Это максимум, а не минимум*
Обсуждаем проект стандарта
При чтении Проекта стандарта основного общего
образования по географии возникает ощущение, что
тут какая-то ошибка или чего-то не хватает. Скорее
всего, это максимум, а не минимум содержания. Если
считать его минимумом, то им обладает не каждый
учитель российской школы, да и преподаватель
вуза может не соответствовать заявленному
стандарту.
Любой минимум предполагает удовлетворительные
знания, умения и навыки, то есть репродуктивный
уровень. В целях же заявлено: «установление
закономерностей размещения компонентов
природы, населения и хозяйства, формирование
географических регионов; оценка различных
процессов и явлений». Каждый учащийся должен
уметь использовать «современные
геоинформационные технологии для поиска,
интерпретации и презентации географических
знаний». Возможно ли это при нашей технической
оснащенности школ, когда даже в гимназиях
компьютеры считаются роскошью? Во многих школах
до сих пор пользуются картами СССР — заменить их
нет средств.
Первая содержательная линия стандарта —
«Источники географических знаний». Одним из
источников названы географические прогнозы, о
которых в школьном курсе географии лишь
упоминается. Для того чтобы научить читать аэро-
и космические снимки, учебное время не дается, да
и нужно ли это каждому школьнику? Об учебном
географическом полигоне в стандарте я прочитала
во второй раз (впервые я слышала о таком идеале в
институте). Такие полигоны, по-видимому, имеются в
специализированных школах, экспериментальных
площадках где-нибудь в Центральной России — но и
только. Минимум должен быть ориентирован на
возможности средней российской школы.
Вторая линия — «Природа Земли и человека».
Требуются пояснения: что значит «характеристика
стихийных явлений в литосфере и способов их
предупреждения», предполагает ли «изучение
жизни рек и озер» какую-либо практическую
деятельность? В этот раздел включены также
вопросы биологической и экологической
направленности: «сравнение различных
приспособлений живых организмов к среде
обитания», которые могут быть включены в
содержательный минимум по соответствующим
предметам.
В разделе «География России» рассматриваются
многие природоохранные вопросы, на которые
федеральная программа времени не дает в рамках
урока географии. При изучении географии России
стандарт предполагает формирование умения
«применять географические знания для анализа
проблем модернизации хозяйства России на
современном этапе». Видимо, даже российские
экономисты и политики не обладают минимумом
географических знаний, умений и навыков.
Содержательная линия «Природопользование и
геоэкология» носит прикладной характер.
Современные программы по географии лишь сегодня
приобретают практическую направленность.
Кстати, «Природопользование и геоэкология» —
особый раздел в курсе «Экология и охрана
природы».
Требования стандарта основного общего
образования по географии завышены, составлены
без учета современной социально-экономической
ситуации России. Думаю, необходимо параллельно
со стандартом разрабатывать критерии оценки
качества знаний, умений и навыков. Возможно,
целесообразно было бы выделить в стандарте три
уровня — соответственно уровням качества
знаний.
* См.: Проект стандарта основного общего
образования по географии//География, № 33, 34/2002.
Н.В. БАРХАТОВА,
учитель географии и экологии гимназии № 147
г. Омск
|