У тихих рек
Юго-восточное Приладожье
Э.Л. ФАЙБУСОВИЧ
|
Деревянный шлюз на
Тихвинской водной системе
|
В юго-восточную часть Ладожского озера
впадают почти под прямым углом одна к другой две
замечательные реки: с юга — Волхов и с востока —
Свирь. У них много общего. Обе соединяют с Ладогой
большие озера — Ильмень и Онежское. На обеих
(равнинных!) реках построены
гидроэлектростанции. Длина каждой из них
одинакова — 224 км. И средний расход воды в них
почти одинаков — 621 м3/сек у Свири и 549 м3/сек
у Волхова. Зарегулированный озерами сток делает
реки на всем протяжении судоходными (правда, у
Волховской ГЭС нет шлюза). По Волхову проходил
отрезок древнего пути из варяг в греки. Свирь
стала частью Волго-Балтийского, а с XX в.
Беломоро-Балтийского пути.
Между этими двумя историческими реками текут
другие, менее известные, но довольно полноводные.
Некоторые из них даже превосходят Волхов и Свирь
по длине (Сясь — 260 км). Особенно хороши Оять и
Паша, впадающие слева в Свирь вблизи ее устья. До
укрупнения административных единиц области в их
бассейнах располагались Оятский и Пашский
районы. Этот своеобразный регион вместе с
примыкающими приладожскими частями современных
Волховского и Лодейнопольского районов
расположен менее чем в 250 км от северной столицы.
В течение долгих исторических периодов он
оставался в тени, хотя имеет выгодное
географическое положение. Именно в низовьях
Волхова возникла Старая Ладога, которая
исторически может считаться прабабушкой
Санкт-Петербурга, а столица «Нижне-Свирья»
Лодейное Поле — его старшей сестрой.
Значительная часть региона даже не входила в
состав Петербургской губернии. За Оятью
начиналась глухая Олонецкая губерния, ее
Лодейнопольский уезд, а Александро-Свирский
монастырь находился в Олонецком уезде.
Сюда поздно пришла железная дорога. Только на
рубеже XIX и XX вв. она соединила Петербург с
Вологдой, а Мурманской дороге нет еще и 90 лет.
Здесь от названий поселений веет стариной. Много
окончаний на -цы, на -чи
— Волданицы, Губоницы, Явщиницы, Тервеничи,
Юбеничи, на -щина —
Александровщина, Алеховщина, Андреевщина,
Яровщина (часть названий — из старого атласа
Маркса, часть — с современных карт).
Даже проведение Мурманской железной дороги не
способствовало экономическому оживлению этих
мест. На всем протяжении дороги от Волхова (ст.
Волховстрой) до Лодейного Поля возникло всего
одно крупное предприятие — Сясьский
целлюлозно-бумажный комбинат (первоначально —
бумажная фабрика) и рядом с ним поселок, ныне
город Сясьстрой. Даже в 30-х годах живущие на
востоке региона вепсы сохраняли языческие
обряды, старшее поколение не знало русского
языка. В лесах и в 50-е годы можно было встретить
следы подсечного земледелия: среди леса
вырубались и выжигались участки, которые
распахивались и после кратковременного
(несколько лет) использования и истощения
плодородия почв забрасывались.
Лишь однажды в XX в. этому краю довелось сыграть
важную роль в истории страны. С конца лета 1941 г.
почти три года по Свири проходила линия фронта. К
югу от Свири располагались тылы 7-й армии
Волховского фронта. Поздней осенью 1941 г. немецкие
войска взяли Тихвин, и возникла страшная угроза
охвата уже блокированного Ленинграда вторым
кольцом окружения. Единственным путем,
связывающим восточное побережье Ладожского
озера, откуда сообщение с блокированным
Ленинградом осуществлялось водой и позднее по
льду озера, оставались глухие лесные дороги к
Вологде вдоль Паши, в обход Тихвина с севера, и
этот путь помог осажденному городу в самое
тяжелое время выстоять. Тихвин был освобожден
через месяц, и после восстановления
железнодорожной связи через Волхов—Кобону этот
обходной путь утратил значение.
После войны территории по Ояти и Паше стали
запустевать. В 50-е годы здесь существовали мелкие
слабые колхозы с низкой урожайностью зерновых и
ужасающе низкой, судя по годовым отчетам,
продуктивностью животноводства. Откуда было
взяться молоку, когда после зимней бескормицы
коров выгоняли весной до появления травы и
бедные животные кормились отмякшими под снегом
деревянистыми стеблями вереска? О птицеводстве и
говорить не приходилось. Студенты-практиканты
тех лет пели частушки:
Еще в том колхозе три курочки
жили,
Они по яичку раз в месяц сносили. |
Спасали положение леса. Были
организованы крупные леспромхозы. Лес сплавляли
по Ояти в Доможирово (недалеко от впадения Ояти в
Свирь), а там собирали плоты. Выручал лес местное
население также грибами, клюквой. А основной
продукцией личных подсобных хозяйств был
картофель.
Конечно, с тех далеких и тяжелых послевоенных лет
положение в сельском хозяйстве постепенно
улучшилось. Но в наши дни трудно предположить,
что’ может изменить к лучшему судьбу этой части
Приладожья. Неожиданное оживление в 90-е годы
произошло в монастырской жизни. Здесь возрождены
три старинных монастыря и даже появился один
новый. Самый южный, Свято-Троицкий Зеленецкий
мужской монастырь расположен вблизи железной
дороги между Волховом и Тихвином. Он основан в
середине XVI в., был сожжен шведами в 1612 г. и
прервал свою деятельность с 1917 по 1991 г. Здесь
имеется храм XVII в., правда, число монахов,
согласно справочнику, всего 6.
Наиболее знаменитый Свято-Троицкий
Александро-Свирский монастырь расположен на
правобережье Свири у деревни Старая Слобода.
Назван в честь очень чтимого православной
Церковью святого, скончавшегося в 1533 г. Этот
монастырь также был разорен в Смутное время, а с
1917 г. прекратил свое существование. На его
территории размещалась психиатрическая
больница. В 90-х годах часть построек передана
Церкви, возродился мужской монастырь (в нем два
десятка насельников), ведется реставрация келий,
храмов, в том числе величественного
Преображенского собора. Часть территории уже
приведена в хорошее состояние.
|
Покрово-Тервенический
женский монастырь
в Лодейнопольском районе
|
Недалеко от станции Оять-Волховстроевский
расположен известный с XV в. Введено-Оятский
монастырь, с 90-х годов XX в. возрожденный как
женский. С 1991 г. на востоке района существует
новый Покрово-Тервенический женский монастырь
при восстановленном храме Успения Пресвятой
Богородицы (середина XIX в.). Здесь уже живут 26
сестер. Близость возрожденных монастырей (новый
расположен в глубинке) к железным дорогам и к
шоссе на Мурманск и Вологду создала
благоприятные условия для развития
паломнического туризма, который умело
организуют в Петербурге. Проводятся однодневные
автобусные экскурсии за умеренную плату. Можно
посетить богослужения, осмотреть
восстановленные храмы, включая еще и красивый
храм Рождества Христова на реке Паше, и набрать
воды из чудотворного источника у стен
Введено-Оятского монастыря. А человек
атеистических убеждений может подышать свежим
воздухом, насладиться созерцанием древних
храмов и красот северных ландшафтов.
Хотя монахов еще очень мало, много людей
привлекается к восстановительным работам,
определенный доход приносят и довольно
многочисленные паломники. Их может стать больше,
если обеспечить размещение приезжающих на
ночлег. Все это активизирует местную
экономическую жизнь. Даже мальчишки
зарабатывают тем, что наполняют разнообразные
сосуды (от канистры до пластиковой бутылки)
приезжих чудотворной водой из источников. Быть
может, судьба этого края тихих рек действительно
будет определяться развитием паломнического и
экологического туризма для желающих очиститься
душой и телом. |