Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №14/2003

Профессионалы


Учитель географии:
штрихи к современному
портрету

М.В. Смирнова
Заслуженный учитель РФ,
методист по географии
Методического центра Северного округа
г. Москва

Методисту приходится подводить итоги к концу учебного года, анализировать плюсы и минусы, искать пути «совершенствования на основе несовершенств». Опережая грядущий июньский анализ, хочу поразмышлять над кадровым вопросом в школе. Незабываемая аксиома — кадры решают всё... Истинную кадровую правду в современном образовании скрывают на уровне школ, округов, городов, регионов и т. д. «Низам» невыгодно беспокоить «верхи», так как кроме неприятностей ничего хорошего не будет.
А эта, никому не интересная правда довела за последнее десятилетие количество беспризорных детей и подростков в стране до шести миллионов. Многие из них никогда не садились за школьные парты. Свобода и демократия в современном варианте стали их школой жизни, заложив под общество мину замедленного действия. Но руководители об этом не думают: они живут по своим законам.
Мы же, географы, не можем оставаться равнодушными к происходящему, ведь географу, изучающему страновые и региональные модели развития, понятно, что на экономическое развитие самое существенное влияние оказывало и оказывает образование. Вот данные из очередного отчета Организации по экономическому сотрудничеству и развитию. Авторы отчета анализируют влияние различных показателей на общие показатели развития стран ОЭСР за последнее десятилетие. Даже уровень инфляции или объем инвестиций уступают по своему влиянию на показатель роста экономики фактору образовательного уровня населения. Образованный народ лучше инвестиций! Образование — самая перспективная инвестиция! Россия не входит в ОЭСР и смотрит на образование по-своему, даже забыв Указ № 1 от 11 июля 1991 г. («Об образовании») своего первого президента. Да и сам он сразу же забыл свой первый указ.
Маргарет Тэтчер, выступая в 1993 г. в МХТИ им. Менделеева, сказала: «...знание и его эффективное применение жизненно важны для процветания нации, ее международного положения. Нация, которая не ценит образованных молодых людей, обречена». (Я храню перевод ее интересной речи).
Базовой, неотъемлемой частью полноценного национального образовательного процесса является и школьное географическое образование.
Кадровая картотека методиста подвижна — в течение учебного года происходят изменения: учителя уходят в другие сферы, кто-то оставляет в школе лишь минимальное количество часов, чтобы совмещать в коммерческих структурах и т. д.
В моем округе 216 учителей, преподающих географию. Кто же они?

Стаж работы:

Педагогический
стаж,
лет
Число
учителей
Менее 5 29*
5—10 лет 34**
10—20 46**
20—30 49
30—40 32
40—50 21
50—60 4
Более 60 1

* В их числе студенты, совместители, учителя других предметов.
** Около 25 из них неспециалисты, прошли или проходят курсы профессиональной переподготовки; некоторые — преподаватели других предметов в своих школах, просто совмещают по просьбе администрации.

Квалификационная категория:

Высшая — 56 (26%)
Первая — 71 (33%)
Вторая — 60 (28%)
7—11-й разряды согласно ЕТС — 29 (13%)

Звания и награды:

Заслуженный учитель РФ — 5
Отличник народного просвещения — 30
Почетный работник общего образования — 8
Грант правительства Москвы в области гуманитарных наук — 9
Ветеран труда — 67

Где же вы, мужчины?

Мужчин, включая совместителей «из других предметов», — 15 (из 216 учителей!).
Когда собираемся на общие окружные мероприятия, то актовый зал традиционно украшают мужчины — настоящие географы, те, для кого география — главный предмет. Это учителя школ: 185-й — Ю.Н. Запорожский, 201-й — Д.В. Бабин, 208-й — Д.А. Липин, 236-й — А.Е. Мирзоев, 597-й —
Е.Е. Дубицкий, 684-й — А.А. Борисов, 907-й — М.С. Соловьев (студент V курса). Наши мужчины — патриоты географии.
Важная проблема современной школы — недостаток или отсутствие учителей-мужчин. Географию же тем более должны преподавать мужчины, особенно в XXI в. Почему? К этому обязывает наш сложный, пестрый, противоречивый, тревожный, непредсказуемый мир, стремительно наполняющий географические знания особым содержанием. Мужчина-географ лучше может раскрыть поведенческие линии человека в столкновении со стихией, в экстремальной ситуации. Попробуй разберись в современных рисках — природных, техногенных, этнических, финансовых, военных, экологических, космических! Мужчина может глубоко и неформально разобраться в интегративных связях с ОБЖ, физической культурой, по-настоящему организовать туристско-краеведческую работу, чтобы почувствовали ученики свою уверенность и силу, готовность преодолевать, побеждать, но чтобы научились и защищать хрупкое экологическое равновесие в природе. Учитель-мужчина, географ-мужчина очень нужен учащимся.

Что входит в модель современного учителя?

— Владение содержанием программ, базовых и альтернативных учебников, рабочих тетрадей, методических изданий, пособий для диагностики знаний, умений, навыков (вариативные тесты, ЕГЭ и т. д.), знакомство с новыми концепциями образования и подходами к обучению — это основа уровневой и профильной дифференциации содержания школьной географии.
— Владение содержанием лучших «профильных» изданий для старших классов.
— Умение формировать географическую компетентность учащихся через понятийный аппарат всех курсов, умение научить пониманию законов природы и общества, взаимосвязей компонентов культурного ландшафта, закономерностей развития регионов России и мира.
Учителя уделяют усиленное внимание практической, прикладной направленности географических знаний, их профориентационной значимости.
Учителя нашего округа первыми провели работу по испытанию в школе учебника «Коммерческая география» Е.Л. Плисецкого в 10—11-м классах: 152-я школа — О.А. Лапшова, 151-я — М.В. Попова, 224-я — Н.Н. Егорова, 1576-я — Л.Я. Шанцева, 1678-я — Т.В. Лаврентьева. Роль географических знаний в формировании российской и мировой экономики исключительно велика.
Высок интерес учащихся к страноведческому аспекту географии. И наши учителя усиливают внимание к этнографическим особенностям стран, регионов. Цель — не только познавательная, но и мировоззренческая: воспитание понимания других людей, взаимной толерантности народов мира. Этой теме была посвящена и наша традиционная научно-практическая конференция — «Процесс глобализации в аспекте толерантности — основа достижения общечеловеческих целей в XXI веке». Особенно хорошо проявили себя дети и учителя школ № 201, 601, 669, 1213, 1223, 1570, 1576, 1678, 1679 и
I Московского кадетского корпуса. Учащиеся хореографического училища нового гуманитарного университета Н.В. Нестеровой представили блестящий проект «Диалог культур через мир танца». Национальный танец — это язык, понятный без слов, это тоже страницы прекрасной географии.
Словно тревожный набат вошли в нашу жизнь и в географическое образование слова-понятия начала XXI в.: национализм, сепаратизм, ксенофобия... Мы должны изучить конфликтные ситуации: этнические, этнорелигиозные, экономические, политические. Они имеют свою географию. Учитель-географ не может оставаться глух к тревожным вызовам мира. Понимание учителем географии глубины и актуальности слова «толерантность» и умение перенести его в мысли и чувства учащихся — несомненно, очень существенный штрих его «обновленного временем портрета».

Приоритетные педагогические технологии в работе учителей географии:

  • Личностно ориентированный подход, ведь географические знания — основа общечеловеческой культуры.
  • Технология сотрудничества и развивающего обучения.
  • Проблемные, поисковые, творческие подходы на основе активизации мыслительно-аналитической деятельности учащихся.
  • Технологии на основе гуманизации и демократизации отношений.
  • Информационные системы и технологии.
  • Работа с материалами СМИ (такая работа позволяет экономить время учителя, школьники сами обрабатывают большой объем информации).

Каждый учитель создает свою индивидуальную технологию работы с картой, формирует свою систему картографического сопровождения на всех этапах урока.
Психологически учитель географии — это тонкий человек, владеющий всей гаммой вербальных и невербальных форм коммуникации. Учитель через географию формирует различные коммуникативные умения и навыки учащихся: владение монологической и диалогической речью, умение слушать оппонента и задавать вопросы, дискутировать и др.
Мотивационная деятельность учителя географии дает плоды, и большинство учеников понимают человекоориентированную сущность и значимость нашего предмета.

Личностные качества учителей географии (из многих анкет):

  • общительность (коммуникативность во всех проявлениях),
  • красноречие, яркое воображение,
  • настойчивость, сочетающаяся с тактичностью,
  • энергичность и целеустремленность,
  • впечатлительность и эмоциональность,
  • правдивость и незлопамятность,
  • трудолюбие и ответственность,
  • склонность к импровизации и развитая фантазия,
  • предпочтение духовных ценностей материальным благам,
  • вера в то, что урок — это маленькая жизнь, это часть жизни; искреннее желание сделать каждый урок незабываемым...

Может, кто-то скажет: «Какой же это портрет?» Пожалуй, не совсем еще портрет. Скорее — это образ учителя географии, состоявшийся в непрерывном профессионально-деятельностном процессе. Завершу свои размышления словами Экзюпери: «Если кто-то мыслит иначе, чем я, он не только не оскорбляет меня этим, но, напротив, обогащает меня. Основа нашего единства — ЧЕЛОВЕК, который выше каждого из нас...»