Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №8/2003

Опыт


Дифференцированные задания
для уроков по регионам России

9-й класс

Н.В. ШИЯНОВА
учитель общеобразовательной школы № 7 г. Коврова
Владимирская обл.

Я провожу уроки самостоятельной работы с источниками географической информации по дифференцированным карточкам-заданиям. Идея создать такие уроки возникла у меня как реакция на те трудности, с которыми я сталкивалась в школе: сильная разница в уровнях знаний и усвоения нового материала у учащихся одного класса очень осложняла построение и проведение уроков. Трое ребят откровенно скучали, быстро отвечая на все вопросы комплексной характеристики региона, а около половины класса не усваивали даже основного материала. Для одних проблемой было найти ответ в тексте учебника, другие ходили с современными атласами, с интересом копались в них, находя факты, неизвестные даже мне. Это в одном классе.
Я подошла к пониманию того, что им надо заниматься по совершенно разным заданиям по одной и той же теме. А главное, не мучить тех и других одинаковой скоростью работы: для одних она скучна, теряется интерес, для других — непосильна, не успевают.
Так родилось это решение. Делать дифференцированные карточки для ВСЕХ в классе!
Это потребовало большой подготовительной работы. Карточки я составляю, набираю, распечатываю. Но результат меня удовлетворил. Работать стали и те, кто раньше не утруждал себя этим. Умные ребята с удовольствием решают поставленные проблемные задачи. Те, кто поленивей (такие дети есть всегда) уже не могли списать у тех, кто постарательней — задания разные. Многих карточки стимулируют к тому, чтобы работать с текстом учебника*.


* В приводимых ниже карточках при ссылках на тексты учебника страницы не указываются, так как в разных классах работают с разными учебниками и разными их изданиями. Учителям, которые будут использовать эти карточки в качестве образца, следует указать страницы по тому изданию, которое используется в конкретном классе.

Я иду на урок

конкурсная работа

Я на уроке чувствовала себя нужнее, чем раньше! У каждого — свой вопрос. Каждому — свой ответ. Кто-то нужную карту найти не может, а кто-то из ряда возможных решений не выберет оптимальное. Я хожу по классу, работаю вроде и со всеми, а вроде и индивидуально. В течение этого урока я успеваю спросить 2—3 ребят по домашнему заданию, вызывая к себе. После этих уроков у меня огромное удовлетворение!
Хочу обратить внимание, что с обычной комплексной характеристикой дети уже знакомы. Мы уже изучили четыре района по типовому плану. И давать такую характеристику они умеют (каждый на своем уровне, конечно). Комплексная характеристика вполне может быть домашним заданием по району. И последнее: конечно, вступительные слова о районе на уроке должны быть и нацеливанием на работу... Я привожу здесь только карточки-задания, а не конспект урока.