Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №11/2003

Корреспонденция


Географо-краеведческие курсы
в Омской области

Давно известно мнение, что география познается через изучение родного края. Однако часто понятие собственного края сводится лишь к ближайшему окружению своего города, поселка, села. Между тем краеведческий принцип предполагает гораздо более широкий охват местности. Тем более, если речь идет о краеведении в такой области, как Омская, где на относительно небольшой территории мы находим проявления четырех природных зон: южная таежная, зона смешанных лесов, лесостепь и, наконец, степь.
В нашей области по инициативе старшего преподавателя кафедры естественно-географического образования Института повышения квалификации педагогических работников Г.И. Саренко организованы хозрасчетные курсы «Географические аспекты краеведения».

Омск
Омск.
Фото Л.А.Вайсберга

На осенних, зимних и весенних каникулах педагоги города Омска и Омской области выезжают в различные районы. По договоренности с учителями географии сельских районов, а через них — с соответствующими властными и коммерческими структурами в принимающих районах осуществляется программа знакомства с достопримечательностями, состоянием экономики, демографической картиной, особенностями использования природных ресурсов.
Участники курсов знакомятся также с опытом учителей географии принимающего района и особенностями отдельных школ. Учителя фотографируют, ведут видеосъемку, а потом используют отснятый материал на своих уроках, воочию показывая разнообразие Омской земли своим ученикам.
Характеризуя положительный эффект курсов, необходимо упомянуть и об опыте неформального общения коллег, напоминающего общение туристов на привале у ночного костра: песни под гитару, психологический тренинг, интересные истории, связанные с изучением прошлого области и ее природы. В таких беседах узнается много такого, что потом с успехом используется на уроках. И что важно, в походах единомышленников формируется своеобразная аура товарищества, профессионального братства.
За последние два года мы открыли для себя и соответственно для детей наших школ многие достойные внимания объекты в Любинском, Теризском и Москаленском районах области.
В Любинском районе — крупнейший в Сибири молочный комбинат, чья продукция (сгущенка) широко известна по всей России и за рубежом. В селе Крутая Горка мы окунулись в мир геологии и геоморфологии Западной Сибири, изучали роль человека в процессах формирования рельефа, перед нами с лекциями выступили члены Русского географического общества. В селе Пушкино — уникальный для нашего региона дендропарк, где представлена растительность всех регионов Сибири и сопредельных территорий. Мы имели возможность ознакомиться с полным циклом деревообработки.
В Теризском районе нам посчастливилось увидеть разработку газоконденсатного месторождения. Это наш областной первенец, с ним связано начало газификации области. Мы воочию убедились, насколько прекрасна наша сибирская южная тайга, как великолепно вписываются в ландшафт те образцы деревянного зодчества, что создавались веками, как интересны сами жители этих мест — потомки переселенцев и ссыльных со всей России.
В Москаленском районе познакомились с работой школьного лесничества, узнали об уникальном опыте акклиматизации дуба в суровых условиях Сибири, а также об опыте природоохранной работы через систему летних полевых экологических лагерей. Побывали и на самом большом соленом озере области — Эбейты (клад природных солей!).
Все эти поездки учителя оплачивают по минимальной стоимости, главным образом — проезд, а часть расходов на месте берут на себя — по доброй воле — хозяева.
Конечно, условия размещения — самые спартанские, но тем интереснее, поскольку так в общем-то отрабатывается методика организации подобных поездок для школьников.
Думаю, именно такие курсы дают нам полное ощущение и видение своего края как единой территории. В таких поездках умом и сердцем понимаешь многообразные связи человека и окружающей природы. Курсы, организуемые Г.И. Саренко, помогают на уроках географии продвинуться от абстрактного рассказа к эмоционально-чувственному, образно-насыщеному обучению.

В. СЕРКОВ,
учитель высшей категории
Москаленской средней школы № 2,
участник курсов
Омская обл.