Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №14/2003

Обучение


Знать карту

Задания на формирование географической зоркости и
на проверку качества географического образования

С.В. РОГАЧЕВ

Твердить о том, что без карты нет географии, что только представляющий себе карту человек может считаться географически образованным, — ломиться, казалось бы, в открытую дверь. Между тем для иных наших разработчиков нормативных документов по географии дверь эта оказывается плотно закрытой, а ключ к ней не то что потерян — похоже, он никогда и не поворачивался в заржавленном замке. Ведь нынешнее поколение практикующих географов училось по программам и учебникам, в которых «комплексы», «оболочки» и «экология» уже буквально съели реальную земную поверхность. И если даже умные и движимые чувством профессионального и гражданского долга учителя еще пытались учить детей знанию территории, то у них на это катастрофически не хватало времени. Общий щебет про глобальные проблемы, толерантность и «сферы» успешно наступает. Еще бы: ведь это требует гораздо меньше усилий, чем обучение земной конкретике. Но учить ей нужно, и нужно четко определить, что человек, не способный позиционировать на простых схемах Саудовскую Аравию, Карпаты, Дунай, Карское море и Новгород, не может считаться географически образованным и вообще образованным — ни по какому стандарту.
Настоящая подборка заданий продолжает начатую в № 42/2002 публикацию. В том же номере вы найдете методические пояснения; они, впрочем, не очень-то нужны: из схем и так все должно быть понятно.