Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №15/2003

Мнение читателя


Об итогах
анкетирования читателей

Мониторинг читательского мнения и отношения к изданию — в числе приоритетов газеты. Этому были посвящены и предыдущие анализы коллективных портретов реальных и потенциальных потребителей издания (например, «Мнения читателей — планы редакции»//География, № 17/2001, с. 2—4; «Долгое эхо марафона»//География, № 30/2002, с. 25—27; традиционная рубрика «Мнение»).
Редакция к окончанию срока подачи получила более 70 заполненных анкет из 36 регионов России, а также из двух стран ближнего зарубежья — Белоруссии и Эстонии. Присланных анкет было несколько больше, чем при прошлых анкетированиях. Усиление активности читателей редакция «Географии» напрямую связывает с возрастанием интереса к газете в целом и к ее материалам и рубрикам в частности.
Как отрадный факт воспринимается то обстоятельство, что 40% анкет было получено нами из негородских населенных пунктов. Это значит, что, несмотря на экономический кризис и сложное материальное положение сельского населения, нас продолжают выписывать в селах и деревнях, хуторах и станицах. Впервые была опробована форма электронного участия в анкете. По каналам электронной связи редакция получила 11 анкет, их авторы также были включены в число соискателей приза.
Аудитория газеты практически не изменилась за прошедшие 2 года. Как и прежде, она в большей степени представлена учителями: 66% участвовавших в анкетировании в 2001 г.
и 64% в 2003 г. Обнадеживает, что нас стали больше читать преподаватели вузов и школьники, несколько тревожит сокращение нашего присутствия в среде студентов — подрастающего поколения читателей «Географии».
Как большой выданный аванс редакция воспринимает информацию о том, что 2/3 наших читателей вполне удовлетворены содержанием и структурой «Географии», то есть значительная часть принявших участие в анкетировании в полной мере доверяют нам. Ни один человек не заявил, что его совершенно не устраивает газета в ее нынешнем виде. Все пожелания и предложения по улучшению издания были внимательно собраны и проанализированы.
Большинство наших респондентов оценивают материалы еженедельника как доступные для понимания даже хорошему ученику (59%), а это обстоятельство радует еще и тем, что почти в половине случаев (46%) номер «Географии» читают более 5 человек, как правило, школьников или студентов, занимающихся у учителя или преподавателя, выписывающего газету. Нам очень приятно, что большинство участников нашего опроса (70%) высказались за увеличение числа материалов, способных воздействовать на эмоциональную сферу учащихся, воспитывающих чувство патриотизма. И, наконец, самый главный для редакции вопрос: собираются ли наши читатели продлевать подписку на «Географию» и тем самым продолжать сотрудничать с изданием. Здесь мы тоже получили довольно оптимистичные цифры: три четверти респондентов уже тогда, в январе—феврале наступившего года сообщили о желании подписаться снова, 18% колебались и лишь 7% при ответе на этот вопрос сказали четкое «Нет».
По результатам проведенного анкетирования самый низкий рейтинг (доля считающих что материалов подобного жанра должно быть меньше) у таких рубрик, как «Письма учителей», «Хрестоматия», «Дискуссии о проблемах образования». Редакция прислушается к этому мнению и будет более внимательно отбирать материалы для этих рубрик, стараясь не пресыщать ими газетные полосы.
Среди материалов 2002 г., оказавшихся наиболее полезными для наших читателей в их работе, чаще всего фигурируют все три спецвыпуска по странам («Республика Корея», «Германия», «Япония»), статистические публикации, статьи В.П. Максаковского, методические разработки рубрики «Я иду на урок». В наибольшей степени участников анкетирования заинтересовали те же страновые спецвыпуски, а также материал Н.И.Осокина о ледниковой катастрофе в Кармадонском ущелье на Кавказе и географические задачи серии «Властелин колец». Ответы на вопрос № 13 (Что может сделать «География» для того, чтобы стать более полезной в Вашей профессиональной деятельности?) отличались большим разнообразием. Наиболее характерные ответы: «печатать географические новости, аннотации литературы, быть более оперативной» (В.П. Шагида); «публиковать данные по отраслевой структуре производства экономических районов России, писать о традициях и обычаях народов» (Н.Е. Володина); «чаще обращаться к проблемам физической географии, печатать больше методических разработок уроков» (О.Ю. Матвеева).
Мы хотим поблагодарить всех потративших свое время и приславших в адрес редакции анкетные листы. Ваша оценка нашего труда позволяет смотреть в будущее со сдержанным оптимизмом. Все поведанное вами будет по крупицам собрано и систематизировано, эти данные окажут большую помощь при определении концепции развития газеты, первой реакции на мнения наших читателей ожидайте уже в ближайших номерах.

Призерами по результатам
анкетирования стали:

Галина Александровна Кравец
(учитель географии и экологии
Всероссийского детского центра «Океан»,
г. Владивосток),

Лариса Леонидовна Чернышова
(учитель географии средней школы № 1,
с. Туруханск Красноярского края),

Людмила Николаевна Якимова
(учитель географии и экономики средней школы № 1,
г. Можга Удмуртской Республики).

Результаты анкетирования
читателей «Географии»

Профессиональный состав читателей «Географии»

Оценка сложности большинства публикуемых материалов

Удовлетворяет ли Вас содержание и
структура «Географии» в современном виде

Сколько человек знакомится с номером «Географии»

Оценка материалов основных жанров