Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №13/2003

Непризнанные государства


Кашмир

С.А. ГОРОХОВ
канд. геогр. наук, старший преподаватель кафедры экономической
и социальной географии Московского педагогического государственного университета

Окончание. См. № 12

Раздел Индии.
Первый индо-пакистанский конфликт

На улицах Сринагара — крупнейшего города Кашмира — можно одновременно видеть и индуистов, и мусульман
На улицах Сринагара —
крупнейшего города Кашмира —
можно одновременно видеть и индуистов,
и мусульман

Британская Индия, в состав которой входил Кашмир, получила независимость 14 августа 1947 г. Согласно положениям закона о независимости Индии, она была разделена на два доминиона: Пакистан и Индийский Союз (с 1950 г. — Республика Индия). В основу этого раздела был положен религиозный принцип. Территории с преобладанием мусульманского населения отошли к Пакистану, а с преобладанием индуистского — к Индии. Мусульмане в Кашмире тогда составляли около 80% населения, и, казалось, участь его была предопределена: он должен был стать провинцией Пакистана, но, согласно положениям того же закона, присоединение того или иного княжества к Индии и Пакистану зависело исключительно от волеизъявления его правителя. Правитель Джамму и Кашмира был индуистом и поэтому хотел присоединить свое княжество к Индии.
Летом 1947 г. последний генерал-губернатор Индии лорд Маунбеттен во время пребывания в Сринагаре пытался склонить махараджу Хари Сингха (1925—1949) к проведению плебисцита среди жителей княжества. Предполагалось, что кашмирские мусульмане выскажутся за присоединение к Пакистану, однако махараджа уклонился от предложения лорда. Уже в октябре 1947 г. спор о будущем Кашмира перерос в прямой вооруженный конфликт между Индией и Пакистаном.
Началось все с того, что 20—21 октября 1947 г. пакистанское правительство спровоцировало выступление против княжества Кашмир пограничных пуштунских племен афридиев, юсуфзаев и масудов, которые позднее были поддержаны регулярными войсками Пакистана. Эта провокация имела двойную цель: во-первых, правительство Пакистана могло снять с себя ответственность за вторжение в княжество, сначала переложив основную вину на племена, которые якобы невозможно контролировать; во-вторых, ослабить пуштунское движение за создание отдельного от Пакистана государства Пуштунистан. Уже через четыре дня после начала вторжения пуштуны были в нескольких километрах от Сринагара. Махараджа обратился за помощью к Индии. 27 октября индийская сторона ответила Пакистану переброской имевшихся вооруженных сил в район военных действий и высадкой своего авиадесанта в Сринагаре. На оказавшихся под контролем Пакистана территориях Кашмира были созданы две области этого государства: Азад Кашмир и Северные Территории. В 1948 г. военные действия были прекращены, и с января 1949 г. вступило в силу соглашение о прекращении огня, закрепившее раздел княжества между Индией и Пакистаном.
Кашмир остался расчлененным между двумя государствами без признания ими официальной границы в этом районе. Политические подходы Индии и Пакистана к кашмирскому вопросу сохранились неизменными и несовместимыми.

Вооруженные столкновения
в 60—90-е годы

Процессия буддийских монахов-лам
в монастыре Хемис в Ладакхе

Формально конфликт 1965 г. начался из-за неопределенности пограничной линии в районе Качского Ранна на южном участке совместной границы Индии и Пакистана, но вскоре пламя войны перекинулось на север, в Кашмир. Военные действия длились меньше года, но велись с применением современного по тем временам оружия. Итог — ущерб более 200 млн долларов и число погибших свыше 700 человек, но никаких территориальных изменений.
В следующий раз кровь пролилась в 1971 г., теперь в Восточном Пакистане, где индийские войска совместно с бенгальскими повстанцами вели бои против пакистанской армии. Эта война привела к образованию Народной Республики Бангладеш.
То, что обе войны были кратковременными, хотя и сопровождались большими потерями, в меньшей мере обусловлено единодушным требованием мирового сообщества немедленно прекратить войны и в большей — истощением воюющих сторон при сомнительности побед. Далее развивался обычный сценарий: тур восстановления, пополнения, накачивания более высокотехнологичным вооружением и новый всплеск конфликта.
С середины 80-х годов в течение нескольких лет армии сторон почти ежедневно втягивались в авиационные или артиллерийские дуэли на северной оконечности этой же границы — оспаривалась принадлежность высокогорного ледника Сиачим (высота 6 тыс. м) в предгорьях Каракорума.
Внутренняя обстановка в штате постоянно накалялась, несмотря на многочисленные попытки переговоров. Основной причиной этого являлись мусульмано-индуистские межобщинные противоречия, осложненные индийско-пакистанским территориальным спором.
Живущие в основном в сельских районах Кашмира мусульмане очень бедны. В штате наблюдается аграрное перенаселение, а его промышленное развитие затруднено из-за неблагоприятного географического положения относительно главных экономических центров Индии. Миграция индуистов из других регионов страны еще больше обостряет социальные проблемы. Сложная обстановка в штате подогревалась еще и спорами с Китаем из-за некоторых пограничных территорий. Начиная с 50-х годов стали возникать частые пограничные конфликты за право владения обширной территории Аксайчин («Пустыня белых камней»). Спор завершился только в 1962 г. после перехода этого участка под управление Китая.

Лех — главный город Ладакха, буддийской части Джамму и Кашмира. Над городом возвышается массивный комплекс бывшего королевского дворца
Лех — главный город Ладакха,
буддийской части Джамму и Кашмира.
Над городом возвышается
массивный комплекс
бывшего королевского дворца

Начиная с 80-х годов, с одной стороны, все громче раздаются требования отделить «мусульманский Кашмир» от Индии, с другой — провозгласить «индуистский Джамму» отдельным штатом. Партия «Джамаат-и-Ислами» и другие мусульманские организации Индии (Фронт освобождения Кашмира, Мусульманский объединенный фронт) требуют развернуть в стране исламскую революцию по типу иранской, освободить Кашмир от индийской оккупации и создать в населенных мусульманами районах севера Индии третий Пакистан, то есть закрытый для всех немусульман район, управляемый по законам шариата. Экстремисты провоцируют межобщинные столкновения, занимаются террористической деятельностью, получая деньги и оружие из исламских государств.
Крупнейшей из террористических организаций, действующих в индийском штате Джамму и Кашмир, является «Хизб-уль-муджахидин». По индийским источникам, «Хизб-уль-муджахидин» несет ответственность за 60—70% терактов в штате. Эта организация возникла в 1989 г. как военное крыло «Джамаат-и-Ислами» и, по некоторым данным, была создана по указке пакистанской разведки в качестве исламского противовеса влиянию светской организации Освободительный фронт Джамму и Кашмира, выступая за присоединение Кашмира к Пакистану. Эти террористические организации до недавнего времени имели тесные контакты с группами афганских моджахедов, которые обучали их обращению с оружием. В самом Пакистане развернулась широкая антииндийская кампания, объявлялись недели солидарности с борющимся народом Кашмира. Экстремистские группировки заявляли о готовности направить несколько тысяч боевиков (в том числе и из групп афганских моджахедов) для ведения подрывных действий в самом Кашмире. И это была не только угроза: отсутствие стабильности в Афганистане не давало возможности контролировать передвижение боевиков и приток оружия через Пакистан на территорию Кашмира.

Старик-пастух в индийской части Кашмира
Старик-пастух в индийской части Кашмира

По официальным данным, за последние 10 лет погибли 30 тыс. человек, а по данным сепаратистов, эта цифра доходит до ста тысяч. Десятки тысяч людей стали беженцами, что относится и к кашмирским брахманам, которые были вынуждены почти полностью перебраться из Кашмирской долины в Джамму и другие области Индии. По индийским данным, число беженцев из долины Кашмира только в Джамму превышает 53 тыс. семей.
Так как местное правительство в Сринагаре, возглавляемое Фаруком Абдулой (Национальная конференция Джамму и Кашмира, НКДК), не могло справиться с накалом экстремизма в штате, оно было отстранено федеральным центром от власти. С 1990 г. в штате введено прямое президентское правление. Индийское правительство направило в Джамму и Кашмир контингент войск численностью до полумиллиона человек (общая численность военных формирований Индии составляет 1,3 млн человек).
Однако эти меры индийского правительства только способствовали эскалации конфликта. За период 1990—1996 гг. в штате было убито около 1800 индийских солдат и офицеров, около 7 тыс. сепаратистов, погибло более 13 тыс. мирных жителей. Было разрушено 406 мостов, сожжено 744 школы.
По данным источников, близких к НКДК, с 1984 по 1999 г. в результате действий индийской армии и полиции в штате погибли 53 тыс. мусульман.

Современное положение в Кашмире

Лодки-жилища
на озере Дал в Сринагаре

В настоящее время штат опять окунулся в море насилия и террора. Начало этому положил террористический акт, который был совершен 13 декабря 2001 г. в Дели. Пятеро вооруженных террористов напали на здание индийского парламента, в результате чего погибли 14 человек. Хотя в ходе нападения никто из членов правительства не пострадал, это событие положило начало очередному всплеску напряженности в регионе.
Индия закрыла с Пакистаном железнодорожное и автобусное сообщение и отозвала из Исламабада своего посла, а затем объявила персонами нон грата несколько пакистанских дипломатов в Дели. Президент Пакистана генерал Первез Мушарраф назвал «бесцеремонной» реакцию индийских националистов. К линии фактического контроля в Кашмире обе стороны срочно стянули значительные группировки войск, которые находились в состоянии повышенной боеготовности. Индийская сторона, отменив все увольнения и отпуска, выдвинула к границе с Пакистаном мобильные батареи тактических ракет класса «земля—земля» («Притхви»); тысячи солдат и танков были переброшены в пограничные штаты Раджастхан и Пенджаб. В свою очередь Пакистан разместил в непосредственной близости от границы ракеты средней дальности, способные нести ядерные заряды, а вблизи территориальных вод Индии была поставлена на круглосуточное дежурство пакистанская военная флотилия.
Обе стороны заявили о приведении в боевую готовность своих баллистических ракет и военно-воздушных сил. По приводимым сведениям, индийские военачальники заявляли о способности осуществить атаку с помощью артиллерии, авиации, ракет и танков. Генералы в Дели и Исламабаде при любом удобном случае подчеркивали, что к войне было все готово, а жители Джамму и Кашмира тысячами эвакуировались в более спокойные районы страны.
Почти каждый день на границе происходили стычки, сопровождавшиеся обстрелами из крупнокалиберных пулеметов. Обстановка нетерпимости подогревалась и событиями внутри штата. 21 марта 2002 г. мусульманские экстремисты взорвали индуистский храм у города Калакот на линии контроля в Джамму и Кашмире. (Всего за период с 1990 по 2001 г. в Кашмире было разрушено 22 индуистских храма, а 50 подверглись нападениям). Затем они атаковали резиденцию министра внутренних дел штата; в то время были часты случаи нападения террористов на мирных граждан, армейские патрули, резни в индуистских деревнях, была совершена попытка захвата аэропорта в Сринагаре.
В ответ на это индийская сторона недвусмысленно заявила, что если ее и дальше будут подталкивать к конфликту, то официальный Дели начнет военные действия как против пакистанской армии, так и против исламских террористов, действующих с территории Пакистана. Индийские власти часто подчеркивают, что захват контролируемой Пакистаном части Кашмира — дело вполне достижимое. Воинственные заявления поддерживаются большинством индийского парламента, а некоторые партии открыто выступают за то, чтобы власти Индии не останавливались даже перед ядерным ударом по Пакистану.
Особенностью сегодняшнего конфликта является то, что за прошедшие годы Индия и Пакистан обзавелись ядерным оружием, и дальнейшая эскалация конфликта может привести к серьезным последствиям. Официальные лица больше всего опасаются выхода ситуации из-под контроля, в результате чего это оружие может быть использовано. Пакистанский президент, стремясь разрядить напряженность, отдал распоряжение банкам заморозить счета группировок «Лашкар-э-Тоиба» и «Джаиш-э-Мохаммед». Но со стороны министерства обороны Индии поступила информация, что правительство не намерено выводить из этого штата свои войска, поскольку заявление Исламабада неискренно и он продолжает поддержку террористов в Джамму и Кашмире. Индийцы требуют не только замораживания счетов террористов, но и закрытия отделений и представительств всех действующих на пакистанской территории кашмирских сепаратистских группировок, и только после этого Индия готова сесть за стол переговоров.

В Сринагаре многие дела можно сделать, не выходя из лодки. Например, посетить кафе или совершить покупки в магазине
В Сринагаре многие дела можно сделать,
не выходя из лодки.
Например, посетить кафе
или совершить покупки в магазине

Пакистан делает заявления, что обе стороны должны совместно начать шаги по разрядке напряженности в отношениях между двумя государствами. Особо было отмечено, что Исламабад настроен вести переговоры с индийской стороной где и когда угодно и на любом уровне, однако предупреждает о готовности к любому развитию событий. Следует отметить, что во время обмена политическими заявлениями состоялся вояж президента Пакистана Мушаррафа в Пекин. Китай является традиционным союзником Исламабада. В свое время из Китая было поставлено значительное количество вооружения и военной техники. Индия же ориентирована на российское оружие. То есть в случае вооруженного конфликта между Индией и Пакистаном в него могут быть втянуты и сопредельные государства, что чревато непредсказуемыми последствиями. Несмотря на посреднические усилия США и Великобритании, ясность в отношениях между двумя странами не появилась, а Индия исключила возможность диалога с Пакистаном в обозримом будущем. Урегулирование конфликта будет зависеть во многом от гибкости премьер-министров двух стран.
Какими путями можно минимизировать конфликт? Решением ситуации было бы признание линии прекращения огня в качестве международной границы. Однако согласившееся на такой вариант правительство любой из двух стран, скорее всего, будет отстранено от власти, хотя на неофициальном уровне как в Индии, так и в Пакистане такой вариант решения кашмирской проблемы рассматривается. Пока кашмирская проблема остается нерешенной, между Индией и Пакистаном сохраняется взаимное недоверие, а это стимулирует обе стороны к укреплению своей обороноспособности и развитию ядерных программ. Мирное решение кашмирской проблемы на двусторонней основе может предотвратить распространение ядерного оружия во всем южноазиатском регионе.
За годы военных действий между индийской армией и сепаратистами нанесен огромный ущерб инфраструктуре, промышленности и сельскому хозяйству штата, разрушены многие жилые дома, школы, здания, дороги и мосты. Некогда цветущая Кашмирская долина превратилась в «царство теней». Уничтожена система водоснабжения и канализации, нарушены линии электропередач и телефонная связь, в большинстве районов электричество подают не более двух часов в сутки, многие горные территории практически отрезаны от внешнего мира.
Значительные рекреационные ресурсы Кашмирской долины: величественные горы, живописные озера, мягкий климат в сочетании с архитектурными памятниками — могут привлечь многочисленных туристов со всего мира. Но этого не происходит из-за сложившейся репутации Джамму и Кашмира как горячей точки на карте Азии.
Следующим этапом выхода из кризисной ситуации должно стать восстановление экономики штата и согласие всех заинтересованных сторон (Индии, Пакистана и Китая) утвердить уже устоявшиеся границы.

ГДЕ и КАК использовать этот материал в учебном процессе

О Кашмире можно и нужно сказать в курсе экономической и социальной географии 10-го класса. Наилучшим образом для этого подходит тема «Южная Азия» или «Индия». Кашмир должен удостоиться упоминания при изучении глобальных проблем человечества (проблема мира и безопасности). Хотя бы пару фраз про Кашмирскую долину и сложившуюся там политическую ситуацию нужно сказать и в курсе физической географии материков и океанов (7-й класс), характеризуя рельеф Евразии и особенности высочайших горных систем материка — Гималаев и Каракорума. О национальных проблемах Кашмира в трех фразах говорится в учебнике В.П.Максаковского. Найти штат Джамму и Кашмир можно на карте политико-административного деления Индии в школьном атласе для 10-го класса. Материал статьи можно порекомендовать учащимся старших классов для подготовки доклада или сообщения о межнациональном конфликте в Кашмире.
Для современного мира как никогда актуальна проблема стабильности и международной безопасности. Крупнейшие очаги международных конфликтов известны каждому. В этом трагическом перечне Косово и Абхазия, Палестина и Босния, Карабах и Афганистан. В продолжении этого ряда, без сомнения, будет находиться и Кашмир. Этот ключевой, можно сказать, замко’вый регион находится на стыке Южной, Восточной и Центральной Азии, в самом сердце Альпийско-Гималайской горной дуги. В Кашмире противостоят интересы крупнейших стран мира — Индии, Китая, Пакистана. Таким образом, только непосредственно с этим очагом конфликта связана судьба более чем трети человечества (миллиард с четвертью китайцев, миллиард индийцев, полтораста миллионов пакистанцев). И все эти три страны, претендуя на ранг региональных и даже мировых держав, к настоящему времени сумели обзавестись ядерным оружием.
Школьники знают о международных конфликтах крайне мало. Возможно, мы могли бы махнуть на них рукой, оберегая пылкое воображение детей и подростков от чрезмерных потрясений, если бы не мир, жестокость которого становится все ощутимее, а войны и конфликты все ближе. Трагические события последних лет в Нью-Йорке и Москве свидетельствуют о том, что ни один человек, где бы он ни жил и чем бы ни занимался, не может чувствовать себя в полной безопасности от выходок террористов. К сожалению, мало знают о Кашмире и те, кому по идее знать о нем положено. Более трети из опрошенных студентов-второкурсников Московского педагогического государственного университета не смогли дать никакого ответа на сравнительно несложный вопрос «Что такое Кашмир?». Лишь 19% из них, услышав этот топоним, определили его как территорию или регион. Другие 19%, столкнувшись с этим непонятным словом, определили его как город, 10 — как этнос, 8% назвали Кашмир государством. Лишь 22% опрошенных расположили Кашмир в Индии, еще 14 — в Азии, 8 — в Африке, 3% ограничились самой широкой формулировкой «Восток». Попадались и курьезные ответы: Кашмир располагали в Европе и на Кавказе. Симптоматично, что лишь один из ста опрошенных студентов вспомнил, что впервые о Кашмире он услышал на школьном уроке географии.
Для лучшего и более образного запоминания Кашмира мы приводим перевод известного текста выдающегося британского певца и поэта Роберта Планта. В этом небольшом художественном произведении Кашмир предстает как затерянный в горах сакральный (священный) символ, недостижимый абсолют, своеобразная Шамбала, как понимал ее большой знаток восточной философии Николай Рерих. И пусть нет в предгорьях Гималаев и Каракорума песчаных пустынь, эта ошибка, в конце концов, простительна. Главное состоит все же в том, что автору удалось создать притягательный образ земного рая, а значит, быть может, в поисках гармонии и душевного равновесия когда-нибудь в Кашмир потянутся сотни и тысячи туристов, и тогда, хочется верить, Кашмир станет не зоной войны и хаоса, а цветущим краем мира и созидания, где каждый вновь прибывший сможет погрузиться в многовековые напластования культур и цивилизаций.

Пусть солнце сжигает мое лицо
И звездами полны мои сны,
Я — странник во времени и пространстве,
Я ищу дорогу назад,
Туда, где я сидел с мудрыми старцами прекрасного племени,
Которые редко являют себя миру.
Они говорили о тех днях, что ожидали,
Днях, когда будут открыты все тайны.
Каждое слово в их ритмично-гибком языке подобно песне,
И звуки их речи ласкали мой слух.
Мне не о чем было их переспрашивать —
Так ясен был их рассказ.
Все вокруг окрашено охрой;
Солнце выжгло землю.
Песок заполнял глаза,
Когда я пытался разглядеть линию горизонта.
Как же мне найти это место?

Лоцман бури, не оставляющий следа в пустыне,
Подобно тем, кого рождает сон,
Проложи мне путь, чтобы вернуться туда.
Желтая река пустыни
Словно Шангри-Ла* под летней луной,
Я вернусь опять.
Утекая, словно песок, я найду свой Кашмир.

О, отец четырех ветров, наполни мои паруса,
Позволь мне пересечь море веков,
Без забрала, с открытым лицом,
Переправиться через стремнины страхов.

Роберт ПЛАНТ.
Перевод Ильи Кормильцева

* Авторство мистического псевдовосточного топонима Шангри-Ла принадлежит английскому писателю Джеймсу Хилтону. В 1933 г. он выпустил в свет роман «Потерянный горизонт», ставший бестселлером. Главный герой этой книги — британский дипломат — терпит авиакатастрофу во время полета над высокогорной частью Тибета. Там он и его спутники обнаруживают чудесную долину Шангри-Ла — идеальное место для существования, где люди живут долго и счастливо, потому что добровольно отказываются от завышенных потребностей западной цивилизации. В 1937 г. американский режиссер Фрэнк Капра снял по роману одноименный фильм. В 1973 г. на экраны вышел ремейк этой картины.