Кашмир
С.А. ГОРОХОВ
канд. геогр. наук, старший преподаватель кафедры
экономической
и социальной географии Московского
педагогического государственного университета
Окончание. См. №
12
Раздел Индии.
Первый индо-пакистанский конфликт
|
На улицах Сринагара —
крупнейшего города Кашмира —
можно одновременно видеть и индуистов,
и мусульман
|
Британская Индия, в состав которой входил
Кашмир, получила независимость 14 августа 1947 г.
Согласно положениям закона о независимости
Индии, она была разделена на два доминиона:
Пакистан и Индийский Союз (с 1950 г. — Республика
Индия). В основу этого раздела был положен
религиозный принцип. Территории с преобладанием
мусульманского населения отошли к Пакистану, а с
преобладанием индуистского — к Индии.
Мусульмане в Кашмире тогда составляли около 80%
населения, и, казалось, участь его была
предопределена: он должен был стать провинцией
Пакистана, но, согласно положениям того же
закона, присоединение того или иного княжества к
Индии и Пакистану зависело исключительно от
волеизъявления его правителя. Правитель Джамму и
Кашмира был индуистом и поэтому хотел
присоединить свое княжество к Индии.
Летом 1947 г. последний генерал-губернатор Индии
лорд Маунбеттен во время пребывания в Сринагаре
пытался склонить махараджу Хари Сингха (1925—1949) к
проведению плебисцита среди жителей княжества.
Предполагалось, что кашмирские мусульмане
выскажутся за присоединение к Пакистану, однако
махараджа уклонился от предложения лорда. Уже в
октябре 1947 г. спор о будущем Кашмира перерос в
прямой вооруженный конфликт между Индией и
Пакистаном.
Началось все с того, что 20—21 октября 1947 г.
пакистанское правительство спровоцировало
выступление против княжества Кашмир пограничных
пуштунских племен афридиев, юсуфзаев и масудов,
которые позднее были поддержаны регулярными
войсками Пакистана. Эта провокация имела двойную
цель: во-первых, правительство Пакистана могло
снять с себя ответственность за вторжение в
княжество, сначала переложив основную вину на
племена, которые якобы невозможно
контролировать; во-вторых, ослабить пуштунское
движение за создание отдельного от Пакистана
государства Пуштунистан. Уже через четыре дня
после начала вторжения пуштуны были в нескольких
километрах от Сринагара. Махараджа обратился за
помощью к Индии. 27 октября индийская сторона
ответила Пакистану переброской имевшихся
вооруженных сил в район военных действий и
высадкой своего авиадесанта в Сринагаре. На
оказавшихся под контролем Пакистана территориях
Кашмира были созданы две области этого
государства: Азад Кашмир и Северные Территории. В
1948 г. военные действия были прекращены, и с января
1949 г. вступило в силу соглашение о прекращении
огня, закрепившее раздел княжества между Индией
и Пакистаном.
Кашмир остался расчлененным между двумя
государствами без признания ими официальной
границы в этом районе. Политические подходы
Индии и Пакистана к кашмирскому вопросу
сохранились неизменными и несовместимыми.
Вооруженные столкновения
в 60—90-е годы
|
Процессия буддийских монахов-лам
в монастыре Хемис в Ладакхе
|
Формально конфликт 1965 г. начался из-за
неопределенности пограничной линии в районе
Качского Ранна на южном участке совместной
границы Индии и Пакистана, но вскоре пламя войны
перекинулось на север, в Кашмир. Военные действия
длились меньше года, но велись с применением
современного по тем временам оружия. Итог —
ущерб более 200 млн долларов и число погибших
свыше 700 человек, но никаких территориальных
изменений.
В следующий раз кровь пролилась в 1971 г., теперь в
Восточном Пакистане, где индийские войска
совместно с бенгальскими повстанцами вели бои
против пакистанской армии. Эта война привела к
образованию Народной Республики Бангладеш.
То, что обе войны были кратковременными, хотя и
сопровождались большими потерями, в меньшей мере
обусловлено единодушным требованием мирового
сообщества немедленно прекратить войны и в
большей — истощением воюющих сторон при
сомнительности побед. Далее развивался обычный
сценарий: тур восстановления, пополнения,
накачивания более высокотехнологичным
вооружением и новый всплеск конфликта.
С середины 80-х годов в течение нескольких лет
армии сторон почти ежедневно втягивались в
авиационные или артиллерийские дуэли на
северной оконечности этой же границы —
оспаривалась принадлежность высокогорного
ледника Сиачим (высота 6 тыс. м) в предгорьях
Каракорума.
Внутренняя обстановка в штате постоянно
накалялась, несмотря на многочисленные попытки
переговоров. Основной причиной этого являлись
мусульмано-индуистские межобщинные
противоречия, осложненные индийско-пакистанским
территориальным спором.
Живущие в основном в сельских районах Кашмира
мусульмане очень бедны. В штате наблюдается
аграрное перенаселение, а его промышленное
развитие затруднено из-за неблагоприятного
географического положения относительно главных
экономических центров Индии. Миграция индуистов
из других регионов страны еще больше обостряет
социальные проблемы. Сложная обстановка в штате
подогревалась еще и спорами с Китаем из-за
некоторых пограничных территорий. Начиная с 50-х
годов стали возникать частые пограничные
конфликты за право владения обширной территории
Аксайчин («Пустыня белых камней»). Спор
завершился только в 1962 г. после перехода этого
участка под управление Китая.
|
Лех — главный город Ладакха,
буддийской части Джамму и Кашмира.
Над городом возвышается
массивный комплекс
бывшего королевского дворца
|
Начиная с 80-х годов, с одной стороны, все
громче раздаются требования отделить
«мусульманский Кашмир» от Индии, с другой —
провозгласить «индуистский Джамму» отдельным
штатом. Партия «Джамаат-и-Ислами» и другие
мусульманские организации Индии (Фронт
освобождения Кашмира, Мусульманский
объединенный фронт) требуют развернуть в стране
исламскую революцию по типу иранской, освободить
Кашмир от индийской оккупации и создать в
населенных мусульманами районах севера Индии
третий Пакистан, то есть закрытый для всех
немусульман район, управляемый по законам
шариата. Экстремисты провоцируют межобщинные
столкновения, занимаются террористической
деятельностью, получая деньги и оружие из
исламских государств.
Крупнейшей из террористических организаций,
действующих в индийском штате Джамму и Кашмир,
является «Хизб-уль-муджахидин». По индийским
источникам, «Хизб-уль-муджахидин» несет
ответственность за 60—70% терактов в штате. Эта
организация возникла в 1989 г. как военное крыло
«Джамаат-и-Ислами» и, по некоторым данным, была
создана по указке пакистанской разведки в
качестве исламского противовеса влиянию
светской организации Освободительный фронт
Джамму и Кашмира, выступая за присоединение
Кашмира к Пакистану. Эти террористические
организации до недавнего времени имели тесные
контакты с группами афганских моджахедов,
которые обучали их обращению с оружием. В самом
Пакистане развернулась широкая антииндийская
кампания, объявлялись недели солидарности с
борющимся народом Кашмира. Экстремистские
группировки заявляли о готовности направить
несколько тысяч боевиков (в том числе и из групп
афганских моджахедов) для ведения подрывных
действий в самом Кашмире. И это была не только
угроза: отсутствие стабильности в Афганистане не
давало возможности контролировать передвижение
боевиков и приток оружия через Пакистан на
территорию Кашмира.
|
Старик-пастух в индийской части
Кашмира
|
По официальным данным, за последние 10 лет
погибли 30 тыс. человек, а по данным сепаратистов,
эта цифра доходит до ста тысяч. Десятки тысяч
людей стали беженцами, что относится и к
кашмирским брахманам, которые были вынуждены
почти полностью перебраться из Кашмирской
долины в Джамму и другие области Индии. По
индийским данным, число беженцев из долины
Кашмира только в Джамму превышает 53 тыс. семей.
Так как местное правительство в Сринагаре,
возглавляемое Фаруком Абдулой (Национальная
конференция Джамму и Кашмира, НКДК), не могло
справиться с накалом экстремизма в штате, оно
было отстранено федеральным центром от власти. С
1990 г. в штате введено прямое президентское
правление. Индийское правительство направило в
Джамму и Кашмир контингент войск численностью до
полумиллиона человек (общая численность военных
формирований Индии составляет 1,3 млн человек).
Однако эти меры индийского правительства только
способствовали эскалации конфликта. За период
1990—1996 гг. в штате было убито около 1800 индийских
солдат и офицеров, около 7 тыс. сепаратистов,
погибло более 13 тыс. мирных жителей. Было
разрушено 406 мостов, сожжено 744 школы.
По данным источников, близких к НКДК, с 1984 по 1999 г.
в результате действий индийской армии и полиции
в штате погибли 53 тыс. мусульман.
Современное положение в Кашмире
|
Лодки-жилища
на озере Дал в Сринагаре
|
В настоящее время штат опять окунулся в море
насилия и террора. Начало этому положил
террористический акт, который был совершен 13
декабря 2001 г. в Дели. Пятеро вооруженных
террористов напали на здание индийского
парламента, в результате чего погибли 14 человек.
Хотя в ходе нападения никто из членов
правительства не пострадал, это событие положило
начало очередному всплеску напряженности в
регионе.
Индия закрыла с Пакистаном железнодорожное и
автобусное сообщение и отозвала из Исламабада
своего посла, а затем объявила персонами нон
грата несколько пакистанских дипломатов в Дели.
Президент Пакистана генерал Первез Мушарраф
назвал «бесцеремонной» реакцию индийских
националистов. К линии фактического контроля в
Кашмире обе стороны срочно стянули значительные
группировки войск, которые находились в
состоянии повышенной боеготовности. Индийская
сторона, отменив все увольнения и отпуска,
выдвинула к границе с Пакистаном мобильные
батареи тактических ракет класса «земля—земля»
(«Притхви»); тысячи солдат и танков были
переброшены в пограничные штаты Раджастхан и
Пенджаб. В свою очередь Пакистан разместил в
непосредственной близости от границы ракеты
средней дальности, способные нести ядерные
заряды, а вблизи территориальных вод Индии была
поставлена на круглосуточное дежурство
пакистанская военная флотилия.
Обе стороны заявили о приведении в боевую
готовность своих баллистических ракет и
военно-воздушных сил. По приводимым сведениям,
индийские военачальники заявляли о способности
осуществить атаку с помощью артиллерии, авиации,
ракет и танков. Генералы в Дели и Исламабаде при
любом удобном случае подчеркивали, что к войне
было все готово, а жители Джамму и Кашмира
тысячами эвакуировались в более спокойные
районы страны.
Почти каждый день на границе происходили стычки,
сопровождавшиеся обстрелами из
крупнокалиберных пулеметов. Обстановка
нетерпимости подогревалась и событиями внутри
штата. 21 марта 2002 г. мусульманские экстремисты
взорвали индуистский храм у города Калакот на
линии контроля в Джамму и Кашмире. (Всего за
период с 1990 по 2001 г. в Кашмире было разрушено 22
индуистских храма, а 50 подверглись нападениям).
Затем они атаковали резиденцию министра
внутренних дел штата; в то время были часты
случаи нападения террористов на мирных граждан,
армейские патрули, резни в индуистских деревнях,
была совершена попытка захвата аэропорта в
Сринагаре.
В ответ на это индийская сторона недвусмысленно
заявила, что если ее и дальше будут подталкивать
к конфликту, то официальный Дели начнет военные
действия как против пакистанской армии, так и
против исламских террористов, действующих с
территории Пакистана. Индийские власти часто
подчеркивают, что захват контролируемой
Пакистаном части Кашмира — дело вполне
достижимое. Воинственные заявления
поддерживаются большинством индийского
парламента, а некоторые партии открыто выступают
за то, чтобы власти Индии не останавливались даже
перед ядерным ударом по Пакистану.
Особенностью сегодняшнего конфликта является
то, что за прошедшие годы Индия и Пакистан
обзавелись ядерным оружием, и дальнейшая
эскалация конфликта может привести к серьезным
последствиям. Официальные лица больше всего
опасаются выхода ситуации из-под контроля, в
результате чего это оружие может быть
использовано. Пакистанский президент, стремясь
разрядить напряженность, отдал распоряжение
банкам заморозить счета группировок
«Лашкар-э-Тоиба» и «Джаиш-э-Мохаммед». Но со
стороны министерства обороны Индии поступила
информация, что правительство не намерено
выводить из этого штата свои войска, поскольку
заявление Исламабада неискренно и он продолжает
поддержку террористов в Джамму и Кашмире.
Индийцы требуют не только замораживания счетов
террористов, но и закрытия отделений и
представительств всех действующих на
пакистанской территории кашмирских
сепаратистских группировок, и только после этого
Индия готова сесть за стол переговоров.
|
В Сринагаре многие дела можно
сделать,
не выходя из лодки.
Например, посетить кафе
или совершить покупки в магазине
|
Пакистан делает заявления, что обе стороны
должны совместно начать шаги по разрядке
напряженности в отношениях между двумя
государствами. Особо было отмечено, что
Исламабад настроен вести переговоры с индийской
стороной где и когда угодно и на любом уровне,
однако предупреждает о готовности к любому
развитию событий. Следует отметить, что во время
обмена политическими заявлениями состоялся вояж
президента Пакистана Мушаррафа в Пекин. Китай
является традиционным союзником Исламабада. В
свое время из Китая было поставлено значительное
количество вооружения и военной техники. Индия
же ориентирована на российское оружие. То есть в
случае вооруженного конфликта между Индией и
Пакистаном в него могут быть втянуты и
сопредельные государства, что чревато
непредсказуемыми последствиями. Несмотря на
посреднические усилия США и Великобритании,
ясность в отношениях между двумя странами не
появилась, а Индия исключила возможность диалога
с Пакистаном в обозримом будущем. Урегулирование
конфликта будет зависеть во многом от гибкости
премьер-министров двух стран.
Какими путями можно минимизировать конфликт?
Решением ситуации было бы признание линии
прекращения огня в качестве международной
границы. Однако согласившееся на такой вариант
правительство любой из двух стран, скорее всего,
будет отстранено от власти, хотя на
неофициальном уровне как в Индии, так и в
Пакистане такой вариант решения кашмирской
проблемы рассматривается. Пока кашмирская
проблема остается нерешенной, между Индией и
Пакистаном сохраняется взаимное недоверие, а это
стимулирует обе стороны к укреплению своей
обороноспособности и развитию ядерных программ.
Мирное решение кашмирской проблемы на
двусторонней основе может предотвратить
распространение ядерного оружия во всем
южноазиатском регионе.
За годы военных действий между индийской армией
и сепаратистами нанесен огромный ущерб
инфраструктуре, промышленности и сельскому
хозяйству штата, разрушены многие жилые дома,
школы, здания, дороги и мосты. Некогда цветущая
Кашмирская долина превратилась в «царство
теней». Уничтожена система водоснабжения и
канализации, нарушены линии электропередач и
телефонная связь, в большинстве районов
электричество подают не более двух часов в сутки,
многие горные территории практически отрезаны
от внешнего мира.
Значительные рекреационные ресурсы Кашмирской
долины: величественные горы, живописные озера,
мягкий климат в сочетании с архитектурными
памятниками — могут привлечь многочисленных
туристов со всего мира. Но этого не происходит
из-за сложившейся репутации Джамму и Кашмира как
горячей точки на карте Азии.
Следующим этапом выхода из кризисной ситуации
должно стать восстановление экономики штата и
согласие всех заинтересованных сторон (Индии,
Пакистана и Китая) утвердить уже устоявшиеся
границы.
ГДЕ
и КАК использовать этот материал в учебном
процессе |
О Кашмире можно и
нужно сказать в курсе экономической и социальной
географии 10-го класса. Наилучшим образом для
этого подходит тема «Южная Азия» или «Индия».
Кашмир должен удостоиться упоминания при
изучении глобальных проблем человечества
(проблема мира и безопасности). Хотя бы пару фраз
про Кашмирскую долину и сложившуюся там
политическую ситуацию нужно сказать и в курсе
физической географии материков и океанов (7-й
класс), характеризуя рельеф Евразии и
особенности высочайших горных систем материка —
Гималаев и Каракорума. О национальных проблемах
Кашмира в трех фразах говорится в учебнике
В.П.Максаковского. Найти штат Джамму и Кашмир
можно на карте политико-административного
деления Индии в школьном атласе для 10-го класса.
Материал статьи можно порекомендовать учащимся
старших классов для подготовки доклада или
сообщения о межнациональном конфликте в Кашмире.
Для современного мира как никогда актуальна
проблема стабильности и международной
безопасности. Крупнейшие очаги международных
конфликтов известны каждому. В этом трагическом
перечне Косово и Абхазия, Палестина и Босния,
Карабах и Афганистан. В продолжении этого ряда,
без сомнения, будет находиться и Кашмир. Этот
ключевой, можно сказать, замко’вый регион
находится на стыке Южной, Восточной и
Центральной Азии, в самом сердце
Альпийско-Гималайской горной дуги. В Кашмире
противостоят интересы крупнейших стран мира —
Индии, Китая, Пакистана. Таким образом, только
непосредственно с этим очагом конфликта связана
судьба более чем трети человечества (миллиард с
четвертью китайцев, миллиард индийцев,
полтораста миллионов пакистанцев). И все эти три
страны, претендуя на ранг региональных и даже
мировых держав, к настоящему времени сумели
обзавестись ядерным оружием.
Школьники знают о международных конфликтах
крайне мало. Возможно, мы могли бы махнуть на них
рукой, оберегая пылкое воображение детей и
подростков от чрезмерных потрясений, если бы не
мир, жестокость которого становится все
ощутимее, а войны и конфликты все ближе.
Трагические события последних лет в Нью-Йорке и
Москве свидетельствуют о том, что ни один
человек, где бы он ни жил и чем бы ни занимался, не
может чувствовать себя в полной безопасности от
выходок террористов. К сожалению, мало знают о
Кашмире и те, кому по идее знать о нем положено.
Более трети из опрошенных
студентов-второкурсников Московского
педагогического государственного университета
не смогли дать никакого ответа на сравнительно
несложный вопрос «Что такое Кашмир?». Лишь 19% из
них, услышав этот топоним, определили его как
территорию или регион. Другие 19%, столкнувшись с
этим непонятным словом, определили его как город,
10 — как этнос, 8% назвали Кашмир государством.
Лишь 22% опрошенных расположили Кашмир в Индии,
еще 14 — в Азии, 8 — в Африке, 3% ограничились самой
широкой формулировкой «Восток». Попадались и
курьезные ответы: Кашмир располагали в Европе и
на Кавказе. Симптоматично, что лишь один из ста
опрошенных студентов вспомнил, что впервые о
Кашмире он услышал на школьном уроке географии.
Для лучшего и более образного запоминания
Кашмира мы приводим перевод известного текста
выдающегося британского певца и поэта Роберта
Планта. В этом небольшом художественном
произведении Кашмир предстает как затерянный в
горах сакральный (священный) символ,
недостижимый абсолют, своеобразная Шамбала, как
понимал ее большой знаток восточной философии
Николай Рерих. И пусть нет в предгорьях Гималаев
и Каракорума песчаных пустынь, эта ошибка, в
конце концов, простительна. Главное состоит все
же в том, что автору удалось создать
притягательный образ земного рая, а значит, быть
может, в поисках гармонии и душевного равновесия
когда-нибудь в Кашмир потянутся сотни и тысячи
туристов, и тогда, хочется верить, Кашмир станет
не зоной войны и хаоса, а цветущим краем мира и
созидания, где каждый вновь прибывший сможет
погрузиться в многовековые напластования
культур и цивилизаций.
Пусть солнце сжигает
мое лицо
И звездами полны мои сны,
Я — странник во времени и пространстве,
Я ищу дорогу назад,
Туда, где я сидел с мудрыми старцами прекрасного
племени,
Которые редко являют себя миру.
Они говорили о тех днях, что ожидали,
Днях, когда будут открыты все тайны.
Каждое слово в их ритмично-гибком языке подобно
песне,
И звуки их речи ласкали мой слух.
Мне не о чем было их переспрашивать —
Так ясен был их рассказ.
Все вокруг окрашено охрой;
Солнце выжгло землю.
Песок заполнял глаза,
Когда я пытался разглядеть линию горизонта.
Как же мне найти это место?Лоцман
бури, не оставляющий следа в пустыне,
Подобно тем, кого рождает сон,
Проложи мне путь, чтобы вернуться туда.
Желтая река пустыни
Словно Шангри-Ла* под летней луной,
Я вернусь опять.
Утекая, словно песок, я найду свой Кашмир.
О, отец четырех ветров,
наполни мои паруса,
Позволь мне пересечь море веков,
Без забрала, с открытым лицом,
Переправиться через стремнины страхов. |
Роберт
ПЛАНТ.
Перевод Ильи Кормильцева |
* Авторство мистического
псевдовосточного топонима Шангри-Ла принадлежит
английскому писателю Джеймсу Хилтону. В 1933 г. он
выпустил в свет роман «Потерянный горизонт»,
ставший бестселлером. Главный герой этой книги —
британский дипломат — терпит авиакатастрофу во
время полета над высокогорной частью Тибета. Там
он и его спутники обнаруживают чудесную долину
Шангри-Ла — идеальное место для существования,
где люди живут долго и счастливо, потому что
добровольно отказываются от завышенных
потребностей западной цивилизации. В 1937 г.
американский режиссер Фрэнк Капра снял по роману
одноименный фильм. В 1973 г. на экраны вышел ремейк
этой картины. |
|