Об итогах
анкетирования читателей
Мониторинг читательского мнения и отношения к
изданию — в числе приоритетов газеты. Этому были
посвящены и предыдущие анализы коллективных
портретов реальных и потенциальных потребителей
издания (например, «Мнения читателей — планы
редакции»//География, № 17/2001, с. 2—4; «Долгое эхо
марафона»//География, № 30/2002, с. 25—27; традиционная
рубрика «Мнение»).
Редакция к окончанию срока подачи получила более
70 заполненных анкет из 36 регионов России, а также
из двух стран ближнего зарубежья — Белоруссии и
Эстонии. Присланных анкет было несколько больше,
чем при прошлых анкетированиях. Усиление
активности читателей редакция «Географии»
напрямую связывает с возрастанием интереса к
газете в целом и к ее материалам и рубрикам в
частности.
Как отрадный факт воспринимается то
обстоятельство, что 40% анкет было получено нами
из негородских населенных пунктов. Это значит,
что, несмотря на экономический кризис и сложное
материальное положение сельского населения, нас
продолжают выписывать в селах и деревнях,
хуторах и станицах. Впервые была опробована
форма электронного участия в анкете. По каналам
электронной связи редакция получила 11 анкет, их
авторы также были включены в число соискателей
приза.
Аудитория газеты практически не изменилась за
прошедшие 2 года. Как и прежде, она в большей
степени представлена учителями: 66% участвовавших
в анкетировании в 2001 г.
и 64% в 2003 г. Обнадеживает, что нас стали больше
читать преподаватели вузов и школьники,
несколько тревожит сокращение нашего
присутствия в среде студентов — подрастающего
поколения читателей «Географии».
Как большой выданный аванс редакция
воспринимает информацию о том, что 2/3 наших
читателей вполне удовлетворены содержанием и
структурой «Географии», то есть значительная
часть принявших участие в анкетировании в полной
мере доверяют нам. Ни один человек не заявил, что
его совершенно не устраивает газета в ее
нынешнем виде. Все пожелания и предложения по
улучшению издания были внимательно собраны и
проанализированы.
Большинство наших респондентов оценивают
материалы еженедельника как доступные для
понимания даже хорошему ученику (59%), а это
обстоятельство радует еще и тем, что почти в
половине случаев (46%) номер «Географии» читают
более 5 человек, как правило, школьников или
студентов, занимающихся у учителя или
преподавателя, выписывающего газету. Нам очень
приятно, что большинство участников нашего
опроса (70%) высказались за увеличение числа
материалов, способных воздействовать на
эмоциональную сферу учащихся, воспитывающих
чувство патриотизма. И, наконец, самый главный
для редакции вопрос: собираются ли наши читатели
продлевать подписку на «Географию» и тем самым
продолжать сотрудничать с изданием. Здесь мы
тоже получили довольно оптимистичные цифры: три
четверти респондентов уже тогда, в
январе—феврале наступившего года сообщили о
желании подписаться снова, 18% колебались и лишь 7%
при ответе на этот вопрос сказали четкое «Нет».
По результатам проведенного анкетирования самый
низкий рейтинг (доля считающих что материалов
подобного жанра должно быть меньше) у таких
рубрик, как «Письма учителей», «Хрестоматия»,
«Дискуссии о проблемах образования». Редакция
прислушается к этому мнению и будет более
внимательно отбирать материалы для этих рубрик,
стараясь не пресыщать ими газетные полосы.
Среди материалов 2002 г., оказавшихся наиболее
полезными для наших читателей в их работе, чаще
всего фигурируют все три спецвыпуска по странам
(«Республика Корея», «Германия», «Япония»),
статистические публикации, статьи В.П.
Максаковского, методические разработки рубрики
«Я иду на урок». В наибольшей степени участников
анкетирования заинтересовали те же страновые
спецвыпуски, а также материал Н.И.Осокина о
ледниковой катастрофе в Кармадонском ущелье на
Кавказе и географические задачи серии
«Властелин колец». Ответы на вопрос № 13 (Что
может сделать «География» для того, чтобы стать
более полезной в Вашей профессиональной
деятельности?) отличались большим разнообразием.
Наиболее характерные ответы: «печатать
географические новости, аннотации литературы,
быть более оперативной» (В.П. Шагида);
«публиковать данные по отраслевой структуре
производства экономических районов России,
писать о традициях и обычаях народов» (Н.Е.
Володина); «чаще обращаться к проблемам
физической географии, печатать больше
методических разработок уроков» (О.Ю. Матвеева).
Мы хотим поблагодарить всех потративших свое
время и приславших в адрес редакции анкетные
листы. Ваша оценка нашего труда позволяет
смотреть в будущее со сдержанным оптимизмом. Все
поведанное вами будет по крупицам собрано и
систематизировано, эти данные окажут большую
помощь при определении концепции развития
газеты, первой реакции на мнения наших читателей
ожидайте уже в ближайших номерах.
Призерами по результатам
анкетирования стали:
Галина Александровна Кравец
(учитель географии и экологии
Всероссийского детского центра «Океан»,
г. Владивосток),
Лариса Леонидовна Чернышова
(учитель географии средней школы № 1,
с. Туруханск Красноярского края),
Людмила Николаевна Якимова
(учитель географии и экономики средней
школы № 1,
г. Можга Удмуртской Республики).
Результаты анкетирования
читателей «Географии»
Профессиональный состав читателей
«Географии»
Оценка сложности большинства
публикуемых материалов
Удовлетворяет ли Вас содержание и
структура «Географии» в современном виде
Сколько человек знакомится с номером
«Географии»
Оценка материалов основных жанров
|