Учитель географии: штрихи к современному портрету М.В. Смирнова
|
Педагогический стаж, лет |
Число учителей |
---|---|
Менее 5 | 29* |
5—10 лет | 34** |
10—20 | 46** |
20—30 | 49 |
30—40 | 32 |
40—50 | 21 |
50—60 | 4 |
Более 60 | 1 |
* В их числе студенты, совместители,
учителя других предметов.
** Около 25 из них неспециалисты, прошли или
проходят курсы профессиональной переподготовки;
некоторые — преподаватели других предметов в
своих школах, просто совмещают по просьбе
администрации.
Квалификационная категория:
Высшая — 56 (26%) Первая — 71 (33%) Вторая — 60 (28%) 7—11-й разряды согласно ЕТС — 29 (13%) |
Звания и награды:
Заслуженный учитель РФ — 5
Отличник народного просвещения — 30
Почетный работник общего образования — 8
Грант правительства Москвы в области
гуманитарных наук — 9
Ветеран труда — 67
Где же вы, мужчины?
Мужчин, включая совместителей «из других
предметов», — 15 (из 216 учителей!).
Когда собираемся на общие окружные мероприятия,
то актовый зал традиционно украшают мужчины —
настоящие географы, те, для кого география —
главный предмет. Это учителя школ: 185-й — Ю.Н.
Запорожский, 201-й — Д.В. Бабин, 208-й — Д.А. Липин, 236-й
— А.Е. Мирзоев, 597-й —
Е.Е. Дубицкий, 684-й — А.А. Борисов, 907-й — М.С.
Соловьев (студент V курса). Наши мужчины —
патриоты географии.
Важная проблема современной школы — недостаток
или отсутствие учителей-мужчин. Географию же тем
более должны преподавать мужчины, особенно в XXI в.
Почему? К этому обязывает наш сложный, пестрый,
противоречивый, тревожный, непредсказуемый мир,
стремительно наполняющий географические знания
особым содержанием. Мужчина-географ лучше может
раскрыть поведенческие линии человека в
столкновении со стихией, в экстремальной
ситуации. Попробуй разберись в современных
рисках — природных, техногенных, этнических,
финансовых, военных, экологических, космических!
Мужчина может глубоко и неформально разобраться
в интегративных связях с ОБЖ, физической
культурой, по-настоящему организовать
туристско-краеведческую работу, чтобы
почувствовали ученики свою уверенность и силу,
готовность преодолевать, побеждать, но чтобы
научились и защищать хрупкое экологическое
равновесие в природе. Учитель-мужчина,
географ-мужчина очень нужен учащимся.
Что входит в модель современного учителя?
— Владение содержанием программ, базовых и
альтернативных учебников, рабочих тетрадей,
методических изданий, пособий для диагностики
знаний, умений, навыков (вариативные тесты, ЕГЭ и
т. д.), знакомство с новыми концепциями
образования и подходами к обучению — это основа
уровневой и профильной дифференциации
содержания школьной географии.
— Владение содержанием лучших «профильных»
изданий для старших классов.
— Умение формировать географическую
компетентность учащихся через понятийный
аппарат всех курсов, умение научить пониманию
законов природы и общества, взаимосвязей
компонентов культурного ландшафта,
закономерностей развития регионов России и мира.
Учителя уделяют усиленное внимание
практической, прикладной направленности
географических знаний, их профориентационной
значимости.
Учителя нашего округа первыми провели работу по
испытанию в школе учебника «Коммерческая
география» Е.Л. Плисецкого в 10—11-м классах: 152-я
школа — О.А. Лапшова, 151-я — М.В. Попова, 224-я — Н.Н.
Егорова, 1576-я — Л.Я. Шанцева, 1678-я — Т.В.
Лаврентьева. Роль географических знаний в
формировании российской и мировой экономики
исключительно велика.
Высок интерес учащихся к страноведческому
аспекту географии. И наши учителя усиливают
внимание к этнографическим особенностям стран,
регионов. Цель — не только познавательная, но и
мировоззренческая: воспитание понимания других
людей, взаимной толерантности народов мира. Этой
теме была посвящена и наша традиционная
научно-практическая конференция — «Процесс
глобализации в аспекте толерантности — основа
достижения общечеловеческих целей в XXI веке».
Особенно хорошо проявили себя дети и учителя
школ № 201, 601, 669, 1213, 1223, 1570, 1576, 1678, 1679 и
I Московского кадетского корпуса. Учащиеся
хореографического училища нового гуманитарного
университета Н.В. Нестеровой представили
блестящий проект «Диалог культур через мир
танца». Национальный танец — это язык, понятный
без слов, это тоже страницы прекрасной
географии.
Словно тревожный набат вошли в нашу жизнь и в
географическое образование слова-понятия начала
XXI в.: национализм, сепаратизм, ксенофобия... Мы
должны изучить конфликтные ситуации: этнические,
этнорелигиозные, экономические, политические.
Они имеют свою географию. Учитель-географ не
может оставаться глух к тревожным вызовам мира.
Понимание учителем географии глубины и
актуальности слова «толерантность» и умение
перенести его в мысли и чувства учащихся —
несомненно, очень существенный штрих его
«обновленного временем портрета».
Приоритетные педагогические технологии в работе учителей географии:
- Личностно ориентированный подход, ведь географические знания — основа общечеловеческой культуры.
- Технология сотрудничества и развивающего обучения.
- Проблемные, поисковые, творческие подходы на основе активизации мыслительно-аналитической деятельности учащихся.
- Технологии на основе гуманизации и демократизации отношений.
- Информационные системы и технологии.
- Работа с материалами СМИ (такая работа позволяет экономить время учителя, школьники сами обрабатывают большой объем информации).
Каждый учитель создает свою индивидуальную
технологию работы с картой, формирует свою
систему картографического сопровождения на всех
этапах урока.
Психологически учитель географии — это тонкий
человек, владеющий всей гаммой вербальных и
невербальных форм коммуникации. Учитель через
географию формирует различные коммуникативные
умения и навыки учащихся: владение
монологической и диалогической речью, умение
слушать оппонента и задавать вопросы,
дискутировать и др.
Мотивационная деятельность учителя географии
дает плоды, и большинство учеников понимают
человекоориентированную сущность и значимость
нашего предмета.
Личностные качества учителей географии (из многих анкет):
- общительность (коммуникативность во всех проявлениях),
- красноречие, яркое воображение,
- настойчивость, сочетающаяся с тактичностью,
- энергичность и целеустремленность,
- впечатлительность и эмоциональность,
- правдивость и незлопамятность,
- трудолюбие и ответственность,
- склонность к импровизации и развитая фантазия,
- предпочтение духовных ценностей материальным благам,
- вера в то, что урок — это маленькая жизнь, это часть жизни; искреннее желание сделать каждый урок незабываемым...
Может, кто-то скажет: «Какой же это портрет?» Пожалуй, не совсем еще портрет. Скорее — это образ учителя географии, состоявшийся в непрерывном профессионально-деятельностном процессе. Завершу свои размышления словами Экзюпери: «Если кто-то мыслит иначе, чем я, он не только не оскорбляет меня этим, но, напротив, обогащает меня. Основа нашего единства — ЧЕЛОВЕК, который выше каждого из нас...»