Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №13/2003

Реплика


Чуть-чуть об экологии и
чуть больше об этике

(запоздалый опыт рецензии на... собственное произведение)

Некоторое время назад мне на глаза попалась выпущенная издательством «Просвещение» книга «Глобальная экология». Учебник для 10—11-х классов профильных школ. Естественно, рекомендованный, и, столь же естественно, Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации. Держал я в руках издание 1998 года, но, можно не сомневаться, появились издания и посвежее. Уж очень актуальна тема и велика потребность в экологическом образовании.
Ученому совсем не безразлично, чему и как учат школьников ныне, тем более в области, к которой ты имеешь прямое отношение. Открываю наиболее близкий мне раздел «Тема 6. Человечество, земная кора и педосфера». И натыкаюсь на эпиграф под собственной фамилией. Ну, молодцы авторы: и мою популярную брошюру «Человек воздействует на земную кору» использовали — даром что ли она выпущена тиражом 32 тыс. экземпляров? Но ведь это было за 18 лет до того; наверняка, думаю, авторы собрали много нового! Что, как преподнесли ребятам? Как занятнее и дидактически грамотно изложили тему именно для школьников? Читаю... Страницу, другую. И чувствую — надо ущипнуть себя за нос, и посильнее. Что-то уж очень знакомо все. Да вот и график мой воспроизведен! Достаю с полки брошюру, которую лет пятнадцать не брал в руки, сравниваю.
Все почти дословно. Надо отдать должное авторам — они все же мой текст сильно сократили. И правильно — не мучить же детей 40 страницами. Только одно упущение я нашел в «теме 6» — текст не был закавычен. Это покоробило. По размышлении порадовался — школьники получили сведения, хотя далеко и не первой свежести, но вполне надежные и грамотно изложенные. А поразмышляв еще, снова огорчился — за школьников. Во-первых, — вдруг они узнают (хотя бы и когда подрастут), что написали о воздействии человека на земную кору вовсе не те, чьи фамилии стоят на обложке. По молодости лет они могут подумать, что и другие учебники пишутся таким же способом и что этому следует подражать. А во-вторых, я уверен, что написал бы для школьников лучше, гораздо более интересно и запоминаемо.
Пусть простят меня Н.Ф. Винокурова и В.В. Трушин, но другие темы мне «в их исполнении» смотреть уже не захотелось. Всегда предпочитал читать тексты в оригинале. А если и заимствованные (выразимся академически, не юридически), то или в кавычках, или талантливо переложенные. Кажется, А. Гайдар на вопрос «Как писать для детей?» неизменно отвечал: «Как для взрослых, только лучше». Если не авторы учебника, то уж дяди и тети из Издательства и Министерства могли бы этими достойными правилами, как и другими общепринятыми в цивилизованном обществе, руководствоваться.

А.А. НИКОНОВ,
профессор,
доктор геолого-минералогических наук,
главный научный сотрудник
Института физики Земли
им. Г.А. Гамбурцева
Российской академии наук