География с орфографиейЗанимательные упражнения для 5—7-х классовН.А. Борисенко
|
Название части света | Происхождение названия |
---|---|
1. Европа | А. В честь Америго Веспуччи, впервые описавшего открытые Колумбом земли Нового Света |
2. Антарктида | Б. Вероятно, от ассирийского асу — «восток» |
3. Азия | В. От лат. аustralis — «южный» |
4. Австралия | Г. Греч., от ассирийского эреб — «запад». Названа по имени дочери финикийского царя Агенора, похищенной и увезенной на остров Крит Зевсом, обратившимся в быка |
5. Америка | Д. Ант(и) «против» + Арктика, то есть «лежащая против Арктики». Арктика — от греч. арктос — «медведь». Происхождение названия Арктика связано с созвездием Большой Медведицы, под которым лежит эта область |
6. Африка | Е. Происхождение названия точно неизвестно |
9. Прочитайте текст, вместо точек вставляя пропущенные слова.
Что такое Америка? Думаю, большинство читателей
без труда ответят на этот незамысловатый вопрос:
Америка — ... в ... полушарии, состоящая из ...
материков: ... и ..., соединенных длинным и узким ... .
Многие добавят, что открыта она в ... году ... , а
названа по имени ... , посетившего и описавшего
Новый Свет, как долгое время величали земли,
открытые ... .
Так?
Вообще-то так, но вместе с тем и не совсем так.
Поэтому, чтобы не попасть впросак, не торопитесь
отвечать, если вам зададут, казалось бы, простой
вопрос: «Что такое Америка?»
Америка в Азии
Полным ходом мы шли на юг,
к новому отечественному порту
у дальневосточных берегов Азии.
— До чего медленно тянутся последние часы плавания, — сказал я нашему коку. — Одно утешение: каждая минута приближает нас к родным берегам.
— Ты хочешь сказать — к берегам Америки?
— Вот уж неуместная шутка! — вспылил я, возмутившись до глубины души. — Какая Америка? Мы идем к берегам Азии, а не Америки!
— Шутка? Отнюдь, я говорю вполне серьезно. Не горячись, юнга, не спорь и не выдавай прискорбного своего невежества...
Но как можно не спорить, когда наука всецело на твоей стороне?
И все же я начал сомневаться. Наш кок всег- да оказывался прав.
А вдруг я что-нибудь напутал? Может быть, вы мне поможете? (По М. Ильину)
Какую географическую загадку содержит этот текст? О какой Америке идет речь? Найдите ее на карте.
10. Прочитайте отрывок из книги К. Паустовского «Черное море».
Гарт потянул к себе картушку старинного компаса. Черная многогранная звезда была окаймлена знакомыми и любимыми с детства словами: Nord, Ost, Sud, West.
Удалось ли вам прочитать слова, написанные
по-немецки? Что они значат? Можете ли вы перевести
их на русский язык?
Нарисуйте компас и обозначьте на нем стороны
света сначала латинскими, а потом русскими
буквами.
Вспомните, как пишутся существительные,
обозначающие промежуточные стороны света.
11. Прочитайте предложения. Выпишите из них сложные существительные, правильно раскрывая скобки или расшифровывая сокращения.
1) Быть может, я не пошел бы к Татариновым, если
бы Катя не пообещала мне показать книги и карты
капитана. Я посмотрел маршрут, и оказалось, что
это тот самый знаменитый «северо (восточный)
проход», который искали триста лет назад.
2) Теперь я дам вам полный текст записи. Вот она в
расшифрованном виде: «Хорошее стекло в трактире
епископа на чертовом стуле двадцать один градус
и тринадцать минут северо (северо) (восток)
главный сук седьмая ветвь восточная сторона
стреляй из левого глаза мертвой головы прямая от
дерева через выстрел на пятьдесят футов».
3) Дорогой начались споры о карте. Красный крестик
был слишком велик и не мог, конечно, служить
точным указателем места. На обороте карты было
написано следующее: «Высокое дерево на плече
Подзорной Трубы, направление к С. от С.-С.-В. Остров
Скелета В.-Ю.-В. и на В. Десять футов».
Узнали ли вы произведения, из которых взяты эти предложения? С каким эпизодом связан тот или иной фрагмент текста?
12. Ответьте письменно на вопросы. За каждый правильный ответ начислите себе 1 балл; за полные ответы на вопросы 2 и 4 можно и по 2 балла.
1) Где находился необитаемый остров, на
котором Робинзон Крузо прожил 28 лет?
2) Где находится остров Робинзон Крузо, названный
в честь героя романа Д. Дефо? В честь кого назван
остров Александр Селькирк в той же группе
островов?
3) В какой части света происходят события в
романах Фенимора Купера?
4) В каком городе жил Том Сойер? Почему город так
называется?
5) По какой реке плыли Гекльберри Финн и негр Джим?
13. Прочитайте текст.
Как и всякая страна, Швамбрания должна была иметь географию, климат, флору, фауну и население.
Первую карту Швамбрании начертил Оська. Он срисовал с какой-то зубоврачебной рекламы большой зуб с тремя корнями. Зуб был похож на тюльпан, на корону Нибелунгов и на букву «Ш» — заглавную букву Швамбрании. Швамбрании были приданы очертания зуба. По океану были разбросаны острова и кляксы. Вокруг зуба простирался «Акiанъ». Был еще «пляж», вытянувшаяся стрункой речка Хальма, столица Швамбраэна, города Аргонск и Драндзонск, бухта Заграница, «тот берег», пристань, горы и, наконец, «место, где Земля закругляется».
Узнали ли вы произведение?
А можете ли вы придумать свою Швамбранию, то есть
страну, которой нет ни на одной карте, но которая
живет в вашем воображении? Попробуйте!
Придумайте ей название, географию, флору, фауну —
в общем, все. Расскажите о своей стране. Если
хотите, сопроводите свой рассказ картой.
14. Прочитайте текст.
Члены Клуба знаменитых капитанов склонились над огромным синим кругом Мирового океана, разделенного пополам линией экватора. Белые шапки Северного и Южного полюсов напоминали о Георгии Седове, Руале Амундсене, Роберте Скотте, о дрейфующих станциях, о беспримерном мужестве и героизме советских полярников.
Названия мысов, островов, заливов будоражили воображение и память...
Мексиканский залив, остров Уединения, Бенгальский залив, Ямайка, Мадейра, Таити, порт Тикси, Новая Земля, Сингапур, Принцевы острова...
Географическая карта!.. Океаны и моря на ней были прочерчены маршрутами легендарных плаваний Витуса Беринга, Семена Дежнёва, Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева, Ивана Крузенштерна, Васко да Гама, Христофора Колумба, Фернана Магеллана...
Географическая карта!.. От того, кто не путешествовал по ней и не мечтал, рассматривая карту; кого не увлекало это занятие; кто не слышал при этом шум морского прибоя, крики чаек, свист ветра и не видел за картой китов, пускающих фонтаны, — не ждите от этого человека никаких открытий и чудес!.. (По книге Вл. Крепса и К. Минца «Клуб знаменитых капитанов»)
Проверьте свою память: сколько из названных
здесь собственных имен вы сможете вспомнить, не
заглядывая в текст? Сколько сумеете правильно
написать? Сколько из названных географических
объектов уверенно покажете на карте?
Запомните, как пишутся эти имена, а потом
запишите их под диктовку.
15. О ком из великих путешественников (имена
некоторых из них упоминаются в тексте упражнения
15) вы можете рассказать?
Напишите небольшое сочинение на тему
«Путешественник, поразивший меня».
16. Прочитайте текст. Узнали ли вы произведение?
Это была совершенно целая и плотно закупоренная бутылка с узким горлышком. Она была такая скользкая, что то и дело норовила выскользнуть из рук.
Пришлось употребить в дело молоток, чтобы отбить горлышко. Из-за зубчатых краев изуродованной бутылки белела какая-то бумага. Гленарван стал исследовать эти клочки.
— Здесь, — сказал он, — три различных документа, по-видимому, копии одного и того же документа, написанные на трех языках: французском, немецком и английском. Сличив уцелевшие слова, мы попытаемся прочитать записку...
Через несколько минут Гленарван подал своим друзьям бумагу, где было написано следующее:
«..7 июня ..62 трехмачтов.. из Глаз.. ..ерпел ..ение у ..гов Патагон.. в Южн.. полуша.. два матрос.. капита.. Грант ..ются при.. к бере.. под долготы и 37 11 ..ироты ..ите ..ощь иначе ..ут»*.
Восстановите послание капитана Гранта, а потом
сверьтесь с ответом. Можете ли вы догадаться,
какой частью речи является каждое из слов?
Если вы еще не читали, прочитайте роман Жюля
Верна «Дети капитана Гранта».
17. Сможете ли вы по этим словосочетаниям восстановить сюжет романа «Дети капитана Гранта»? А показать на карте маршрут экспедиции? Какую географическую загадку содержит сюжет романа Жюля Верна?
Необычный документ. Потерпевшие
кораблекрушение. Маршрут предстоящей
экспедиции. Рассеянный пассажир. Секретарь
географического общества. Юные путешественники.
Путешествие по тридцать седьмой параллели. В
Южном полушарии.
У берегов Патагонии. Побывали в Чили, в Аргентине
и в Австралии. Препятствия на пути к цели.
Землетрясение и наводнение. В Новой Зеландии.
Неожиданная развязка.
А теперь всмотритесь в эти словосочетания,
«съешьте» их глазами, а потом попробуйте
записать под диктовку.
У вас получится настоящий «словарный
диктант с приключениями».
18. Напишите еще один «словарный диктант с приключениями». По сюжету какого известного произведения он составлен? Назовите автора и название романа.
Пятеро смельчаков. Потерпевшие крушение на воздушном шаре. Необитаемый остров в Южном полушарии. Талантливый инженер и ученый. Остров Линкольна. Вынужденные робинзоны. Во власти какой-то сверхъестественной силы. В течение следующих трех лет. Благодаря своему трудолюбию, коллективизму и находчивости. Бывший преступник. Нападение пиратов. Тяжело раненный юноша. Таинственный благодетель. Индийский принц Даккар. Неожиданная помощь.
Найдите на карте остров, на котором волею
случая оказались «вынужденные робинзоны».
Напишите сочинение на тему «Если бы я оказался
Робинзоном».
19.1. Перепишите тексты, вставляя по смыслу
нужные прилагательные. Не забывайте правильно
писать суффиксы прилагательных.
Европа — это мозаика из различных языков: от
французского до финского, от португальского до
румынского. Некоторые из них в ходе истории
пересекли вместе с исследователями океан. Так,
сегодня в Бразилии говорят на ... , в Аргентине и
Мексике — на ... , в Канаде — на ... и ... языках.
2. Составьте список языков, о которых вы знаете
хоть что-нибудь. Интересно, сколько языков
окажется в вашем списке? В каких из записанных
вами слов есть суффикс -ск-, а в каких — -к-?
Каких прилагательных оказалось больше? А какой
суффикс в названии языка народа коми, живущего на
северо-востоке Европейской России?
20. Прочитайте стихи А. Усачева. Выпишите из них правильные названия языков. Объясните правописание суффиксов прилагательных.
Язык бывает русский,
Французский и немецкий,
Английский и турецкий,
Но не бывает грецкий.
Вы скажете:
— По-грецки...
— Помрут от смеха греки:
— Язык бывает греческий,
А грецкие — орехи!
Если вы скажете вместо норвежский —
Норвегий,
Норвежный
Или норвежественный,
Каждому ясно станет в Норвегии,
Что человек вы — невежественный!
21. Образуйте прилагательные от следующих географических названий. Постарайтесь сделать это грамотно, чтобы вас не приняли за невежественных людей.
Канада, Голландия, Исландия, Австрия,
Австралия, Перу, Турция, Хорватия, Словакия,
Россия, Белоруссия, Коми, Шотландия, Египет,
Кавказ, Альпы, Сибирь, Новая Зеландия, Новая
Земля.
Запишите еще 5—6 прилагательных, образованных
от географических названий.
22. Прочитайте текст.
Сюжет романа Жюля Верна «Вокруг света в восемьдесят дней» строится на географическом парадоксе. Англичанин Филеас Фогг взялся на пари объехать земной шар за восемьдесят дней. Чтобы прибыть вовремя, он едет поездом, плывет пароходом, несется на санях и даже путешествует на слоне. Читатель напряженно ждет: успеет или не успеет Фогг прибыть в Лондон на 80-й день? Возвратившись, он в отчаянии смотрит на часы: опоздал на пять минут!
Филеас Фогг проиграл бы пари, если бы в самом конце путешествия не вспомнил, что у него в запасе есть еще один день.
«Находка» 24 часов в конце путешествия у многих читателей вызывает недоумение. Однако научная сторона замысла писателя неоспорима. Жюль Верн блестяще раскрывает ее на последних страницах своего романа. Если вы прочитаете его до конца, то узнаете, как мистеру Фоггу удалось выиграть свое пари. (По Е. Брандису)
Знаете ли вы, почему у героя романа Жюля Верна оказался в запасе один неучтенный день? Если нет, обратитесь за помощью к учителю или к энциклопедии, а еще лучше будет, если вы прочитаете роман «Вокруг света в восемьдесят дней».
* Текст документа приводится в адаптированном виде. Если ребята захотят, они могут сравнить его с тем, который на самом деле придумал Жюль Верн.
Ответы
К уроку «География с орфографией»
К заданию 3. Эквадор, Колумбия,
Бразилия, Габон, Республика Конго,
Демократическая Республика Конго, Уганда, Кения,
Сомали, Индонезия; почти касается экватора
территория государства Сан-Томе и Принсипи.
Название Конго не склоняется: вернулся из
Конго.
К заданию 4. Великобритания, Франция,
Испания, Алжир, Мали, Буркина-Фасо, Гана. Мали
и Буркина-Фасо не склоняются.
К заданию 6. Сьерра-де-Гвадаррама — горы
в центральной части Испании. Инвернесс — город и
порт на севере Шотландии; такое же название носит
город в США. Онега — река на северо-западе России,
впадающая в Белое море (не путайте с Онежским
озером, его сокращенно называют Онего).
Кордильеры — горы в западной части Северной и
Южной Америки.
К заданию 7. На земном шаре шесть
материков: Евразия, Африка, Северная Америка,
Южная Америка, Австралия и Антарктида. Различают
следующие части света: Европа, Азия, Африка,
Америка, Австралия и Антарктида; иногда в
качестве части света выделяют также Океанию.
К заданию 8. 1 — Г, 2 — Д, 3 — Б, 4 — В, 5 — А, 6
— Е.
К заданию 9. Пропущенные слова: часть
света, Западном, двух, Северной Америки и Южной
Америки, Панамским перешейком, 1492, Христофором
Колумбом, Америго Веспуччи, Колумбом.
Вот как этот текст заканчивается у автора: «Юнга
увидел в Азии “тезку” материков Западного
полушария — залив Америка в северной части
Японского моря, у берегов Приморья.
Залив получил это имя в 60-х годах XIX века в честь
русского военного парохода “Америка”». (По
М. Ильину) Сейчас вы, может быть, и не найдете
этот небольшой залив, но наверняка увидите на
карте очень известный порт; бухта в пределах
залива Америка и порт на берегу этой бухты носят
одно и то же имя — Находка.
К заданию 10. Норд, ост, зюд (или зюйд),
вест — север, восток, юг, запад.
К заданию 11. 1) «Два капитана»
В. Каверина; северо-восточный.
2) «Золотой жук» Э. По; северо-северо-восток.
3) «Остров сокровищ»
Р. Стивенсона; северу; северо-северо-востока;
востоко-юго-восток; восток.
К заданию 12. 1) «У берегов Америки, близ
устья великой реки Ориноко» (Д. Дефо); 2) в Тихом
океане, главный из островов архипелага Хуан
Фернандес; в честь реального прототипа Робинзона
— матроса, прожившего на необитаемом острове
много лет; 3) в Америке; 4) в маленьком
провинциальном американском городке
Сент-Питерсберге (в некоторых переводах М. Твена
— Санкт-Петербурге); американцы любят
присваивать своим городам — большим, а то и
совсем незаметным — имена больших, часто
столичных городов Европы: по нескольку городов
носят имена Москва, Париж, Лондон,
Санкт-Петербург и др.; 5) Миссисипи.
К заданию 13. «Кондуит и Швамбрания»
Л. Кассиля.
К заданию 16. «7 июня 1862 года трехмачтовый
корабль из Глазго потерпел крушение у берегов
Патагонии, в Южном полушарии. Два матроса и
капитан Грант пытаются пристать к берегу. Они
бросили этот документ под ... градусом долготы и
37° 11' широты. Окажите им помощь, иначе они
погибнут».
К заданию 18. Жюль Верн, «Таинственный
остров». Остров вы на карте не найдете: он выдуман
автором и, согласно сюжету романа, погиб в
результате вулканического взрыва. Но нанести на
карту точку, где он мог находиться, можно: в книге
приведены довольно точные его координаты.
К заданию 19. 1. Португальском, испанском,
французском и английском. 2. Никакого суффикса.
Коми язык.
К заданию 21. Канадский, голландский,
исландский, австрийский, австралийский,
перуанский (запомните это слово!), турецкий,
хорватский, словацкий, российский (это если речь
идет о стране; а если о национальности, то
русский), белорусский, коми, шотландский,
египетский, кавказский, альпийский, сибирский,
новозеландский, новоземельский.
К заданию 22. «Филеас Фогг, продвигаясь
на восток, шел навстречу солнцу, и дни для него
столько раз уменьшались на 4 минуты, сколько
градусов он преодолевал в этом направлении. Так
как окружность земного шара делится на 360
градусов, то эти 360 градусов, умноженные на 4
минуты, дают ровно 24 часа, выигранные Фоггом»
(Ж. Верн).