Географический образ Урала
|
Город Златоуст Челябинской обл.
|
Бурное развитие горнозаводского дела на Урале начинается во времена Петра Великого. Первые заводы были построены по его указу. «А те заводы, — говорится в указе, — у таких построены добрых руд, каковых во всей вселенной быть невозможно; а при них такие воды, леса, земли, хлеба, живности всякие, что ни в чем скудность быть не мочно» (От Урала до Москвы). В своих очерках Д.Н. Мамин-Сибиряк с глубокой научностью, точной документальностью и одновременно оживленно, с лирическим подъемом характеризует развитие и размещение горно-металлургической промышленности на Урале. Очерки дают богатейший материал для историко-географической характеристики региона. Автор отмечает, что уже к середине ХVIII в. Демидовы имели свыше трех десятков заводов (Невьянский, Шуралинский, Выйский, Верхнетагильский, Нижнетагильский, Шайтанский, Уткинский, Ревдинский13). В течение ХVIII в. Строгановы построили 14 металлургических заводов (Билимбаевский, Юго-Камский, Добрянский, Хохловский, Нытвенский14). Всего за 10 лет, с 1753 до 1763 года, на Урале было выстроено 68 частных заводов. При этом многие из ранее возникших казенных заводов были переданы в частные руки, в том числе придворным сановникам. Так, граф П.И. Шувалов получил Гороблагодатские заводы (Туринский, Кушвинский, Верхнетуринский, Баранчинский15), канцлер М.И. Воронцов — Пыскорский, Егошихинский, Мотовилихинский, Висимский16, его брат Р.И. Воронцов — Верх-Исетский17, граф С. Ягужинский — Сылвенский, Уткинский 18, камергер И.П. Чернышев — Юговские19 (Город Екатеринбург). Во второй половине ХVIII в. строятся заводы на Южном Урале: Верхнеуфалейский, Нижнекыштымский, Верхнекыштымский, Каслинский, Златоустовский, Миасский20 и др. Появляются первые металлургические заводы на Северном Урале: Петропавловский, Богословский21. Заводы работали на сырье, добываемом на местных рудниках, и на древесном угле. Ежегодно из горы Высокой добывалось до 6 миллионов пудов железной руды и до 200 тысяч пудов медной (Платина). Из Высокой горы получали руду Тагильские, Верх-Исетские, Алапаевские, Невьянские, Ревдинские заводы; с Благодати — Кушвинский, Туринский и др. Заводы по тому времени были высокоразвитыми промышленными предприятиями. Доменное (выплавка чугуна), молотовое (выделка железа) производства и литье, как правило, осуществлялись на одном заводе. Иногда молотовые заводы строились отдельно, но поблизости от доменных, откуда они получали чугун для дальнейшей переделки. В романе «Три конца» дается описание одного из таких заводов: «Против формовочной стоял длинный кричный корпус; открытые настежь двери позволяли издалека видеть целый ряд ярко пылавших горнов, а у внутренней стены долбили по наковальням двенадцать кричных молотов, осыпая искрами тянувших полосы кричных мастеров22. Картина получалась самая оживленная, и лязг железа разносился далеко, точно здесь какие-то гигантские челюсти давили и плющили раскаленный добела металл.
Нижний Тагил. Вид с Выи
|
Ключевской завод славился своим полосовым
кричным железом, и Лука Назарыч невольно
остановился, чтобы полюбоваться артистическою
работой ключевских кричных мастеров...
За кричным корпусом в особом помещении тяжело
отдувались новые меха, устроенные всего год
назад. Слышно было, как тяжело ворочалось
двухсаженное водяное колесо, точно оно хотело
разворотить всю фабрику, и как пыхтели
воздуходувные цилиндры, набирая в себя воздух со
свистом и резкими хрипами. Старик обошел меховой
корпус и повернул к пудлинговому, самому
большому из всех; в ближайшей половине,
выступавшей внутрь двора глаголем,
ослепительным жаром горели пудлинговые печи,
середину корпуса занимал обжимочный молот, а в
глубине с лязгом и змеиным шипением работала
катальная машина. В особом притыке со свистом и
подавленным грохотом вертелся маховик,
заставлявший сливавшиеся в мутную полосу
чугунные валы глотать добела раскаленные пакеты
сварочного железа и выплевывать их обратно
гнувшимися под собственною тяжестью
ярко-красными железными полосами».
Из производимого металла на заводах выделывали
различные изделия: проволоку, пушки, боеприпасы,
инструменты, посуду. Значительная часть железа
шла на экспорт, в основном в Англию. К концу ХVIII в.
Россия выходит на первое место по производству
черных металлов. А Урал остается ведущим в России
центром металлургической промышленности, он
производит 86% российского чугуна и всю медь.
Производственные корпуса
|
Но если в ХVIII в. дешевизна крепостного труда,
а потому низкие расходы на выжиг угля и добычу
руды были основой процветания промышленности
Урала, то в ХIХ в., в эпоху расцвета капитализма, то
же самое крепостное право послужило причиной
упадка Урала. Россия оказалась далеко позади
других европейских стран, в которых крупная
машинная индустрия вызвала гигантское развитие
металлургии. Тем не менее в России Урал сохраняет
свое лидирующее положение: в 1860 г. здесь было
произведено 89% меди, 71% всего чугуна.
В 80-е годы ХIХ столетия уральская
металлургическая промышленность вступила в
полосу затяжного кризиса. Характеристику этого
периода мы находим в романе «Три конца»: «Заводы
остановились, “жила” опустели. Половина изб
стояла с заколоченными окнами. Лето прошло
невеселое: страдовали старики да бабы с
подростками. Почти все мужское взрослое
население разбрелось куда глаза глядят, побросав
дома и семьи. Случилось что-то стихийно-ужасное,
как поветрие или засуха. На покосах больше не
пели веселых песен и не курились покосные
огоньки, точно пронеслось мертвое дуновение.
Раньше на время делалась мертвой только одна
фабрика, а теперь замерло вместе с фабрикой все
живое. Картина получилась ужасная, точно после
военного разгрома».
Вид на Златоустовский завод
|
В своих очерках Мамин-Сибиряк рассматривает
целый ряд причин, тормозящих развитие уральской
горнозаводской промышленности. Искренняя любовь
к родной земле и преданность народным интересам
помогли настолько метко и верно вскрыть ряд
важнейших проблем, что данный им анализ
уральской действительности смело и уверенно
можно признать одним из наиболее острых и
глубоких по тому времени. В его очерках
исключительно большое место занимает вопрос о
монопольных владельческих правах уральских
горнопромышленников-заводчиков. Мамин-Сибиряк
подробно исчисляет громадные земельные
территории, принадлежащие заводам и превышающие
своими размерами некоторые европейские
государства. «Ключевской завод принадлежал к
числу знаменитейших Мурмосских заводов, дача
которых своими сотнями тысяч десятин залегла на
самом перевале Среднего Урала. С запада на восток
Мурмосская заводская дача растянулась больше,
чем на сто верст, да почти столько же по оси
горного кряжа» (Три конца). Даже после отмены
крепостного права в 1861 году уральские заводчики
являются крупнейшими землевладельцами.
В очерках Мамина-Сибиряка уделено много внимания
технической отсталости уральской
промышленности в пореформенное время. Причем
автор с добросовестностью настоящего
исследователя анализирует большое количество
статистических таблиц и справок,
характеризующих эту отсталость. «Вот факты:
производительность России в конце XVIII века
превосходила сумму производительности железа
всех государств вместе взятых. Теперь роли
поменялись: Англия дает около полумиллиарда
пудов железа,
а Россия не дает и пятидесяти миллионов» (От
Урала до Москвы). Одна из главных причин такой
существенной разницы заключается в том, что
Англия перешла на минеральное топливо. Одна
доменная печь на минеральном топливе давала в
среднем
1,4 млн пудов в год, а на древесном — 217 тысяч пудов.
На Урале в конце ХIХ в. доля угля, нефти, торфа
составляла всего 3,7% использованного в
горнозаводской промышленности топлива, 96%
топлива приходилось на дрова. Мамин-Сибиряк с
горечью замечает: «Россия жжет последние леса» (От
Урала до Москвы). В каменном угле вопрос жизни
и смерти всего уральского железного дела, и он
доказывает это на примере Невьянского и
Тагильского заводов.
Проходная Верх-Исетского завода
|
Невьянск — почти первый завод, построенный на Урале. Когда-то он процветал, а в настоящее время пользуется очень плохой репутацией. При заводах числится дача в 180 000 десятин, а из них 114 000 десятин лесу. Все, что можно было сжечь, Невьянский завод сжег и в настоящее время только благодаря милости правительства пользуется топливом из казенных дач. Производительность завода достигает едва 167 529 пудов чугуна в год (за 1886 год). Все это такие мизерные и жалкие цифры, что даже приводить их совестно: на десятину посессионной земли Невьянский завод не вырабатывал даже пуда чугуна. «Если бы встал из земли сам Акинфий Никитич Демидов, главный воротила и фундатор23 уральских заводов, и посмотрел с башни на дела рук своих, наверное, сжалось бы от скорби и его железное сердце. Старинное заводское гнездо едва дышит, а старинное железо, составившее славу Уралу и носившее свою торговую марку “черный соболь”, кажется, сохранилось только на крышах старинных заводских зданий. Нет, лучше уж Акинфию Никитичу лежать в земле, чем подниматься и смотреть на свое благородное потомство!» (Самоцветы).
Пермь. Мотовилихинские заводыФото рубежа XIX—XX вв.
|
Тагильские заводы бойко шли по той же дорожке, как и Невьянские, и давно успели свести лучшие леса, так что пользовались и пользуются отпуском леса, как и Невьянские, тоже из казенных дач. Но потребность в горючем материале для Тагильских заводов, при их громадной производительности, стоит неизмеримо выше. А потому эти заводы избрали другой путь. Они идут впереди всех других заводов по части различных технических усовершенствований. Но еще большее значение имеет то, что именно нижнетагильские заводы первые решились постепенно вводить в производство свой уральский каменный уголь, для чего были приобретены Луньевские каменноугольные копи. Так, в 1887 году на этих копях было добыто уже 3 118 190 пудов угля, то есть почти треть добытого на Урале, при этом завод выплавил 728 780 пудов чугуна и 237 380 пудов железа (кричного, пудлингового, котельного, листового) (Платина). Это доказывает, что единственный выход для заводов — переход на минеральное топливо. За Тагильскими заводами всегда остается честь и заслуга, что они вышли на эту новую дорогу первыми. Несмотря на то, что 80-е годы на Урале были временем, когда он начал утрачивать свое значение основной металлургической базы России, Мамин-Сибиряк писал, глядя на картину Тагила: «вероятно, уже недалеко то время, когда этот завод сделается русским Бирмингамом, при дружном содействии других уральских заводов, не только вытеснит с русских рынков привозное железо до последнего фунта, но еще вступит в промышленную борьбу на всемирном рынке с английскими и американскими заводами» (От Урала до Москвы). Мамин, как истинный патриот, верит в возрождение уральской промышленности и не ошибается в этом.
Окончание следует
13 Все перечисленные заводы — на территории современной Свердловской обл. Невьянский —современный город Невьянск (80 км к северу от Екатеринбурга); Шуралинский — нынешний поселок Шурала юго-западнее Невьянска; Выйский — в Нижнем Тагиле; Верхнетагильский — город Верхний Тагил (80 км к северо-северо-западу от Екатеринбурга), Нижнетагильский — современный Нижний Тагил, Шайтанский и Уткинский — в 100—120 км к северо-западу от областного центра, Ревдинский — город Ревда (40 км западнее Екатеринбурга). — Здесь и далее, кроме оговоренных случаев, прим. ред.
14 Билимбаевский завод — юго-западнее Верхнего Тагила (см. прим. 5 в № 6/2003), Юго-Камский — ныне поселок Юго-Камский в Пермской обл. (60 км к юго-западу от Перми); Добрянский — современный город пермских энергетиков Добрянка, на Каме; Хохловский — в правобережье Камы, между Добрянкой и Пермью; Нытвенский — город Нытва (70 км к западо-юго-западу от Перми).
15 Все — на севере Свердловской обл. Туринский завод (по-видимому, Нижнетуринский) — город Нижняя Тура; Кушвинский — город Кушва; Верхнетуринский — город Верхняя Тура; Баранчинский — поселок Баранчинский к югу от Кушвы.
16 Все — в Пермской обл. Пыскорский — между Березниками и Соликамском; Егошихинский и Мотовилихинский — в нынешней Перми; Висимский завод (не путать с Висимо-Шайтанским, родиной Мамина-Сибиряка) — в 80 км к северу от Перми.
17 Верх-Исетский завод — в Екатеринбурге. См. прим. 5 в № 6/2003.
18 Уткинских заводов было два. Оба — и этот, и упомянутый в прим. 13 — находились к северо-западу от Екатеринбурга. Сылвенский — ныне поселок Сылва (120 км к северо-западу от Екатеринбурга).
19 Юговский завод — на территории нынешней Пермской обл., к западу от Кунгура.
20 Все — в нынешней Челябинской обл. Верхнеуфалейский — поселок Верхний Уфалей на полпути по железной дороге между Екатеринбургом и Челябинском; Нижнекыштымский и Верхнекыштымский — к юго-востоку от предыдущего (нынешний город Кыштым), Каслинский, Златоустовский и Миасский — современные города соответственно Касли, Златоуст и Миасс.
21 Это самые северные среди перечисленных заводы на территории нынешней Свердловской обл. Петропавловский — ныне город Североуральск; Богословский — город Карпинск (переименован в честь здешнего уроженца геолога Карпинского).
22 Кричный передел — старинный способ получения железа. В Европе уже в XVIII в. его вытеснили более прогрессивные технологии.
23 Фундатор — основатель.