Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №20/2003

Картографическая реконструкция


Три века невской дельты

Д.В. ЗАЯЦ

Санкт-Петербург — город неординарный (пусть в нем и находится Балтийский ординар, от которого отсчитываются все высоты и глубины в нашей стране): и по своему географическому положению, и по своей исторической миссии. Это очевидно не только в периоды юбилейной горячки, но и в годы более спокойного существования.
Любопытно само положение города. Можем ли мы найти аналоги Петербургу в других уголках мира? Наверняка, да. По-видимому, близки городу на Неве североамериканские Детройт или Буффало. Здесь можно тоже найти короткие, но полноводные реки (соответственно Детройт и Ниагару), соединяющие озерные системы с открытым морем. Буффало, даже учитывая его пригороды, все же не соразмерен с нашей Северной столицей. К тому же по Ниагаре невозможен «гладкий» водный путь — мешает знаменитый водопад. Детройт гораздо больше похож на Питер. Детройт основан в условиях, сходных с петербургскими да еще и — поразительный факт! — практически в одно и то же время, в 1701 г. Именно так назвали выстроенный на западном берегу реки форт пришедшие из Канады французы. По-французски detroit (детруа, по-английски читается — детройт) и означает пролив, что фактически верно — короткая (до полусотни километров) и широкая (около 2 км) река вполне могла восприниматься как пролив между озерами Сент-Клэр и Эри. Чем не Нева? Но Санкт-Петербург расположен намного выгоднее. Нева впадает непосредственно в Мировой океан, хотя и в самую его периферийную часть — Невскую губу Финского залива Балтийского моря Атлантического океана. Детройт расположен почти в центре Североамериканского материка почти на 20 градусов южнее, в его окрестностях нет и никогда не было непроходимых болот, а река, давшая название городу, не распадается на множество проток и рукавов.
Петербург существует уже триста лет, но какие метаморфозы испытала приютившая его территория! С помощью серии карт на с. 16—17 проследите, каким был экономико-политический ландшафт Невского края 60, 80, 100, 200 и 300 лет назад. Обратите внимание, насколько усложнилась среда обитания человека в этом районе от избы — «приюта убогого чухонца» — до «Северной столицы» современной России. Столь переменчивой за соразмерный срок судьбы не было ни у одного другого российского города, за исключением разве что Калиниграда—Кёнигсберга. Проанализируйте, когда и в какое время появлялись на карте региона транспортные оси, начиная от древнейшей — Невы и заканчивая железнодорожными магистралями. Внимательно отследите, как и в каких направлениях происходило наращение городской ткани города.
Будучи заложенным при море, но на реке, Петербург—Петроград—Ленинград последовательно приближал море к себе. И сейчас очертания городской территории Петербурга напоминают клешню краба, крепко охватившую берега Невской губы. Петербургом уже стал и морской форпост Кронштадт, который при этом утратил и свою островность — к нему дотянулась Дамба (в Питере очень часто и называют ее так, с большой буквы). Петербург — город, обязанный своим появлением морю, крепко ставший на море, осваивающий море, но обращенный своим фасадом все же к реке и выходящий к настоящему морю лишь промышленными зонами и неблагоустроенными окраинами. И в этом есть символичность — Россия, дорвавшись до моря, все-таки осталась страной континентальной, евразийской, но никак не атлантической.
Многие знают о районах тектонически подвижных и неустойчивых — это, как правило, горные страны молодого возраста, где активно идет новейшее горообразование. По аналогии с ними Невский край можно назвать геополитически подвижной зоной. Обратите внимание, сколько раз за три столетия менялись здесь очертания государственных границ. В серии из шести картосхем можно найти лишь одну, где в ближайшем окружении Петербурга отсутствуют межгосударственные рубежи. Да и сам город был основан на чужой территории и столицей в 1712 г. стал, находясь на де-юре шведской земле, ведь официально принадлежность этой территории России была подтверждена лишь Ништадтским миром 1721 г. В последние годы границы снова стали приближать к городской территории Северной столицы. Вот уже и Нарва, почти на 100% населенная русскими, стала заграницей, а некоторые горячие финские головы предлагают снова передвинуть границу на Карельском перешейке к реке Сестре. Если бы такое случилось, часть нынешней территории Петербурга стала бы зарубежьем.
Вот какой разговор может получиться, если грамотно использовать в учебном процессе пособие, помещенное на следующем развороте газеты. Сделайте с него ксерокс, наклейте на плотную бумагу или картон и используйте на уроках для активизации творческих и аналитических способностей ваших учащихся.

2003

 

1943

 

1923

 

1903

 

1803

 

1703