Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №8/2003

Для организации самостоятельной работы учащихся


8—9-й класс — материал для выявления особенностей России при изучении темы «Черная металлургия»
10-й класс — общий уровень

Десять первых стран мира
по выплавке стали

Двадцать крупнейших производителей стали,
2000 г., млн т

1. Китай 127,2
2. Япония 106,4
3. США 101,8
4. Россия 59,1
5. Германия 46,4
6. Южная Корея 43,1
7. Украина 31,8
8. Бразилия 27,9
9. Индия 26,9
10. Италия 26,8
11. Франция 21,0
12. о. Тайвань 16,8
13. Канада 16,6
14. Испания 15,9
15. Мексика 15,6
16. Великобритания 15,2
17. Турция 14,3
18. Бельгия 11,6
19. Норвегия 10,5
20. ЮАР 8,8

Задания

1. Базовый уровень. Запомните первую тройку стран — лидеров по выплавке стали. Постарайтесь запомнить еще минимум 2—3 страны из десятки. Нанесите на карту стра’ны из второй десятки, соблюдая пропорциональность высоты столбиков.
Хороший уровень. Постарайтесь запомнить 7—8 стран из десятки, запомните объемы выплавки стали по этим странам с округлением до 50 млн т. Попытайтесь предложить собственную мнемоническую формулу для запоминания первой десятки.
Творческий уровень. Запомните десять лидеров, но не механически, а выдвигая для себя некоторые обоснования по каждой стране. Пример: «Я думаю, что Китай занимает 1-е место по стали, потому что это самая большая по населению страна», «Я считаю, что Украина выплавляет много стали, потому что это была вторая по значимости республика мощной индустриальной державы — СССР» и т. п.
2. Базовый уровень. Сопоставьте эту десятку с десяткой лидеров по добыче железной руды (см. картосхему и таблицу в № 7/2003). Подчеркните страны, вошедшие в обе десятки.
Хороший уровень. Проведите ту же работу, используя данные по 20 ведущим странам в той и другой совокупностях. Рассчитайте разницу между количеством добытой руды и количеством выплавленной стали. Попытайтесь объяснить различия. Какие страны больше добывают железной руды, чем выплавляют стали? Какие страны больше выплавляют стали, чем добывают руды? Какой уровень развития хозяйства характерен для каждой из этих двух групп стран?
Творческий уровень. Можно ли утверждать, что большое производство стали в современном мире является признаком экономической мощи и динамичного развития?
3. Базовый уровень. Заштрихуйте на карте страны — крупнейшие производители железной руды
(см. № 7/2003) вертикальной штриховкой, а страны — крупнейшие сталеплавильщики (то есть потребители руды) горизонтальной штриховкой. В каких случаях штриховки наложатся друг на друга? Как вы думаете, откуда получают руду те страны, которые плавят много стали, но добывают мало (или меньше, чем нужно) руды.
Хороший уровень. Линиями на карте обозначьте наиболее вероятные, по-вашему, межстрановые потоки железной руды. Объясните, почему вы провели линии именно таким образом.
Творческий уровень. Представьте себя на посту генерального директора крупной сталеплавильной компании Японии, Южной Кореи и США. В каких странах вы будете закупать руду для своих предприятий? Какие соображения повлияют на ваш выбор (назовите критерии)?
4. (для курса экономической и социальной географии России). Базовый уровень. Запомните, на каком месте в мире по выплавке стали находится Россия. Запомните с точностью до 10 млн т, сколько стали выплавляет наша страна.
Хороший уровень. Сколько стали выплавляют ближайшие соседи России? Подумайте, в какие страны Россия может экспортировать свою сталь.
Творческий уровень. Какие страны могут восприниматься как главные конкуренты России на мировом рынке стали? Ответ обоснуйте, используя материалы учебника, справочников, периодической печати.