Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №17/2003

Территориальные различия


Как провести интересные и содержательные

Итоговые уроки по
экономической географии России

даже в незнакомом классе

Д.В. ЗАЯЦ, С.В. РОГАЧЕВ

Продолжение. См. № 16/2003

Разложим блюдо

(систематизация результатов)

Произведем заполнение таблицы, в которой попытаемся вместе с нашими детьми сконцентрировать наиболее существенную экономико-географическую информацию и поместить ее в общегеографический контекст страны (разворот с. 14 и 19). Будем называть субъекты федерации в порядке убывания величины ВРП (1-я колонка таблицы), выявлять важнейшие сектора экономики, отрасли промышленности (или иной сферы производства) и предприятия (соответственно 2, 3 и 4-я колонки). В той или иной мере это работа, посильная учащимся; учителю нужно лишь подправлять и «наводить» поиск, который школьники должны вести по таблицам, характеризующим структуру ВРП (№ 14/2003, с. 29—30) и отраслевую структуру промышленности (№ 15/2003, с. 16—17), а также по картам атласа и текстам учебника (пусть порой и ужасающе корявым).
При заполнении 5-й колонки, скорее всего, начнется пробуксовка самостоятельной работы, и здесь учителю потребуется активнее включаться в процесс. Впрочем, ответы на те вопросы, которые связаны с размещением полезных ископаемых, учащиеся вполне способны дать (или найти, если уже забыли пройденное) самостоятельно. 6-я колонка позволяет учителю красиво, в выигрышном свете показать возможности нашего предмета, увязать в логике места разную информацию и разную проблематику, выйти на недидактичное, ненарочитое повторение: повторяем не потому, что это положено по программе, а потому, что с помощью этих знаний объясняем, понимаем многое в нашей сегодняшней действительности.
Мы привели примерные образцы заполнения таблицы (не обязательно писать, это может и просто проговариваться в классе в ходе коллективного мозгового штурма) для первых семи субъектов федерации. Хорошо бы, чтобы в ходе вашего урока вы успели пройти хотя бы еще три — то есть продумать первую десятку. Оставшиеся: Башкирия, Самарская обл. и Краснодарский край. Что касается двух первых, о них мы уже упоминали выше (№ 16/2003, с. 20): их выдвижение в лидеры основано на профилирующих отраслях промышленности (добыча и переработка углеводородов в уральских предгорьях, очень доходный и сильно криминализированный ВАЗ в Тольятти).
Интереснее Краснодарский край. Этот субъект федерации вносит разнообразие в таблицу, где преобладают регионы, выдвинувшиеся за счет промышленности. Обратим внимание учащихся на очень низкую долю промышленности в крае (лишь 16% при средней по России 32%). Несмотря на это, край входит в десятку лидеров. Что же за ресурсы он разрабатывает? Их несколько. Во-первых, это «южный ресурс» — почвенный и агроклиматический: на благодатной Кубани очень велика роль сельского хозяйства (см. картодиаграмму и картограмму на с. 20), оно дает 18% ВРП (в России — 7%), больше, чем промышленность! Во-вторых, это ресурс географического положения: новороссийские (и туапсинские) ворота в Черное море, главный нефтеэкспортный порт России. В ВРП Краснодарского края очень высока доля транспорта — пусть школьники сами найдут эту цифру и сравнят ее со средней по РФ с помощью таблицы, напечатанной в
№ 14/2003 на с. 29—30. Краснодарский край — это еще и Сочи с другими курортами российского Кавказа. Не забудем, что в крае и просто очень много народу, он большой.

А остальной улов?

(переход от рассмотрения крупнейших объектов к общей картине)

Наверное, если вы проводите урок в Красноярске или Ханты-Мансийском округе, учащиеся вполне удовлетворятся повторенным материалом (ведь «о них» говорилось). Но в Тамбове или Кудымкаре естественная детская любознательность с примешанным местным патриотизмом могут всколыхнуть (и хорошо, если так будет) волну вопросов: а что же мы в этой системе экономических гигантов?
Давайте поясним, что размер ВРП в значительной мере зависит от размера субъекта федерации, от нарезки границ. Если область или округ маленькие, то они, скорее всего, и не будут производить большого ВРП. Маленький — не значит плохой.
Попытаемся в уроке повторения прорисовать зримыми, запоминающимися штрихами главные особенности частей России, независимо от размера и населения субъектов федерации. В общем-то, особенности эти очень просты: юг — относительно более сельскохозяйственный, север имеет выраженную промышленную специализацию. Эта несложная картина далеко не всегда вполне очевидна для школьников. Чтобы разобраться в ней, наполнить ее смыслом и извлечь для нее дополнительную информацию о Родине, попросим учащихся, разделив класс, составить несложные картограммы:
а) доля промышленности в ВРП регионов;
б) доля сельского хозяйства в ВРП регионов;
в) доля транспорта в ВРП регионов.
Исходные данные — таблица в № 14/2003 на с. 29—30. Шкалы условных обозначений ученики могут изобретать свои, но лучше всего воспользоваться образцами. Разумеется, если время ограничивает, вы можете выйти на урок с готовыми демонстрационными картами, увеличив образцы. Возможный путь — поручить составить демонстрационные картограммы на ватманских листах отдельным учащимся в качестве опережающего задания.
Когда группы, составлявшие картограммы по доле промышленности и сельского хозяйства, сопоставят свои результаты, они увидят, что одна картограмма является в сущности негативом другой. Это просто и для взрослого, в общем-то, очевидно, но на детей это действует: получив самостоятельно некоторый результат, они лучше «въезжают».
Промышленность безусловно доминирует в северной части страны, где толковых условий для развития сельского хозяйства нет, и это понятно. Установив это, учащиеся недолго будут радоваться сделанному «открытию». Общие правила скучны, дидактичны, дети на них реагируют без энтузиазма. Интереснее проанализировать отклонения от общей картины (то есть, в переводе на латинские корни, — экстраординарность). Отметим наиболее яркие отклонения (на картограмме — белые пятна посреди темных массивов): слабо заселенные Таймырский округ1, Эвенкия, а также Коми-Пермяцкий округ, куда еще не добрались литосферные хищники — экскаваторы, карьерные самосвалы и буровые установки, — не стали пока выраженными промышленниками. Может быть, и не так важно знать об экономике этих округов, но так — нащупывая эти территории, отступающие от общего правила, — ваши школьники лучше запомнят, где Эвенкия, где Таймыр, где коми-пермяки, чем при простом зрительном «фотографировании» административной или этнографической карты.
Не окрашенными промышленными цветами оказались сегодня относительно северные Костромская и Ивановская области: они образуют еще одно белое пятно на картограмме. Ладно лесные скромные костромичи, но Иваново-то, этот русский Манчестер! Приятно было бы списать наблюдаемое на развитие непроизводственной сферы в Иванове, но причины — увы — другие: общий развал производящего сектора в «демократической» экономике, наложившийся здесь еще и на структурный кризис (текстильная — старая, теряющая силу отрасль).
Белую (свидетельствующую о непромышленном уклоне) кромку, тянущуюся вдоль южной границы страны, разрывает зона Урала: Оренбуржье, Челябинская обл., Башкирия. Ясное дело — Урал со своей добывающей промышленностью и первичными стадиями переработки здесь сказывается сильнее, чем Юг. И хотя три перечисленных региона — крупные сельскохозяйственные производители, промышленность в них — важнее. Уралистость превыше южности.
Сильный прорыв на юг промышленная специализация совершает вдоль Волги: Волгоградская и Астраханская области. С Астраханской все понятно: газоконденсатный комплекс (помнят ли его ваши ученики?) дает почти 2/3 всей промышленной продукции области. В Волгоградской обл. (это, пожалуй, первый такой субъект федерации среди рассмотренных нами до сих пор) какой-либо одной лидируюшей отрасли не выявляется. Структура промышленности довольно-таки диверсифицирована. Нужно просто помнить, что Волгоград — город-миллионер, город волжский, а значит деятельный, окружение же его — не слишком плодородно (засухи), поэтому здесь волжскость, подобно случаю с Оренбургом, побеждает южность.
Кому же еще удается победить «южность» к югу от Москвы и почему? Вашим детям, если вы прилично учили их, под силу будет определить на карте Липецкую область и вспомнить о Новолипецком металлургическом (единственное черное, то есть с абсолютным лидерством промышленности, пятно на картограмме к югу от Москвы), старопромышленную Тульскую и подмосковно-промышленную Калужскую (где на турбинный завод наложил лапу «Сименс») области. Найдут они и Белгородскую — с горно-обогатительными комбинатами КМА и Оскольским электрометаллургическим.
А то, что среди северян Тверская и Псковская области в число промышленно специализированных не попали, то ясно любому, кто ходил по бедным здешним проселкам к маленьким городам, пробирался сквозь болота к деревенским приозерным оазисам.
Подчеркнем, завершая обзор «минусовых отклонений», еще раз, что, хотя в сравнении с другими субъектами федерации Москва и Московская область остаются значительными производителями промышленной продукции, производство это — в масштабах самих Москвы и Подмосковья — мало’. Московский регион более не является специализированным на промышленности.
Теперь — об отклонениях плюсовых: то есть о местах, где доля промышленности чрезмерно выпирает (черный цвет на картограмме). Помимо отмеченной уже чернометаллургической Липецкой, это чернометаллургическая же Вологодская (из-за одного Череповца). Это четыре цветнометаллургических региона: Мурманская обл. (медно-никелевая и чуть алюминиевая), Красноярский край
(о котором уже мы устали повторять одно и то же), Магаданская обл. и Корякский а. о. (золото). Остальные истые промышленники по большей части — нефтегазовые: ХМАО, Татария и набирающий нефтяные обороты Ненецкий а. о. (Варандей, вал Гамбурцева). Лишь одна маленькая Удмуртия еще держится среди глубоко специализированных промышленных территорий за счет своего машиностроения: ижевские автомобили, винтовки и др.
Предложим нашим ученикам самостоятельно прокомментировать сельскохозяйственную картограмму, привлекая данные о климате, почвах, общем уровне развития территорий (школьники должны, в частности, понять, что высокая доля сельского хозяйства в ВРП небольших национальных автономий означает не то, что это мощные сельхозпроизводители, а лишь то, что здесь нет других развитых отраслей, альтернативных сельскому хозяйству).
Особый интерес представляет анализ картограммы, где обозначены субъекты федерации, выделяющиеся по доле транспорта в ВРП. Видно, как здесь «высвечивается» географическое положение:
1. Вдоль западной границы протянулась цепочка специализированных на транспорте районов — ворот в Европу: Карелия (транзит в Финляндию), Петербург (стоит ли говорить, окно куда?), Псковская обл. (ход в Прибалтику), Брянщина (проезд в Белоруссию и на Украину), Краснодарский край (о чьей воротной роли мы уже упоминали выше).
2. Особняком выделяется Саратовская обл. — основной транзитный ход в Казахстан и Среднюю Азию.
3. Вдоль южной границы прорисовывается Транссиб. Он «исчезает» лишь там, где очень велика роль промышленности: транссибистость затеняется уралистостью, кузбассистостью и хакасским (СаАЗ) и красноярским алюминием.
В Забайкалье же, где промышленность влачит сегодня жалкое существование, транспортные функции отчетливо выпирают. Чуть смазываясь в огромном Хабаровском крае, транспортные функции вновь расцветают в Приморье, где положение на Транссибе умножается на положение у Тихоокеанского фасада (порт Восточный, Находка, Владивосток).
С учетом всего сказанного ученики ваши смогут самостоятельно прокомментировать картограмму, показывающую размеры ВРП на одного жителя в регионах России. Детям следует только напомнить, что этот показатель зависит не только от объема производства товаров и услуг, но и от численности населения. Сравнительно небольшое предприятие в очень маленьком субъекте федерации может дать большой душевой показатель, и, напротив, промышленный гигант может «раствориться» в огромном населении.

Две заключительные ремарки

1. Важно, чтобы у школьников не осталось впечатления, что несколько ресурсодобывающих и плавильных заводов, востребованных сегодня на мировом рынке и потому относительно благоденствующих, и есть наша страна. Что все, что лежит вне Норильского промузла, нефтяных полей Западной Сибири или за оградой ВАЗа, — «бесполезная Россия» (а именно такое выражение часто слышится в речах нашей компрадорской буржуазии и иных политических лидеров). Пусть школьники — в коротких рассказах о жизни известной им деревни, небольшого города, наконец, своей семьи — смоделируют сегодняшнюю реальную ЭКОНОМИКУ БОЛЬШИНСТВА жителей страны.
2. Многие учителя, привыкшие рассказывать об успехах (немалых и впечатляющих) социалистического строительства, освоения территории, сегодня пребывают в растерянности. Уроки о кризисной, ненормальной, «демократической», продажной экономике — уже не те. Экономгеографический урок в российском курсе утратил заряд положительных эмоций, оптимистический пафос, воспитательный накал. Вроде бы и гордиться нечем. Подумайте, однако, о том, что нам, географам, есть чем гордиться. Мы можем и должны гордиться нашим предметом. Тем, что, зная конкретику, мы можем реально анализировать, разбирать, оценивать ситуацию в стране, ставить диагноз — вовсе не такой, который ставят чирикающие СМИ, вещающие «сверху» недалекие или продажные макроэкономисты.
Мы — в наших предметных знаниях — имеем основания и — благодаря нашей квалификации — имеем право воспитывать в детях решимость не жить по продажным моделям, строить жизнь нового поколения в общенародных интересах, бережно используя свои природные ресурсы, прикладывая к ним труд и ум для блага всей страны, для блага каждого человека, для могущества нашей великой (несмотря на «демократическое» унижение) и любимой (несмотря на совершенное над ней в 90-е годы) Родины. Родины, которая в эти дни 58 лет назад праздновала Великую Победу и отпразднует их еще немало.


1 Напомним, что Норильский промышленный район в Таймырский
округ административно не входит, и это схематически означено на картограмме.

Бланковка
(карта с контурами субъектов РФ)

предназначена для ксерокопирования (одна или несколько каждому учащемуся или на каждый рабочий стол)

На основе этой бланковки учащиеся самостоятельно составляют картограммы доли отдельных отраслей (промышленности, сельского хозяйства, транспорта) в ВРП регионов страны, а также картограмму ВРП на душу населения

Какие части России специализированы
на промышленности

Десять первых субъектов РФ
по сельскохозяйственному производству,
2000 г.

Какие части России специализированы
на сельском хозяйстве

Какие части России специализированы
на транспорте

Валовый региональный продукт
на душу населения,
по субъектам федерации*

Современная Россия:концентрат экономико-географической информации и ее общегеографический контекст