Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №11/2003

История нашей науки


Пробить идею простого, ясного, образного учебного текста

Из воспоминаний о Н.Н. Баранском

В.И. БЫКОВ
канд. геогр. наук,
доцент кафедры экономической и социальной географии
стран содружества и Республики Беларусь
Белорусского государственного университета
Минск

Сидим в его кабинете и беседуем о научных проблемах. Вдруг открывается дверь и заходит Н.И. Ляликов*. Своим старческим, дребезжащим голосом он говорит: «Здравствуйте, Николай Николаевич!»
Н.Н. Баранский в ответ протодиаконским басом, «аки Иерихонская труба»: «Входите, юноша! Очень рад, очень рад... Давненько не виделись. Ну, рассказывайте, по какой нужде пожаловали».
Я встал, желая откланяться, но он категорично приказал: «Не уходите. Почитайте что-нибудь. Отпущу старого друга, тогда и закончим наши дебаты». Я взял с полки редкую книгу «Допрос членов Временного правительства 1917—1918 гг.» и углубился в чтение, а старики заговорили о судьбе учебника «Экономическая география СССР» для восьмого класса. Суть дела состояла вот в чем — Министерство просвещения предложило Баранскому облегчить (упростить) его учебник и сократить объем. С первым требованием он охотно согласился, но сокращать объем категорически отказался. Напротив, ссылаясь на Н.В. Гоголя, он пытался убедить министерских чиновников расширить объем, и тогда за счет сокращения дидактического текста и расширения географических описаний он постарается сделать учебник более художественным, простым и понятным. Вместо того чтобы ухватиться за эту идею выдающегося педагога своего времени, министерские чинодралы начали искать автора, который согласится упростить учебник Н. Баранского, выдержавший 16 изданий, или напишет свой учебник более простым языком и с меньшим объемом сведений. На такую роль «троянского коня» и согласился милейший Николай Иванович Ляликов. Они говорили о разных разделах учебника довольно долго. Баранский старательно отвечал на все поставленные перед ним вопросы. Наконец начали прощаться. И во время этого прощания нельзя было не обратить внимания, что Николай Иванович, несмотря на то, что был младше Баранского более чем на 10 лет, выглядит изношенным человеком, прямо-таки слабосильным стариком, а хозяин, напротив, смотрится орлом, с молодым задором подтрунивая над убогим старцем, называя его «юношей». Когда Ляликов ушел, Николай Николаевич взялся за меня: — Ну-с, молодой человек, так что Вам эта картинка говорит? На что это похоже?
Я начал что-то мямлить о том, что так и должно быть, ибо в этих вопросах вы самый главный, вас на «эфтом месте» и на коне не объехать.
Он был в хорошем настроении и с улыбкой слушал всю эту муру. А потом в сердцах сказал:
— Да ну Вас к черту! Вы же умный человек, а несете нечто совсем несуразное. Вот, мой дорогой, на что это похоже... Я со своим учебником, как с доброй женой, прожил шестнадцать лет в мире и согласии. Он забрал у меня жену и пришел спрашивать о ее интимных особенностях.
Я в слезах от смеха вывалился из кабинета, а его сын Константин спросил: «Что там у вас с батькой произошло?» Пришлось кратко рассказать и спросить по-дружески, а не обижается ли Баранский?
Константин Николаевич удивленно вздернул бровями: «На Ляликова? Да ну, что Вы. Здесь такой проблемы нет. А на Министерство зол до последней степени. Там решение однозначно — не Ляликов, так другой. Он, наверное, сам его и предложил. Но пока вел переговоры, очевидно, надеялся, ибо ворчал: “Теперь им надо образность. Вот дурачье! Вы бы разрешили писать образно, так давно бы написали. Я им не одну рукопись могу показать, где эта образность и описания вычеркнуты и выкинуты, как ненужная художественность”. Может, и хотел пробить идею простого, ясного, образного учебного текста. Он же об этом многие годы толкует».
Теперь, после знакомства с его громадным архивом, я вполне разделяю такую точку зрения. Ведь в русской географии, наверное, вообще не было ученого, который мог бы с такой ясностью и образностью живописать словом географию своей родины, как Н.Н. Баранский. Образность его языка сказывается в его многочисленных лекциях, которые в громадном большинстве своем не опубликованы. Этим я хочу сказать одно — картинность, образность, научная художественность географических характеристик разных районов СССР были у него наработаны. Ему просто можно было взять свои старые тексты по районам, городам и весям СССР и создать единую ткань текста нового облегченного учебника, который, хотя бы и превосходя старый по объему, читался бы как роман. Ведь написал же он веселым языком куда более узкую по тематике книгу «Экономическая картография» (выпуск III), от текста которой действительно трудно оторваться. Я видел его личный экземпляр, на котором в конце, в качестве резюме, очевидно, через многие годы после издания, написано: «О таких скучных вещах и так весело написано. Чиновники недоглядели, а то бы испортили». И в данном случае можно бы было написать выдающуюся учебную книгу, но разве в состоянии кто-либо зажечь хорошей идеей тупоголовых русских чиновников! Да ни в кои веки!

Публикация статьи произведена при поддержке компании «Химлабо». Производитель учебного оборудования для учреждений общего и профессионального образования компания «Химлабо» предлагает приобрести лабораторные комплекты по физике, химии и биологии. Все предлагаемое учебное оборудование сертифицировано в соответствии с требованиями стандартов качества серии ISO 9001, и идеально подойдет для проведения школьных лабораторных экспериментов. Для удобства использования комплекты оборудования сопровождаются методическими рекомендациями и видео роликами с примерами лабораторных работ на CD-дисках. Подробнее ознакомиться с каталогом продукции и отзывами других покупателей, а так же сделать онлайн-заказ на покупку оборудования можно на официальном сайте компании «Химлабо», который располагается по адресу http://www.himlabo.ru/


* Н.И. Ляликов (1900—1961) — экономикогеограф и методист, с 1942 г. — доцент Московского государственного педагогического института им. В.И. Ленина (нынешний МПГУ).