Дифференцированные задания
для уроков по регионам России
9-й класс
Н.В. ШИЯНОВА
учитель общеобразовательной школы № 7 г. Коврова
Владимирская обл.
Я провожу уроки самостоятельной работы
с источниками географической информации по
дифференцированным карточкам-заданиям. Идея
создать такие уроки возникла у меня как реакция
на те трудности, с которыми я сталкивалась в
школе: сильная разница в уровнях знаний и
усвоения нового материала у учащихся одного
класса очень осложняла построение и проведение
уроков. Трое ребят откровенно скучали, быстро
отвечая на все вопросы комплексной
характеристики региона, а около половины класса
не усваивали даже основного материала. Для одних
проблемой было найти ответ в тексте учебника,
другие ходили с современными атласами, с
интересом копались в них, находя факты,
неизвестные даже мне. Это в одном классе.
Я подошла к пониманию того, что им надо
заниматься по совершенно разным заданиям по
одной и той же теме. А главное, не мучить тех и
других одинаковой скоростью работы: для одних
она скучна, теряется интерес, для других —
непосильна, не успевают.
Так родилось это решение. Делать
дифференцированные карточки для ВСЕХ в классе!
Это потребовало большой подготовительной
работы. Карточки я составляю, набираю,
распечатываю. Но результат меня удовлетворил.
Работать стали и те, кто раньше не утруждал себя
этим. Умные ребята с удовольствием решают
поставленные проблемные задачи. Те, кто
поленивей (такие дети есть всегда) уже не могли
списать у тех, кто постарательней — задания
разные. Многих карточки стимулируют к тому, чтобы
работать с текстом учебника*.
* В приводимых ниже карточках при ссылках
на тексты учебника страницы не указываются, так
как в разных классах работают с разными
учебниками и разными их изданиями. Учителям,
которые будут использовать эти карточки в
качестве образца, следует указать страницы по
тому изданию, которое используется в конкретном
классе.
Я иду на урок
конкурсная работа
Я на уроке чувствовала себя нужнее, чем
раньше! У каждого — свой вопрос. Каждому — свой
ответ. Кто-то нужную карту найти не может, а кто-то
из ряда возможных решений не выберет
оптимальное. Я хожу по классу, работаю вроде и со
всеми, а вроде и индивидуально. В течение этого
урока я успеваю спросить 2—3 ребят по домашнему
заданию, вызывая к себе. После этих уроков у меня
огромное удовлетворение!
Хочу обратить внимание, что с обычной
комплексной характеристикой дети уже знакомы. Мы
уже изучили четыре района по типовому плану. И
давать такую характеристику они умеют (каждый на
своем уровне, конечно). Комплексная
характеристика вполне может быть домашним
заданием по району. И последнее: конечно,
вступительные слова о районе на уроке должны
быть и нацеливанием на работу... Я привожу здесь
только карточки-задания, а не конспект урока.
|