карелии.
Учитель и учащиеся
Завершение заполнения схемы,
(последствия хозяйственной деятельности
человека, необходимость охраны природы).
Учащиеся
Отвечают на вопросы:
1. Приведите примеры отрицательного
воздействия человека на природу Русского Севера.
2. Какие природоохранные мероприятия
необходимо проводить на Русском Севере?
Закрепление (итог словарной работы) Кроссворд.
Домашнее задание (опережающее).
Подобрать литературу (и другие материалы) о
традициях, быте, культуре народов Урала.
Приложение ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ТЕЛЕТАЙП (пример ученического конспективного сообщения по части территории Европейского Севера России) Северо-Запад |