Экспедиция в бассейн реки ИтуриВ.А. КЕТКОВИЧ
|
Проводник Шабан
|
Помимо мяса крокодилов, банту разнообразят
свой рацион дохлыми животными, выловленными
прямо из реки. Так, в одной из приречных ферм мы
обнаружили в коптильне мясо кабана, сильно
пахнущее тухлым. Рядом с коптильней лежала
здоровая голова лесной свиньи и тоже порядочно
отравляла воздух. Зная, что банту не охотники, мы
поинтересовались, где они раздобыли дичь и
почему она так плохо пахнет. Хозяин фермы
ответил, что дохлый кабан проплывал мимо и он
сплавал за ним на пироге. На следующий день в
другом доме на берегу реки мы наблюдали точно
такую же картину — тухлый кабан, выловленный из
реки, коптился под навесом. Причину этого явления
мы так и не узнали — вероятно, где-то выше по
течению случился мор кабанов либо стадо не
слишком удачно переправилось через Итури.
Сколько всего мертвых свиней плыло вниз по реке
— неизвестно, так как наверняка наряду с банту
ими поживились крокодилы.
По мере удаления от Команды, домики банту
встречались все реже и реже, и на третий день
плавания мы посетили первую пигмейскую деревню.
Она называлась Луэ и находилась в нескольких
сотнях метрах от реки. Строить свои деревни рядом
с рекой пигмеи стали сравнительно недавно, в
последние десятилетия. Связано это с тем, что
пигмеи постепенно включаются в товарно-денежные
отношения. Оставаясь кочевниками и охотниками,
пигмеи охотно меняют дары леса (шкуры, копченое
мясо диких животных, целебные корни и прочее) на
одежду, металлические изделия, украшения; могут
взять и деньги, если есть возможность добраться
потом до какого-нибудь населенного пункта.
Обмены эти осуществляются примерно раз в месяц
на «речных рынках», которые проводят банту. Чтобы
добраться до этих рынков и выменять излишки,
например, копченого мяса макак на ложки (из
которых пигмеи делают наконечники для стрел) и
котлы, в которых они варят пищу, пигмеи
обзаводятся пирогами. И деревни их,
соответственно, располагаются не в лесной глуши,
а близко к воде. Меняется и внешний вид пигмеев —
на смену юбочкам из листьев приходят шорты и
футболки секонд-хенд. Но в остальном пигмеи
остаются детьми леса: они по-прежнему не
занимаются сельским хозяйством, их основное
занятие — охота и собирательство. В отличие от
банту, они не боятся уходить в чащу, а иногда и
переносят туда свои деревни.
К тому же из бесед с пигмейскими старейшинами мы
узнали, что есть и такие общины, которые до сих
пор не выходят к рекам и дорогам, ведя полностью
натуральное лесное хозяйство. Они даже, как в
старину, носят с собой угли в глиняных котелках —
чтобы не разводить огонь трением...
Юноша с тамтамом —
|
Перенести деревню на новое место, или
перекочевать, — для пигмеев дело обычное.
Происходит такое переселение раз в один-три года,
и связано оно с уменьшением дичи в окрестных
лесах. Когда ходить на охоту становится слишком
далеко, вождь или старейшины решают двигаться
дальше, к новым охотничьим угодьям. Пигмейская
деревня представляет собой пять—десять
небольших куполообразных шалашей, в каждом из
которых живет одна семья. При перекочевке
деревню покидают. Мы встречали в лесу брошенные
пигмейские деревни — довольно быстро они
зарастают молодыми растениями и постепенно
исчезают. Пигмеи собирают нехитрый скарб в
лиановые рюкзаки, берут на руки детей и
отправляются в путь. На новом месте они могут
построить свои шалаши в течение одного-двух дней.
В деревне Луэ нас встретили очень радостно. Всю
ночь пигмеи что-то варили в своих котлах, ели,
курили водяные трубки с марихуаной и танцевали.
Музыканты от природы, они подыгрывали сами себе
на тростниковых флейтах и тамтамах. Мы с
Анатолием просто поразились, как же беззаботно
живут дети леса, как много они едят и танцуют. Под
утро, когда жители Луэ наконец уморились и
разошлись на отдых по своим шалашам, мы выяснили
причину гулянки — оказалось, наш добрый
проводник Шабан разрешил пигмеям
воспользоваться нашим месячным запасом
продовольствия. И жители деревни Луэ съели почти
все. Обижаться на Шабана было бессмысленно, они с
Мачо приложились к запасам самогона и стояли в
обнимку, улыбаясь и вздыхая одновременно. В
принципе в этом акте поедания запасов пищи
проявилась пигмейская философия «жить
сегодняшним днем». Впоследствии мы видели, как
они кладут сахар в чай — до густоты сиропа.
«Зачем так много?» — спрашивали мы. «Завтра его
не будет», — улыбались в ответ пигмеи.
Продовольственную проблему надо было решать. На
следующий день провинившийся Шабан заехал на
попутную ферму банту и взял несколько десятков
килограммов зеленых бананов. Под их весом наша
грузовая пирога существенно просела. На какое-то
время они стали нашим единственным продуктом
питания. Никогда раньше я не думал, что
существует столько разных способов их
приготовления! Чего только мы не делали с этими
бананами! Пекли в углях, жарили на палочках,
варили, тушили, делали из них кашу, перетирали в
муку, готовили оладьи — всего и не перечислишь.
Через несколько дней мы не могли на них смотреть.
Тяжело признаться, но банановая диета довела нас
до того, что мы вместе с Мачо и Шабаном ели тех
самых тухлых копченых кабанов, выловленных из
реки, и мясо это казалось нам вкусным!
Следующая пигмейская деревня, куда привел нас
Шабан, хоронила ребенка. Сначала мы увидели по
дороге от реки маленькую пустую могилку, а когда
пришли в деревню, присутствовали при обряде
похорон. Ребенка оплакивали женщины. Сидя вокруг
тела, они жалобно причитали и подвывали. Так
продолжалось несколько часов, после этого мы
двинулись дальше, так и не дождавшись погружения
тела в могилу. В целом настроение у жителей
деревни было подавленным. Детская смертность у
пигмеев довольно высока, это связано с
отсутствием врачебной помощи и медикаментов. К
тому же в Заире много всяких болезней, основными
жертвами которых становятся именно дети. Из-за
однообразного питания у детей повсеместно
распространен рахит. Внешне он проявляется во
вздутых животиках, часто признаки рахита
обнаруживаются и у взрослых пигмеев.
Женщина за изготовлением
|
Интересно, что, несмотря на детскую
смертность, пигмейские семьи не заводят много
детей. Семьи полигамны, детей обычно двое, редко
трое. Рождаемость контролируется при помощи
противозачаточных снадобий, приготовляемых из
растений леса. Народная медицина у пигмеев
развита довольно хорошо, если бы не знание
целебных растений, смертность у этого маленького
народа была бы еще выше.
А в следующей деревне в честь нашего прихода
устроили праздник с традиционными танцами, и нам
удалось заснять на видео уникальный материал.
Главным танцем была имитация охоты на слона.
Макет животного, сделанный из различных растений
и внешне действительно напоминающий слона,
разместили в углу центральной площадки деревни.
Рядом сели барабанщики, задававшие ритм танца на
тамтамах. Женщины выстроились в одну линию,
мужчины в другую. И началась охота! С криками
мужчины-охотники окружали слона и стреляли в
него из луков. Затем один из охотников с копьем
подполз к слону и перерезал ему сухожилия на
задних ногах. Макет осел на заднюю часть. Грохот
барабанов все усиливался, люди двигались все
быстрее, новый поток стрел — и вот животное
завалилось на бок. Тут его поразили копьем,
имитируя удар в сердце, и на сцене появились
женщины с корзинами. Ловко орудуя ножами, они
клали куски бутафорского мяса в корзины и
отбегали прочь, пока не растащили чучело на
части. Все действо продолжалось около часа и
произвело на нас неизгладимое впечатление. Этот
ритуальный танец обычно исполняется перед
настоящей охотой на слона, и проходит она по
подобному сценарию. Но сейчас охотятся на слонов
все реже — лесных слонов в Заире осталось не так
уж много, да и охота эта опасна и трудна. Обычно
пигмеи довольствуются макаками и оленьками
вьяндже.
В еще одной пигмейской деревеньке, которую мы
посетили, староста предложил нам шкуру окапи. Это
редчайшее животное, лесной жираф, было открыто
учеными лишь в начале ХХ века. Размерами окапи
примерно вдвое меньше своего собрата из саванны,
и окрас у него другой — шерсть белая, с темными
полосками на задних ногах. Конечно, покупать
шкуру окапи не входило в наши планы — при вывозе
из страны, если ее найдут на таможне,
коллекционеру шкур грозит не только огромный
штраф, но и тюремное заключение. Но посмотреть
было интересно, и мы попросили старосту принести
сокровище. Он держал шкуру в секретном месте в
лесу и, увидев наш интерес, отправился за ней.
Вернулся он через полчаса с пустыми руками и
чрезвычайно раздасадованный и сказал, что шкуру
раньше него нашло и сильно погрызло какое-то
животное.
На седьмой день спуска по Итури (за день мы
проходили около 40 километров) мы прибыли в
деревню Мендана, которая показалась нам
интересной и достойной более подробного
изучения. Во-первых, в отличие от предыдущих
поселений пигмеев, Мендана отстояла от Итури на
несколько километров. Во-вторых, там совместно
проживали семь семей пигмеев и пять семей банту.
К тому же банту в Мендане приняли традиционный
пигмейский образ жизни, стали охотниками и
собирателями. И, наконец, в деревне оказалось
много молодежи, нас очень дружелюбно приняли и
разрешили поставить палатку прямо среди
пигмейских шалашей.
Первое, что мы увидели, войдя в Мендану, были
пятеро пестро одетых людей, вооруженных
автоматами Калашникова и винтовками М-16. За их
спинами находились корзины, доверху наполненные
копчеными макаками. Сверху были приторочены туши
свежеубитых обезьян. Увидев нас, отряд охотников
остолбенел от неожиданности и вскоре как-то
незаметно исчез в лесу. Мы с облегчением
вздохнули — в такой глухомани встреча с
вооруженными людьми могла быть чревата
неожиданностями. Выяснилось, что это были наши
старые знакомые — заирские полицейские, которые
решили поохотиться в этих местах. Мяса они
заготовили, очевидно, на весь участок, если не на
продажу. Вполне возможно, что этот отряд должен
был бороться с браконьерством.
Наша палатка, по форме напоминающая шалаш,
отлично вписалась в ряд пигмейских домиков. В
первый же вечер почему-то именно через нее
неожиданно прошла колонна бродячих муравьев.
Живая река из насекомых шириной в полметра текла
под нашей палаткой в продолжение нескольких
часов, не давая нам возможности передохнуть или
добраться до вещей. Этот эпизод очень повеселил
жителей Менданы и как-то сблизил нас друг с
другом.
Мы провели в Мендане около двадцати дней и до сих
пор с любовью вспоминаем это время. Хотя в
принципе нам разрешили снимать кино и
фотографировать с самого начала, первые дней
десять мы лишь наблюдали за жизнью деревни,
старались участвовать в ней.
Жизнь в деревне шла очень размеренно, дни были
похожи один на другой.
Мужчины с утра либо шли на охоту, либо занимались
изготовлением ядовитых стрел.
Пигмеи очень общительны
|
Женщины занимались хозяйством, отжимали
масло из плодов пальмы нгазе, плели циновки.
Когда мужчины возвращались с охоты, и если она
была успешной, женщины готовили еду. Ели каждый у
своей хижины, затем все жители собирались в
центре деревни, под большим навесом на сваях, и
начинали вечернюю программу. Мужчины курили
водяные трубки с марихуаной (в Мендане ее
выращивал Абду, мусульманин-банту, имевший трех
хорошеньких жен). Больше всех курил пигмей старик
Чимуньонге, совмещавший в деревне должности
знахаря, следопыта и колдуна. Покурив, все
начинали танцевать. Танцевали подолгу, под
аккомпанемент тамтамов и пустой канистры,
распевая в такт песенки на языках пигмеев и
банту. Часто в песнях слышались слова «Аллилуйя»,
«Аминь» или «Мария» — это сказывалось влияние
протестантских миссионеров, посещавших Мендану
и другие деревни и обучавших пигмеев религиозным
песнопениям. Насколько я понимаю, пигмеи ничего
не имели против Иисуса Христа, располагая его
среди своих языческих богов и духов великих
предков.
Танцы заканчивались глубокой ночью (на экваторе
темнеет всегда в одно и то же время, около шести
вечера), и все жители, уставшие и довольные,
расходились по домам. В шесть утра на следующий
день вставало солнце и все начиналось сначала...
Охоте предшествовал процесс изготовления
ядовитых стрел. Хотя сейчас у пигмеев появились
стрелы с самодельными железными наконечниками,
яду все же отдается предпочтение. В его силе мы
убедились сами, когда на охоте крупный самец
макаки был ранен стрелой в мизинец и через
несколько минут свалился с дерева под ноги
охотникам. Яд приготовляется из смеси примерно
десяти разных растений. Из них сначала
отжимается сок, затем он уваривается и
начинается долгий процесс макания стрел в
емкость с ядом, высушивания наконечников, снова
макания — и так далее, в течение нескольких
часов.
Обычно, если деревня изготовляет стрелы, охота
назначается на следующий день. На охоту выходят
группой 4—8 человек с полными колчанами.
Пигмейские луки, несмотря на малый размер,
отлично бьют в цель, далеко и точно. Ведь основной
жертвой охотников, как правило, являются макаки,
которые обитают в верхнем ярусе экваториального
леса, на довольно большой высоте. Выследив стаю
обезьян, охотники окружают их снизу и стреляют
вверх, практически не целясь. Упор делается на
количество выстрелов. Первое же попадание
смертельно для макаки. Яд обладает моментальным
нервно-паралитическим действием. Подраненная
макака замирает высоко в кроне и в это время
охотники внизу перестают стрелять, садятся в
кружок и ждут. Через пару минут обезьяна падает
на землю. Она еще дышит, но уже не двигается. Ей
надрезают конец длинного хвоста, пропускают в
разрез голову — и получается макака с ручкой,
которую можно накинуть на плечи и нести домой в
родную деревню. За одну охоту пигмеи добывают,
как правило, одну-двух обезьян. В деревне добычу
делят поровну между всеми семьями, независимо от
того, принимал глава семейства участие в охоте
или нет. Голова обезьяны всегда достается вождю.
Учитывая силу яда, мясо подвергают довольно
длительной кулинарной обработке — варят, именно
поэтому пигмеям нужны котлы и кастрюли, которые
они выменивают у банту. В бульон добавляют ягоды
дикого желтого очень острого перца — для вкуса и
дополнительной дезинфекции.
Еще один популярный объект охоты у пигмеев —
оленек-вьяндже*. Размеры он
имеет с пуделя, но бегает быстро и прыгает ловко.
На вьяндже охотятся двумя способами — с помощью
петель и сетей. Петли ставят на его тропах, попав
в петлю, он повисает на кусте за ногу. Сети имеют
ячеи 4x4 сантиметра и огромную длину — до
нескольких сотен метров: высота сетей невелика,
около полуметра. Сначала сети устанавливают в
нижнем ярусе леса, прямо у земли, закрепляя их на
кустах и нижних ветвях деревьев. Затем все
население деревни (в этой охоте могут принимать
участие женщины) с двух сторон расходится как
можно дальше от сети. Вдалеке разжигается костер,
и все загонщики с громкими криками полукругом
двигаются от дыма к сети, стараясь держаться
полукругом. Естественно, насмерть перепуганные
огнем и криками оленьки устремляются прочь от
людей и дыма и, попадая в сеть, запутываются в ней.
Наряду с оленьками этот способ охоты позволяет
добыть всех мелких животных, случившихся в зоне
облавы.
Рыболовство у пигмеев не популярно, хотя и
существует. Рыбу ловят сетями, реже — на удочку.
Мы с Анатолием пробовали и то и другое, успеха не
добились и пришли к выводу, что река Итури бедна
рыбой. Но сами пигмеи охотно выменивали нам свои
луки и стрелы на сети и лески с крючками,
купленные нами заранее, еще в Москве.
Незадолго до того, как мы покинули Мендану, ночью
случился сильнейший экваториальный дождь. Все
лужи вокруг деревни соединились между собой и
деревня превратилась в остров. Наутро в связи с
наводнением была отменена охота и все жители
сидели в деревне и ожидали, когда сойдет вода.
Окончание экспедиции.
|
В Мендане мы насчитали около десятка детей
от года до 12—14 лет. По достижении
совершеннолетия (около 15 лет) юноша или девушка
могут обзаводиться семьей. Вождем пигмейской
общины в Мендане был молодой парень Пеке всего 16
лет от роду, у него уже были жена и двое маленьких
детей. Пеке ходил с нами на охоту, съедал после
охоты голову обезьяны. Вождем он стал по
наследству, заняв место умершего отца, вождя
общины,
и был очень любознательным и смышленым.
Ближайшая школа находилась в католической
церковной миссии километрах в 150 от Менданы, и,
чтобы попасть туда, надо было сначала долго плыть
на пироге, а затем еще часа три идти по лесу. Не
думаю, что кто-то из пигмейских детей во всем
районе проделывал такой путь самостоятельно.
Хотя не исключено, что осенью дети среднего
школьного возраста организованно уходили в
миссию и какое-то время оставались при ней. В лесу
гораздо важнее умение метко стрелять или
ориентироваться, и все основные знания дети,
конечно, приобретают в семье, в родной деревне. На
охоту пигмеи берут своих детей с четырех-пяти
лет, меньшие проводят дни с матерями, у домашнего
очага.
За двадцать дней, проведенных в Мендане, мы очень
полюбили ее обитателей. Жители леса также
прониклись к нам расположением, охотно
участвовали в съемках и, несмотря на языковой
барьер, пытались общаться с нами. При этом они не
только отвечали на наши вопросы, но и задавали
свои. Помнится, как-то они разглядывали номер
журнала «Вокруг света». Наибольший энтузиазм у
них вызвали фотографии, изображавшие всадников
на лошадях. Машины, дороги и города были
оставлены без внимания.
Пока Анатолий оставался в Мендане, я успел
съездить на пироге с нашими проводниками в одну
из соседних деревень, на речной рынок. Там я
встретил человека-леопарда. Им оказался
обыкновенный банту, одетый в шкуру леопарда. На
рынок стекался народ со всей реки. Пигмеи и банту
— все привозили что-то для торговли и обмена. К
вечеру староста деревни, в которой проходил
рынок, выкатил бочонок кукурузного самогона, и
все принялись за угощение. Через несколько часов
поселение загалдело оживленными голосами,
совсем уже к ночи вспыхнула драка. В ходе
выяснения отношений жители леса группировались
не по этническому, а по территориальному
признаку — несколько банту и пигмеев из одного
района схлестнулись с жителями других деревень.
Драка была нешуточная, противники применяли
весла и багры, которыми отталкивают от берега
пироги. Очень активное участие в потасовке
принял наш проводник Мачо. Разнимать их не
хотелось. Все продолжение драки мы укрывались у
коптильни вместе с человеком-леопардом, который
оказался сельским учителем, приехавшим на Итури
в гости к родственникам из другого района Заира.
В самой коптильне в довершение к происходящему я
обнаружил берцовую кость, напоминающую
человеческую. Человек-леопард успокоил меня,
сказав, что перед рыночным днем в лесу
подстрелили на охоте крупного шимпанзе.
Постепенно драка стихла и все участники
вернулись к бочонку, чтобы выпить мировую. Вся
ситуация в целом напомнила мне Россию, где после
употребления горячительных напитков между
жителями соседних деревень также иногда
возникают конфликты.
Несмотря на этот инцидент и мрачную славу
беспощадных охотников, надо признать, что пигмеи
в целом народ очень мирный, дружелюбный и
любознательный. За месяц, что мы провели на реке
Итури, мы проплыли около 300 километров и посетили
шесть чисто пигмейских деревень и несколько
смешанных, как Мендана. И почти везде нам
радостно улыбались при встрече, охотно шли на
контакт, устраивали песни и пляски — уплывать от
пигмеев не хотелось!
В последнюю ночь перед расставанием с Менданой
мы с Анатолием решили отправиться в лес и
заночевать на природе. Мы никого не поставили в
известность — думали, придем очень рано, нас не
успеют хватиться. Заночевали в корнях огромного
экваториального дерева. Между двух соседних
корней, образующих жилище со стенами, хватило
места для двух взрослых человек, рюкзаков, костра
и еще много осталось — а такие корни у дерева
были со всех сторон! Костер, кстати говоря, мы
развели при помощи бересты, которую Анатолий
собрал в подмосковном лесу вместе с Василием
Песковым незадолго до поездки. Она долго лежала в
его рюкзаке и в ту ночь оказалась как нельзя
более кстати — все дрова вокруг были сырыми из-за
недавних дождей. С утра, вернувшись в Мендану, мы
обнаружили, что нас уже хватились. Нас встречала
вся деревня, и вид у жителей был крайне
обеспокоенный. Оказалось, они уже снарядили
спасательную экспедицию и собирались идти по
нашим следам. Увидев, однако, что с нами все в
порядке, дружественные пигмеи и банту принялись
обнимать нас и бурно радоваться встрече.
Растроганные таким приемом, мы поняли, что жители
Менданы успели очень привязаться к нам.
В этот день мы ушли из деревни, оставив там своих
друзей. С удовольствием мы вернулись бы туда
снова. Впереди были еще несколько дней сплава по
Итури. Мы вышли из пирог, когда дальше плыть было
нельзя — начинались пороги. Расстались с Шабаном
и Мачо, с ними мы очень сроднились за время
путешествия. Взвалив на плечи рюкзаки, двинулись
к ближайшей дороге, до которой было около ста
километров. На полпути нам встретилась
католическая миссия, и итальянец-падре подбросил
нас до шоссе на своем джипе. Так благополучно
завершилась наша экспедиция в бассейн реки
Итури, к пигмеям мбути, самым маленьким жителям
нашей планеты.
* В русской литературе это животное обычно описывается под названием оленек африканский. — Прим. ред.
Фото автора