Задний двор
северной столицы
Вcеволожский район
Э.Л. ФАЙБУСОВИЧ, В.Л. МАРТЫНОВ
|
Железнодорожная станция
Ладожское Озеро с вокзалом —
памятником
Великой Отечественной войне
|
Территория Вcеволожского района занимает
южную часть Карельского перешейка, ограниченную
с юга Невой, с запада — территорией Петербурга
(сюда, за пределы города, заходит метро), с востока
— Ладожским озером, а с севера — старой (до 1940 г.)
границей с Финляндией. Граница эта легко
прослеживается по размещению населенных пунктов
— в районе бывшей границы в сплошной системе
расселения отмечается разрыв в 15—20 км (в
последние десятилетия эти территории стали
застраиваться дачами). Здесь можно увидеть и
бескрайнее Ладожское озеро, и могучую Неву, и
ледниковые возвышенности (они хорошо освоены
горнолыжниками — подъемники выстроены на каждой
более или менее крупной горке), и даже в
непосредственной близости от Петербурга
обширные болотные массивы, где изобилие грибов и
ягод, есть участки, сходные с тундрой,
встречаются карликовая березка и другие
северные растения.
Значительная часть географических названий во
Всеволожском районе — финские, частью
русифицированные. Финны и теперь живут в
некоторых деревнях, и даже строят там
лютеранские кирхи.
Когда-то в районе были усадьбы известных людей:
Островки — замок всесильного Г.А.Потемкина;
имение богача В.А. Всеволожского, давшего имя
будущему населенному пункту; сохранившееся до
наших дней музейное (с 1990 г.) Приютино — имение
А.Н.Оленина, послужившего прототипом
фонвизинского Недоросля, но ставшего выдающимся
деятелем русской культуры, президентом Академии
художеств и директором Императорской Публичной
библиотеки.
Совсем близко к Петербургу, всего в десятке
километров от него, находится Колтушская волость
— муниципальное образование, провозгласившее
свою независимость от районной администрации.
Колтушская возвышенность со стороны плоской
Приневской низины выглядит почти как горная
местность. В ясный день с Колтушских высот низина
просматривается на десятки километров. У этой
волости особая функция: здесь сформировалась не
городская, а сельская научная агломерация. В
поселке Павлово — Институт физиологии имени
академика И.П. Павлова. Главное здание и другие
постройки расположены в красивом парке, на аллее
— бюсты великих биологов. Неподалеку
«антропоидник», где содержатся шимпанзе. Летом
их иногда держат в клетке на открытом воздухе, и
они доступны для обозрения. Улицы поселка,
имеющего городской облик, носят имена видных
отечественных ученых-физиологов.
В трех километрах — поселок Воейково, где
находится главная геофизическая обсерватория
имени выдающегося климатолога и географа А.И.
Воейкова. В районе научной агломерации и вне ее —
Магнитная станция, питомники плодово-ягодных
культур и лекарственных растений и другие.
Есть в районе объекты, интересные с
военно-исторической точки зрения. На севере
Всеволожского района находится Карельский
укрепленный район, у которого захлебнулось
наступление финских войск на Ленинград в 1941 г.
Перейти этот рубеж финская армия, в отличие от
Красной, прорвавшей «линию Маннергейма», была не
в состоянии. От этого укрепленного района 10 июня
1944 г. началась завершающая операция великой
Ленинградской битвы 1941—1944 гг. — Выборгская
наступательная операция, завершившаяся 20 июня
освобождением Выборга. К сожалению, сейчас
оборонительные объекты осмотреть сложно,
поскольку почти все они расположены на
территории ныне существующих гарнизонов и
полигонов, которыми занята значительная часть
территории района. Интересны так называемые
«форпосты Тухачевского» — ряд гарнизонных
поселков, выстроенных вдоль главных дорог,
ведущих от Ленинграда в сторону Финляндии в 30-е
годы, когда М.Н. Тухачевский был командующим
Ленинградским военным округом. Эти форпосты
должны были выполнять две основные задачи:
передать эстафетным путем в Ленинград извещение
о нападении финских войск (если бы такое
нападение состоялось) и быть узлами обороны
(первые дома в этих поселках строились так, чтобы
образовывать каре — некое подобие форта).
Например, вдоль Выборгского шоссе эти форпосты
выстроились следующим образом: первый — пос.
Черная Речка практически на самой линии бывшей
советско-финской границы, центр Карельского УРа,
второй — нынешний г. Сертолово, третий — пос.
Осиновая Роща (но это уже не область, а Большой
С.-Петербург), и четвертый — в непосредственной
близости от Ленинграда, в пос. Парголово, на
старом Выборгском шоссе. Один такой форпост
приходился примерно на 10 км расстояния,
отделявшего центр Ленинграда от границы с
Финляндией.
Кроме дачных, научных и военных функций
значительная часть территории Всеволожского
района долгое время выполняла функции
хозяйственного двора северной столицы. Чуть
восточнее районного центра на обширных болотах
велась добыча торфа. Торфяную пульпу разливали
на ровных пространствах, дренируемых канавами,
для просушки (в условиях прохладного лета она
сохла плохо). Затем торф подавался на
электростанцию в Невской Дубровке. Но сейчас
добыча торфа значительно сократилась, и по
канавам в районе бывших разработок бурно
разрослись кусты лесной малины. Ведется добыча
минеральных строительных материалов.
Разрастающиеся карьеры грозят обезобразить
ландшафт. Совсем рядом с Петербургом (в пос.
Янино) расположен завод по переработке твердых
бытовых отходов города.
|
Монумент
«Разорванное кольцо»,
входящий в «Зеленый
пояс Славы»
|
Одна из давних функций района — снабжение
Петербурга сельскохозяйственной продукцией.
Здесь на 26 тыс. га работает 16 сельхозпредприятий
и свыше трехсот фермеров. Большие площади
занимают садоводческие и огородные товарищества
— их 585, они объединяют 93 тыс. семей. Через
территорию района проходят автомобильные
дороги, связывающие Петербург с Финляндией
(Выборгское шоссе) и Карелией (Приозерское и
Мурманское шоссе), трассы нефте- и газопроводов (в
том числе и участок Балтийской трубопроводной
системы). Но железные дороги, проходящие через
Всеволожский район, имеют главным образом
местное значение: это дорога от Петербурга на
Приозерск, далее продолжающаяся в пределы
Западной Карелии, и небольшая дорога от
Петербурга на Всеволожск, далее расходящаяся в
двух направлениях — к станциям Ладожское Озеро и
Невская Дубровка. Дорога к ст. Ладожское Озеро
представляет собой часть «Дороги жизни»,
неподалеку от этой станции находился знаменитый
порт Осиновец.
Роль территории Всеволожского района в спасении
Ленинграда во время Великой Отечественной войны
была выдающейся. Город был связан с остальной
страной проходившей здесь «Дорогой жизни» —
шоссе до Ладожского озера и единственной
действовавшей во время войны железнодорожной
веткой от Ленинграда к ст. Ладожское Озеро (здесь
сооружен вокзал-памятник). По этим трассам велась
эвакуация сотен тысяч ленинградцев до берега
Ладожского озера и далее летом на судах, а зимой
по льду на автомашинах на «Большую землю». Так
было разомкнуто душившее город-герой блокадное
кольцо. В память об этом сооружен целый ряд
монументов, входящих в состав «Зеленого пояса
Славы», вокруг нынешнего Петербурга. После
прорыва блокады через территорию района прошла
«Дорога Победы» — железная дорога, соединившая
ст. Волховстрой с Финляндским вокзалом
Ленинграда. Эта дорога сыграла большую роль в
битве за Ленинград, но после окончательного
освобождения Ленинграда от блокады в январе 1944 г.
ее значение резко снизилось, а в послевоенное
время дорога была почти полностью (включая
железнодорожный мост через Неву в районе
Шлиссельбурга) разобрана.
В последние десятилетия на территории района
началась экспансия промышленных предприятий
Ленинграда—Петербурга. Создание новых
производств выгодно району — он получает новые
налоги и рабочие места (сейчас жители района
работают в основном в Петербурге). Но с другой
стороны, создание этих производств может
привести к ухудшению экологической ситуации в
районе, а она здесь не самая благоприятная:
основная часть района находится к востоку от
С.-Петербурга и в силу преобладания западных
ветров получает большую часть атмосферного
загрязнения своего великого соседа. Очень
напугал всеволожцев один из проектов:
предлагалось построить завод по производству
алюминия мощностью 150 тыс. т или, по другому
варианту, завод алюминиевого проката, но с цехом
электролиза мощностью 15 тыс. т в год. Такое
производство способно резко ухудшить
экологическую обстановку в районе, это сразу
снизит его рекреационное и природоохранное
значение. |