Лучше обсуждать, чем спорить —
это мудро, вежливо, продуктивно
Размышления по поводу
январских номеров
Р.М. КУЗЬМИНА
учитель средней школы № 848,
Заслуженный учитель РФ
г. Москва
Человек живет надеждами на лучшее в своей
личной и профессиональной жизни. И эти надежды
становятся ближе, когда ты берешь в руки свежие
номера нашей «Географии».
Первые статьи этих номеров продолжают начатую в
конце 2002 г. дискуссию:
1. «Что такое география» С.В. Лысых, «Попробуем
разобраться спокойно» К.С. Лазаревича.
2. «Содержание географического образования и
совершенствование механизмов контроля его
качества» В.И. Сиротина.
3. «Требования к знаниям и умениям
представляются необоснованно завышенными»
С.Г. Розановой (о стандартах) и др.
Проблемы, поднятые в этих публикациях, не могут
не волновать учителя, призванного «сеять доброе,
разумное, вечное». Какой быть географии в XXI веке?
Временным научным коллективом под руководством
профессора В.П. Дронова и академика РАО
В.П. Максаковского подготовлена новая
концепция школьного географического
образования, которая предусматривает не
косметические, а коренные изменения, как в его
структуре, так и в содержании. На мой взгляд,
нельзя отказаться от знаний в форме запоминания
и перейти на уроках географии к «рассуждениям
о...». География может базироваться только на
фундаменте конкретных знаний о земной
поверхности, прежде всего, на знании карты. Но как
научить этим знаниям, как научить карте: через
заучивание или с помощью размышлений,
рассуждений, понимания,
с помощью активизации мышления? Как научить
работать с картой? Как научить правильно и
эффективно пользоваться информацией? Как
отстаивать свою точку зрения? Как общаться между
собой, обсуждая содержательные проблемы?
Ответами на эти вопросы может стать лишь
результат многолетнего поиска. Поиск привел меня
к мысли об изменении роли и места ученика в
современном уроке, а именно — переход от
пассивного восприятия новых знаний к активному
самопознанию и самообразованию.
На моих уроках ход познания идет «от учеников»,
осуществляется преобразующий характер
деятельности учащихся: они наблюдают,
сравнивают, классифицируют, делают выводы,
выясняют закономерности. У нас идет
коллективный поиск, направляемый учителем,
формулирующим вопросы, пробуждающие
самостоятельную мысль учеников.
Важно создание на уроке педагогических
ситуаций общения, позволяющих каждому ученику
проявить инициативу, самостоятельность,
избирательность в способах работы. Нужна гибкая
структура урока.На своих уроках я работаю над
проблемой развития монологической и
диалогической речи. Наш диалог — изложение мысли
в форме вопросов и ответов. Но в отличие от
фронтальной беседы здесь исходят из того, что о
каждой вещи могут существовать противоположные
мнения, поэтому в споре каждый из собеседников
отстаивает свою позицию. Путь от фронтальной
беседы к диалогу сложен, и я его осваиваю
поэтапно:
— умение ставить вопросы после выступления;
— поиски ответов на вопросы, поставленные
учителем;
— участие в диалоге.
Такой путь способствует не только усвоению
материала, но и гибкому владению им, помогает
применять знания в новых условиях, повышает
мотивацию к учебному труду.
Подобные уроки способствуют развитию
коммуникативных качеств личности, развивают
умение общаться, не теряться в жизненных
ситуациях, когда нужно отстаивать свою позицию.
Формируются умения слушать и слышать,
регулировать конфликты. Развивается способность
к свободной ориентации в современном мире, к
принятию ответственных и самостоятельных
решений. Такие уроки не допускают
перегруженности учащихся,
а значит, дают право отнести их к технологиям,
сберегающим здоровье.
Мне очень импонирует вопрос, поднятый в № 2
главным специалистом Министерства образования
PФ В.И. Сиротиным о контроле качества
географического образования. Повальное
увлечение тестированием, на мой взгляд, не
отражает объективно качественный уровень знаний
по географии и, тем более, не позволяет выявить
географическую культуру молодых людей. Тестовые
задания в большей степени оценивают уровень
овладения фактологическим материалом, то есть
проверяют память. С помощью тестов очень сложно
определить, умеет ли учащийся отделять причину
от следствия, устанавливать
причинно-следственные связи, делать
самостоятельные выводы и умозаключения,
обобщать материал и т. д. Тестовые задания
почти никак не рассчитаны на работу учащихся с
картой, со статистическими материалами.
А без карты, по выражению Н.Н. Баранского, «нет
географии». К сожалению,
у современных учащихся появилась тенденция —
«забыть» принести атлас для работы на урок
географии. Я поддерживаю мнение В.И. Сиротина: в
основу текущего и итогового контроля качества
знаний должна быть положена система заданий и
упражнений, дающих возможность не только
проверить овладение учащимися теоретическими
понятиями и фактологией, но и оценить
практические умения учащихся получать нужные им
знания из различных источников информации.
«Когда, поверяя историей, восстанавливаю пред
мысленным взором времена давно минувшие, вижу,
как мудрость, а еще более красноречие основывают
города, гасят войны, заключают длительные союзы и
завязывают священную дружбу между народами. Так
что по зрелом размышлении сам здравый смысл
приводит меня к заключению, что мудрость без
красноречия мало приносит пользы государству, но
красноречие без мудрости зачастую бывает лишь
пагубно и никогда не приносит пользы» — слова
Цицерона.
В многочисленных публикациях С.В. Рогачева о
городах та самая польза как раз есть. Эти статьи
всегда содержательны, в них выдержан стиль
изложения материала. Статья «Монастырь — посад
— город» очень актуальна для образования, можно
использовать материал прямо «с колес» при
прохождении тем
в 9-м классе. Ребята «с аппетитом» воспринимали
рассказ о Сергиевом Посаде и о Троице-Сергиевой
лавре, о Киржаче. Н.Н. Баранский писал, что
«апелляция к мозгам школьников должна быть
обязательно дополнена апелляцией к их эмоциям...
Ни один из других предметов в такой степени не
нуждается в наглядности и занимательности, как
география, и в то же время ни один из предметов не
представляет более благоприятного поля для
применения наглядных и занимательных способов
преподавания, как география. И это по той простой
причине, что все, что изучает география... все это
понятия не отвлеченные, а конкретные, доступные
нашему непосредственному представлению».
Развивая аналогичную мысль, К.Г. Паустовский
говорил: «В любой области человеческого знания
заключается бездна поэзии», тем более в
географии. Поэтому любой урок географии может
быть украшен использованием стихотворений,
прозы. Это придает уроку неповторимость и
незабываемость. Большим подспорьем для
реализации этой идеи является подборка отрывков
из художественных произведений, сделанная Ю.Н.
Лазаревич в № 1.
«Нельзя человека научить на всю жизнь, его надо
научить учиться всю жизнь»
(Г.Ю. Ксензева). Эти слова должны стать девизом
каждого учителя, работающего в школе. Мир
изменчив, сложен, противоречив. И понять его
помогают статьи в № 2 А.Л. Чепалыги «Региональная
группировка стран мира»,
Е.Л. Плисецкого в № 3 «Внешние экономические
связи России с развивающимися странами», где,
кроме большого информационного материала, есть
статистические страницы. На память приходят
слова Жюля Верна: «Умный человек найдет у себя
дома больше, чем дурак в кругосветном
путешествии». Выписывая газету «География»,
можно в комфортных условиях дома расширять свой
кругозор о географических открытиях,
о великих путешествиях, экспедициях. Этому
помогают статьи в № 3 о П.К. Козлове —
исследователе Центральной Азии, в № 2 «Ледокол
как символ географического положения России» об
адмирале С.О. Макарове — инициаторе создания
ледокольного флота России.
В № 4 особый интерес у меня вызвала статья
В.М. Волынкиной «Менталитет русского народа» и
подборка художественных текстов
«Этногеография». Гайто Газданов писал: «В Европе
есть только одна страна, где можно понять
по-настоящему, что такое пространство, — это
Россия». И громадные пространства, и суровый
климат, и необходимость противостоять
объединенным силам одновременно многих народов
с запада и с востока породили преобладающий тип
подсознательных и сознательных психологических
установок, выработали определенные черты
характера: огромную силу воли, упорство,
осмотрительность, наблюдательность,
вдумчивость, сосредоточенность,
созерцательность и оптимизм.
Но вместе с тем «...огромные пространства легко
давались русскому народу, но не легко давалась
ему организация этих пространств в величайшее в
мире государство, поддержание и хранение порядка
в нем. Размеры государства ставили русскому
народу почти непосильные задачи, держали русский
народ в непомерном напряжении» (Н.А. Бердяев). И
русская душа оказалась под давлением необъятных
российских полей, необъятных российских снегов.
Длительные холодные зимы отразились
безрадостной печалью в душе русских людей. Под
действием этих и других причин в русской душе
поселились и отрицательные черты: лень,
беспечность, недостаток инициативы, слабо
развитое чувство ответственности,
бесхозяйственность и др.
Содержание этой статьи пригодится моим ученикам
для написания творческих работ в 9-м классе по
теме «Культурно-этническая мозаика региона
России» (по выбору учащихся). В 10-м классе я
предложу школьникам использовать статью В.М.
Волынкиной для анализа следующего тезиса:
«Климат оказывает влияние на жизнь людей.
Некоторые географы высказывают мнение, что
“жаркий” пояс — это дары щедрой природы,
отсутствие стимулов к труду, быстрое течение
жизни, а умеренный пояс — размеренный ритм жизни,
преодоление препятствий природы как стимул к
труду. Согласны ли Вы с этим утверждением? Свой
ответ аргументируйте».
А к замечательному отрывку из Виктора Бокова,
напечатанному под редакционным заголовком «Сбор
географического мёда с человеческих цветов»,
хочется добавить его же стихи:
О Земля моя! Ты — кафедра.
Мне с твоих родных страниц
Открывалась география
Гор и рек и русских лиц. |
В № 4 очень интересна информация о
проведении зимнего тура конкурса: «Я иду на урок
географии». Хочется пожелать, чтобы как можно
больше участников присылали свои новинки,
географо-педагогические ноу-хау. Лучшие из них, я
не сомневаюсь, будут опубликованы в газете, и
читатели по достоинству смогут их оценить,
использовать в своей работе.
Заслуживает внимания публикация «Что такое
геологическая карта» К.С. Лазаревича, поскольку
многие испытывают трудности при работе с этими
картами.
Привычка странствовать по картам и видеть в
своем воображении разные места позволяет
правильно увидеть их в действительности. На этих
местах всегда остается, по словам К.Г.
Паустовского, как бы легчайший след вашего
воображения, дополнительный блеск, некая дымка,
не позволяющая вам смотреть на них скучными
глазами.
Расширяют наш кругозор также данные о
религиозной структуре населения, «будоражат»
мысль задачи серии «Властелин колец». |