Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №21/2003

Воды


Озерный край у моря

Г.А. ИСАЧЕНКО

Ленинградская область — это российское морское «окно в Европу», замкнутое в раму из Великих Европейских озер. Крупнейшее и глубочайшее из них — Ладожское1 — вклинивается в территорию с севера, отделяя от Финского залива Карельский перешеек. К востоку от Ладоги — более широкий Олонецкий перешеек, за которым лежит второе по величине озеро Европы — Онежское, или Онего2. Онего и Ладога, соединенные мощной рекой Свирь, образуют два крупнейших «водных ядра» российского Северо-Запада. Земли, окружающие эти озера-гиганты и испытывающие самое разнообразное их влияние (от климатического до экономического), издревле называются Приладожьем и Прионежьем. Приладожье поделено примерно пополам между Ленинградской областью и Карелией. Прионежье обычно ассоциируется с Карелией, но есть по берегам Онего и вологодские земли, а юго-западное побережье озера — самая отдаленная, восточная часть Ленинградской области. На крайнем юго-западе всего несколько километров территории области выходят к Чудскому озеру.

Изменение системы стока и площади озер
в бассейне Вуоксы с начала XIX в.

1 — современные очертания озер; 2 — территории, вышедшие из-под воды в результате падения уровней озер после 1818 г.; 3 — мелкие озера, спущенные в ХIХ—XX вв.; 4 — современные направления течений; 5 — направления течений Вуоксы до 1818 г., отличавшиеся от современных; 6 — водоразделы (в том числе образовавшиеся после 1857 г.); 7 — города и поселки городского типа; 8 — прочие населенные пункты; 9 — железные дороги
1 — современные очертания озер;
2 — территории, вышедшие из-под воды
в результате падения уровней озер после 1818 г.;
3 — мелкие озера, спущенные в ХIХ—XX вв.;
4 — современные направления течений;
5 — направления течений Вуоксы до 1818 г.,
отличавшиеся от современных;
6 — водоразделы
(в том числе образовавшиеся после 1857 г.);
7 — города и поселки городского типа;
8 — прочие населенные пункты;
9 — железные дороги

Общее количество озер в крае точному исчислению не поддается; приводимые в разных источниках цифры отличаются на порядок3. При любой попытке подсчета сразу же возникает вопрос: какого размера естественный водоем учитывать как озеро? Ведь на любом крупном верховом болоте (а их в области немало) можно насчитать десятки, а иногда и сотни озерков размером с малогабаритную квартиру. Больше всего озер самых разнообразных размеров и форм, с песчаными, скалистыми, глинистыми и торфяными берегами на Карельском перешейке. А всего доля водной поверхности (включая акваторию Финского залива) составляет почти восьмую часть площади области.
Почти все крупные реки Ленинградской области впадают в Ладогу. Самая многоводная среди них Свирь с притоками Оять и Паша, за ней следуют «река-озеро» Вуокса и Волхов — река на пути «из варяг в греки», взрастившая Великий Новгород. Сток огромного Ладожского бассейна, простирающегося почти на тысячу километров от Центральной Карелии до Северной Белоруссии, собирается, как в фокусе, в реке Неве. Кроме нее только пограничная с Эстонией река Нарва (Нарова) и самая длинная в области река Луга (353 км) впадают непосредственно в Финский залив, почти сливаясь в своих низовьях. На самом востоке области Тихвинская гряда и Вепсовская возвышенность — части великого внутриконтинентального водораздела — дают начало небольшим рекам, стекающим к Волге.
Откуда в крае столько воды? За год здесь выпадает 650—750 мм осадков при испаряемости около 500 мм. Но дело не только в избыточно влажном климате таежной зоны: исключительное изобилие озер — признак геологической молодости рельефа, ему всего лишь десять—пятнадцать тысяч лет. Об этом говорят и реки Озерного края: они многоводны, но необычно коротки и скорее напоминают протоки между озерами. Например, Свирь длиной 224 км по объему выносимой воды мало уступает Дону, а его длина 1870 км. Но, пожалуй, всех необычнее 74-километровая Нева — самая короткая среди самых многоводных рек мира4, ее годовой сток pавен годовому стоку Днепра и Дона вместе взятых. У большинства рек Ленинградской области нет привычных для жителей Средней России широких и глубоких долин с поймой и серией надпойменных террас — признаками зрелой эрозионной сети. Вода в Неве или Свири кажется налитой почти вровень с берегами, а многие вытянутые озера на Карельском перешейке, имеющие выраженное течение, трудно отличить от рек. Исключения — реки Волхов и Луга, классические долины которых унаследованы от доледникового времени.
В «лепке» современного рельефа области, как и почти всего Северо-Запада Европейской России, значительную роль сыграл валдайский ледник, наступивший со стороны Скандинавии. Ледник сгладил выступы прежнего рельефа, заполнил мореной глубокие впадины и воздвиг холмы и гряды. Из таявших льдов 13—14 тыс. лет назад начали образовываться огромные водоемы, время от времени соединявшиеся с Мировым океаном. Это были последовательно сменявшие друг друга Балтийское ледниковое озеро, Йольдиевое море («предок» нынешней Балтики), Анциловое озеро (когда Балтика утратила связь с океаном и соединилась с пра-Ладогой), Литториновое море, образовавшееся 8 тыс. лет назад.
После освобождения от ледниковой нагрузки началось поднятие территории Карельского перешейка, и во’ды, переполнившие древнюю Ладогу, требовали выхода. При их прорыве образовалась Нева, и произошло это, по современным данным, от 2 до 3,1 тыс. лет назад — то есть на глазах первых обитателей края. Примерно тогда же обрели свой нынешний вид очертания Балтики и Финского залива.

Побережье Онежского озера в Ленинградской обл.
Побережье Онежского озера
в Ленинградской обл.

Нынешнее водное изобилие региона — «всего лишь» остаток огромных водоемов послеледниковья. Память о прежних озерах и морях запечатлена в пологих террасах, окаймляющих нынешние морские заливы и озера и издавна используемых как лучшие сельскохозяйственные земли. На низкой террасе, тянущейся вдоль берегов Финского залива, расположен исторический центр Петербурга и знаменитые парки Петергофа.
Место для «окна в Европу» было подсказано самой природой там, где глубоко вдающийся в сушу Финский залив принимает в себя Неву — вход в сеть Великих Европейских озер и далее через систему волоков в бассейн Волги. Однако невские воды периодически «запираются» стоячими волнами с Финского залива и выходят из берегов. Уже через два месяца после основания новой столицы России в 1703 г. последовало наводнение, затопившее всю территорию крепости на Заячьем острове. За всю историю Петербурга зарегистрировано более 70 наводнений: таковыми считаются подъемы уровня Невы выше 2 м над ординаром.
Вся история освоения приневских и приладожских земель — это по сути дела бесконечная борьба с водой во всех ее проявлениях: осушение сельскохозяйственных угодий, болот и лесов, спрямление русел рек, строительство каналов, спуск озер. В этой эпопее есть немало замечательных страниц — например, строительство обводных каналов вокруг Ладоги, начатое по инициативе Петра I в 1719 г. и законченное к концу XIX в. Первый, «петровский» канал, соединивший Неву с Волховом (104 км), был крупнейшим гидротехническим сооружением Европы того времени. И сейчас, почти заброшенный, канал поражает сложностью инженерных сооружений (шлюзов, плотин) и изяществом архитектурной отделки.
Другая водная эпопея — искусственное изменение стока Вуоксы, связывающей озеро Сайма с Ладогой.
До начала XIX в. воды Вуоксы, не доходя всего 30 км до Ладожского озера, поворачивали почти на 180° и, пройдя еще 70 км, впадали в Ладогу значительно севернее. На острове Вуоксы вблизи ее устья новгородцы построили в XIII в. крепость Корела (ныне г. Приозерск).
В весеннее половодье 1818 г. воды узкого и длинного озера Суванто (ныне Суходольское) прорвали километровый перешеек, отделявший это озеро от Ладоги. В результате уровень Суванто упал на 7,5 м, а сток из озера в Вуоксу прекратился. Успех случайной осушки нескольких тысяч гектаров плодороднейших земель подвигнул правительство автономной Финляндии к финансированию спуска озер по всей Вуоксе — для создания новых сельскохозяйственных угодий и водных путей. В 1857 г. был взорван узкий (менее 1 км) перешеек, отделявший озеро Суванто от Вуоксы. Вода пошла не из озера Суванто в Вуоксу, как прежде, а наоборот — из реки в озеро, уровень которого стал ниже. Так образовалась бурлящая протока, ныне называемая Лосевской, — популярнейшее место для занятий водным слаломом5. С тех пор через протоку стал проходить практически весь объем стока Вуоксы. Дальше воды Вуоксы поступают в озеро Суходольское, а оттуда через реку Бурную (образовалась в 1818 г.) — в Ладогу.
После событий 1857 г. уровень воды упал на несколько метров во всем русле Вуоксы, ее притоках и в соединяемых ими многочисленных озерах. В результате водная поверхность на Карельском перешейке сократилась почти на треть. Около 100 км2 осушенной территории превратили в продуктивные сенокосы, часть которых используется до сих пор. Условия для судоходства, однако, нисколько не улучшились. Единая озерно-речная система разделилась на две почти не связанные между собой части: южную (основную) и северную; обе части при этом сохранили название Вуокса. Основное русло Вуоксы (оз. Сайма — цепь плесов — Лосевская протока — оз. Суходольское — р. Бурная) — очень динамичная система, продолжающая вырабатывать свой продольный профиль. В верховьях реки сток регулируется каскадом ГЭС с финляндской и российской сторон границы. От северной Вуоксы осталась цепь озер, соединенных часто пересыхающими узкими протоками.
В последней четверти ХХ в., в пору наибольшего увлечения разнообразными «проектами века», взоры покорителей природы обратились к Невской губе Финского залива, постоянно угрожавшей Ленинграду наводнениями. В Петербурге до сих пор популярно другое название этой акватории — Маркизова лужа6, из-за ее мелководности и обширных отмелей. Чтобы обеспечить возможность плавания по Невской губе паровых судов, в 1874—1885 гг. по дну губы от устья Невы до Кронштадта был прорыт Морской канал длиной 30 км и шириной 80—120 м.

Внутренний двор Коневецкого монастыря на острове Коневецв Ладожском озере
Внутренний двор
Коневецкого монастыря
на острове Коневец
в Ладожском озере

Проекты защиты Петербурга от подъема воды появились еще в Петровскую эпоху. Всего таких проектов было около дюжины, включая полуфантастическую идею полной засыпки Невской губы. Знаменитую ленинградскую дамбу (ее официальное название «Комплекс сооружений по защите Ленинграда от наводнений») начали возводить в 1978 г. По проекту комплекс должен состоять из 11 каменно-земляных дамб высотой 8 м и общей длиной около 25 км, протягивающихся от южного берега Финского залива к острову Котлин и далее к северному берегу. Между дамбами предусмотрены два судопропускных сооружения, самое крупное из них — в южной части, в створе Морского канала, шириной 200 м. Для обеспечения проточности воды в Невской губе спроектировано также 6 водопропускных сооружений, перекрываемых в случае наводнений двенадцатью стальными затворами шириной 24 м каждый. По замыслу проектировщиков, при угрозе наводнения защитный комплекс должен был наглухо отрезать от основной части Финского залива акваторию площадью 400 км2.
Строительство защитного комплекса прекратилось с распадом СССР, до этого времени был осуществлен основной объем земляных работ. Дугообразная дамба с «дырами» на южном плече (наиболее сложные в техническом отношении судопропускные ворота не были сооружены) появилась на всех географических картах и стала привычной для жителей Петербурга и Ленинградской области реальностью. В выигрыше остались жители островного Кронштадта7, получившего надежную связь с материком через северное плечо дамбы. Невская губа воспринимается теперь обособленно от основной акватории Финского залива, как что-то вроде большого городского озера, хранящего воспоминания о море. Здесь изменился характер течений, ухудшилось качество воды, мелководья сильно зарастают. В этом повинен и пятимиллионный город, очистные сооружения которого не могут справиться с возрастающими объемами бытовых и промышленных стоков. А наводнения в Петербурге продолжаются, своей основной функции недостроенная дамба не выполняет.
Превращение Невской губы в «домашний» водоем Ленинграда началось еще с середины 60-х годов. Одна из идей нового генерального плана состояла в том, чтобы создать морской фасад города, отделенного от Балтики многочисленными промышленными предприятиями. За счет грунта, намытого со дна залива, были подняты и наращены в сторону моря городские острова (например, Васильевский), северо-западное и юго-западное побережья, где построили новые спальные районы. Наступление суши на водную стихию продолжается с помощью современных технических средств. Будущее Финского залива — этого ненастоящего моря (даже соленость воды здесь не превышает 5 промилле) — не внушает особого оптимизма. Остается надеяться, что в наступившем тысячелетии «все флаги в гости к нам» будут подходить все-таки по морскому заливу, а не по заменившему его безжизненному водоему с бетонированными берегами.


1 Площадь Ладожского озера 17,7 тыс. км2, наибольшая глубина 228 м.
2 Несклоняемое имя Онего не надо путать со склоняемым названием реки Онега, впадающей в Онежскую губу Белого моря. Площадь Онежского озера 9,7 тыс. км2, наибольшая глубина 127 м.
3 Цифра в 1800 озер, приводимая в официальном сайте правительства Ленинградской области, занижена по крайней мере в 10 раз.
4 Речь идет о реках, впадающих непосредственно в Мировой океан; из рек, соединяющих озера, Ниагара еще короче, а сток ее в два с лишним раза больше. — Прим. ред.
5 Небольшой поселок Лосево при одноименной железнодорожной платформе на линии Петербург—Приозерск в 90-е годы превратился в неофициальную туристскую столицу Ленинградской обл., где проводятся престижные соревнования по водному слалому, ярмарки туристского снаряжения, фестивали авторской песни.
6 В этом названии увековечен маркиз де Траверсе — морской министр России в начале XIX в.
7 Сейчас в административном отношении Кронштадт — один из районов Санкт-Петербурга.