Старопромышленные города
Центры обрабатывающей
промышленности
В.Л. МАРТЫНОВ
К старым промышленным центрам Ленинградской
области относятся города — центры
обрабатывающей промышленности,
индустриализация которых приходится на вторую
половину XIX — первую половину XX в. Это Выборг,
Волхов, Тихвин и Пикалёво.
|
Выборгский
судостроительный завод
|
Выборг — пожалуй, единственный
город Ленинградской области, индустриальное
развитие которого началось в дореволюционное
время. Будучи центром Выборгской губернии
Великого княжества Финляндского и фактической
столицей всей Восточной Финляндии, Выборг
гораздо меньше зависел от Петербурга, чем другие
города нынешней Ленинградской области. Город,
основанный в 1293 г. и получивший городские права в
1493 г., был одним из главных портов в восточной
части Балтийского моря. Главный символ Выборга —
Выборгский замок, один из немногих замков в
пределах нынешней Российской Федерации. Во
второй половине XIX в. транспортно-географическое
положение Выборга стало исключительно выгодным:
железные дороги соединили его с Петербургом,
Гельсингфорсом и Кексгольмом, а позднее — и с
Северной Финляндией, внутренние водные пути
(Сайменский канал) — с Центральной Финляндией, а
морские пути связывали его со всем миром. Столь
выгодное положение привело к тому, что Выборг
стал крупнейшим машиностроительным центром
Финляндии, а главной отраслью машиностроения
здесь стало судостроение. Конец XIX — первая
половина XX в. — время экономического расцвета
Выборга. В начале ХХ в. его главные улицы
застраиваются великолепными зданиями в стиле
модерн. В межвоенное время в центре Выборга
строятся дома в стиле конструктивизма, и эти
здания хорошо вписываются в общий стиль Выборга.
Выборгский вокзал, разрушенный в годы войны,
считался самым красивым железнодорожным
вокзалом Финляндии. Став из третьего города
Финляндии районным центром Ленинградской
области, Выборг в значительной мере утратил
былое великолепие. Его население сейчас примерно
такое же, как в 1939 г. (около 80 тыс. чел.).
Судостроение остается главной отраслью
промышленности города. В 90-е годы Выборгский
судостроительный завод производил платформы для
морских буровых установок. Эта продукция весьма
специфична — такие платформы стоимостью в
несколько десятков миллионов долларов можно
делать только под конкретный заказ; поэтому дела
у Выборгского завода обстоят то очень хорошо,
когда такие заказы есть, то очень плохо, когда их
нет. В других промышленных центрах Карельского
перешейка развита главным образом
целлюлозно-бумажная промышленность.
|
Волховская ГЭС
|
С города Волхов начинается
советский период индустриализации
Ленинградской области. В районе железнодорожной
станции Званка неподалеку от устья реки Волхов в
1919 г. началось строительство Волховской ГЭС,
продолжавшееся до 1926 г. Станция получает
название Волховстрой, а в 1933 г. становится
городом с таким же названием. Свое нынешнее
название город получает в 1940 г. Волховская ГЭС до
настоящего времени остается одним из главных
предприятий и главной достопримечательностью
Волхова, памятником эпохи начала
социалистического строительства и первенцем
плана ГОЭЛРО, экономическое ее значение
невелико. Однако в 20—30-е годы именно эта ГЭС
послужила основой для формирования первого
советского ТПК —
территориально-производственного комплекса
(правда, сам этот термин в то время не
употребляли). В состав ТПК входили (и входят
сейчас) алюминиевый и химический заводы в
Волхове, а также целлюлозно-бумажный комбинат
(первоначально — бумажная фабрика) в г.
Сясьстрой. Все эти предприятия небольшие,
что явствует из того, что численность населения
города Волхов составляет 50 тыс. чел., а Сясьстроя
— 14 тысяч. Однако важно то, что они были первыми.
Именно здесь началась электрификация России,
здесь началось развитие советской алюминиевой
промышленности, позволившее создать крупнейший
в мире воздушный флот, здесь началось создание
советской бумажной промышленности, позволившее
научить всю нашу громадную страну (стоит
напомнить о том, что дореволюционная Россия даже
газетную бумагу ввозила из-за границы).
Любопытно, что примерно здесь же началась
история Русского государства. Неподалеку от
Волхова, в 10 км к северу от него, — село Старая
Ладога, где когда-то располагался один из
древнейших городов на территории современной
России. Существует даже мнение (правда, пока что
археологически или исторически не
подтвержденное), что Старая Ладога (до XVIII в. она
называлась просто Ладога) старше Великого
Новгорода. Не так важно, в конце концов, какой
город древнее, важно, что именно из этого района
начиналась Великая Русь.
|
Звонница
Тихвинского Успенского
монастыря
|
История Тихвина гораздо длиннее и
интереснее истории Волхова. Тихвин возник как
торговый погост на кратчайшем водном пути,
который связывал бассейн Балтийского моря и
бассейн Волги и проходил по рекам Сясь, Тихвинка,
Чагода, Чагодоща и Молога. Погост ли получил свое
название от реки или река от погоста — уверенно
не скажет никто, но годом основания Тихвина
считается 1383-й. В конце XVI в. здесь строятся два
монастыря — мужской и женский, и Тихвин
становится одним из главных духовных центров
России. Икона Тихвинской Божией Матери считается
защитницей северных рубежей России. В конце XVIII в.
(1773) в ходе проведения екатерининской губернской
реформы Тихвин становится городом и уездным
центром Новгородской губернии. В 1799—1811 гг.
строится Тихвинская водная система, и Тихвин
становится ее основным центром. Город
расцветает, в нем активно развиваются торговля и
ремесла, процветают монастыри. Но к концу XIX в.
значение Тихвинской системы резко снижается,
сокращается и значение Тихвина. Некоторое
оживление в жизнь города внесла прошедшая через
него в 1906 г. Северная железная дорога
(С.-Петербург—Пермь). В межвоенное время город
тихо прозябал — к западу от него строился новый
город Волхов, а к востоку — Бокситогорск и
Пикалёво. В самом же Тихвине не строили ничего.
Однако участь Тихвина круто изменяется во время
Великой Отечественной войны. Через город
поддерживалось сообщение с осажденным
Ленинградом. Тихвин становится железнодорожным
узлом, строится железная дорога на Будогощь,
давшая Тихвину выход на Центральную Россию. В
Тихвине строятся мастерские по ремонту боевой
техники и автомобилей, на базе которых после
войны возникает машиностроительное
производство. Первоначально это производство
было филиалом Кировского завода, затем —
производственным объединением «Трансмаш».
Близость к Череповецкому металлургическому
комбинату способствовала развитию здесь
материалоемкого (главным образом — военного)
производства. Большая часть современного
Тихвина (население — около 65 тыс. чел.) построена
«Трансмашем». Но завод с 90-х годов переживает не
лучшие времена. Однако в те же годы началось
возрождение Тихвина как одного из духовных
центров Русской православной церкви,
восстанавливаются монастыри и храмы.
Социально-экономическая ситуация в Тихвине все
же остается очень сложной.
Город Пикалёво (25 тыс. чел., город с 1954 г.)
расположен к востоку от Тихвина. Возникновение
города было связано с освоением Тихвинского
месторождения бокситов
(г. Бокситогорск) и строительством в
Пикалёве глиноземного завода. Глинозем из
Пикалёва должен был вывозиться в западном
направлении и перерабатываться на Волховском
алюминиевом заводе. Эта схема работала до тех
пор, пока Тихвинское месторождение не было
практически выработано. Однако Пикалёвский
глиноземный завод продолжает оставаться вполне
благополучным предприятием, но перерабатывает
он главным образом бокситы, доставляемые из-за
границы — так же как и другие глиноземные заводы
страны. Особенность Пикалёвского завода состоит
в том, что здесь производят глинозем и из
нефелинов, доставляемых из Хибин; однако
производство это носит скорее экспериментальный
характер. |