Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №19/2003

Я иду на урок


Зарубежная Европа:
место в политической
и социально-экономической
системе мира

Материал для 10-го класса

Е.С. МАЛЬЦЕВА
учитель географии многопрофильной гимназии
№ 4 г. Норильска
Красноярский край

Цель: создание портрета региона

Задачи:
— формирование глобального мышления
— воспитание толерантности
Тема рассчитана на сдвоенный урок, 80 минут

Планируемые результаты обучения:
— учащиеся систематизируют и углубляют знания
— совершенствуют навыки работы со статистическим и картографическим материалом
— обобщают и применяют знания

Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. БЛОК АКТУАЛИЗАЦИИ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ (15 минут) Объявляет тему урока и рассказывает о значимости глобалистики в познании географических объектов, целостности изучения мира. Цитата-тезис: «Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с места они не сойдут...» Р. Киплинг Выполняют познавательное задание: какая она, Европа? Учебная разминка — штрихи к портрету на основе полученных ранее знаний.

Вопросы

Какая она, Европа? Подберите образные определения. Возможные ответы: приморская, материковая и островная, многоликая, пестрая, мозаичная, щедрая, рациональная, умная, культурная, свободная, сильная, развитая, цивилизованная, заносчивая, предприимчивая, гостеприимная, заботливая, христианская, городская, честолюбивая, коммуникабельная, своенравная, цветущая, гордая, красивая, дружная, разговорчивая.
Каждый штрих к портрету конкретизируется фактами.
Вывод: образ региона многолик и неоднозначен. Европа — это цивилизация, сокровищница многих достижений.

2. БЛОК-ИНСТРУКТАЖ (5 минут)
Ставит главные задачи. Знакомит учащихся с порядком работы. Излагает требования к работе учащихся.
Ведут необходимые записи.
3. БЛОК ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ
(40 минут)
Поясняет сигнальную схему на доске. Корректирует выбор показателей. Дополняет ответы учащихся новой информацией. Обращает внимание учащихся на необходимость развития умений по синтезу и анализу цифровой и графической информации. Помогает в формулировке выводов.
Решают задачу № 1
Представляют индивидуальные сообщения.
Задача № 1. Место зарубежной Европы в региональной системе мира.
Какова площадь зарубежной Европы? Какую долю от мировой площади суши занимает регион? Какое место занимает регион среди других регионов мира?
Какова численность населения зарубежной Европы? Какую долю от мирового уровня занимает регион по численности населения? Какое место она занимает среди других регионов (прокомментируйте данные о плотности населения)?
На основе анализа таблицы «Демографические показатели» выделите проблемы региона. Какими еще численными показателями можно характеризовать население? Приведите примеры (уровень урбанизации, этнический и религиозный состав и т. д.).
Выводы по первой задаче. Доля площади и населения от мирового уровня небольшая (3,5 и 9%), но значительна величина плотности населения (112 чел. на км2) и уровня урбанизации (74%); наблюдается тенденция к сокращению населения при наибольшем в мире миграционном приросте. Для региона характерны высокие на мировом фоне показатели уровня жизни.
Ставит задачу. Акцентирует внимание учащихся на понятиях «непризнанные государства», «конфедерация». Организует работу с мультимедийной картой. Корректирует формулировку выводов. Решают задачу № 2; для этого: отвечают на вопросы учителя; работают с мультимедийной картой. Формулируют выводы.
Задача № 2. Место региона в политической и административно-территориальной структуре.
Сколько стран включает регион? (39, 16,5% от общего числа).
Сколько стран на карте мира с монархической формой правления (30), сколько из них в регионе (12,4% от общего числа).
Какие формы правления и административно-территориального устройства преобладают в мире? В исследуемом регионе? (республики, унитарные государства; в мире всего 20 федераций, 5, то есть четверть, в зарубежной Европе).
Немецкий географ XIX в. Карл Риттер писал о Европе: «От нее исходят благодетельные лучи во все концы земного шара». Наверное, в этом панегирике Европе что-то можно оспорить. Выскажите свою точку зрения.
Bыводы по второй задаче. Для региона характерна высокая концентрация стран, мозаичность форм правления и административно-территориального устройства, накоплен опыт по решению этнокультурных проблем с учетом богатого собственного опыта участия в мировых политических, национальных и военных конфликтах.
Ставит задачу. Корректирует формулировку выводов. Решают задачу № 3; для этого: анализируют информацию «Место стран зарубежной Европы в десятке лидеров»; показывают знания по отраслевой структуре хозяйства; представляют индивидуальное задание по вопросу развития транспортной системы Европы. Формулируют выводы.
Задача № 3. Место региона в системе мировой экономики.
Какие основные показатели используются в практике оценки экономического потенциала регионов? (ВВП, ВВП на душу населения, структура ВВП и отраслевая структура промышленного производства, место в числе стран — мировых лидеров, доля в мировом производстве и мировой торговле).
Какова общая картина экономики региона на мировом фоне? (26% ВВП от мирового, 29 промышленного производства, 24% сельскохозяйственной продукции, «лицо» региона — авангардные отрасли промышленности, постиндустриальный тип, лидерство в сфере золотовалютных резервов, заграничных инвестиций и мировой торговле, всемирно известные марки автомобилей).
Какие выводы напрашиваются на основе анализа информации о месте стран зарубежной Европы в десятке стран лидеров? (Практически нет такой сферы хозяйственной деятельности в которой бы регион не заявил о своем лидерстве).
Каковы уникальные особенности развития транспортной системы Европы? (индивидуальное задание).
Вывод по третьей задаче. Регион — один из лидеров, успешно решающий задачи новой информационной экономики.
Ставит задачу. Дополняет ответы учащихся. Корректирует формулировку выводов. Решают задачу № 4. Для этого: показывают знание форм международного сотрудничества; анализируют информацию; представляют индивидуальные сообщения. Формулируют выводы.
Задача № 4. Место региона в системе международных отношений.
В каких международных связях участвует регион? (Мировая торговля, международный туризм, финансово-кредитные операции, общественное, культурное, политическое и экологическое сотрудничество, ТНК, совместные проекты в области освоения космоса и развития транспортных систем, информационных технологий, европейская интеграция).
Вывод по четвертой задаче. Регион может служить образцом развития международного сотрудничества.
4. БЛОК СИНТЕЗА ИНФОРМАЦИИ (20 минут) Проводит экспресс-опрос. Руководит подведением общего итога занятия. Отвечают на вопросы. Под руководством учителя обобщают информацию и представляют портрет региона.

Публикация статьи произведена при поддержке интернет проекта www.english-polyglot.com. На страницах интернет проекта www.english-polyglot.com собраны бесплатные интерактивные обучающие материалы "Полиглот", которые помогут выучить английский язык в течении шестнадцати уроков. Высокоэффективный курс "Полиглот", разработанный на основе методики Дмитрия Петрова, поможет каждому человеку, желающему самостоятельно и в самые быстрые сроки овладеть основными навыками устной и письменной речи на английском языке.

Демографические показатели, 2000 г.

Место стран зарубежной Европы
в десятке лидеров (конец 90-х годов)

Место стран зарубежной Европы
в десятке лидеров (конец 90-х годов)