Из выступления на Дне учителя
географии 7 апреля 2003 г.
Курс географии человеческой
деятельности как завершающий географическое
образование
в средней школе
В.Н. ХОЛИНА
канд. геогр. наук, зав. кафедрой экономической и
политической географии экономического
факультета Российского университета дружбы
народов
Особенности курса «География человеческой
деятельности», которые отличают его от других.
1. По содержанию.
Это курс в наибольшей степени связан с практикой
и реалиями человеческой деятельности —
экономическими объектами, городами, жильем
различного качества, политическими
предпочтениями избирателей и т. п.
Один из разделов учебника — «Политическая карта
мира» — фактически является «полным собранием»
фактов по динамике государственного устройства
и управления стран мира в ХХ в. Просто выучить эти
материалы невозможно: объем информации огромен.
Ученики под руководством учителя могут
систематизировать ее по наиболее актуальным
топикам (например, колониальный раздел мира,
изменения форм государственного устройства,
изменения на политической карте в 1990—2000 гг. и т.
д.). Эти материалы чрезвычайно важны для
подготовки к вступительным экзаменам на
экономические факультеты вузов.
2. По формам работы с учебником.
Работа с книгой предполагает творческий подход и
заинтересованность в получении знаний как
учеников, так и учителей, выбравших этот учебник.
«Помощниками» являются рабочая тетрадь с
контролирующими и творческими заданиями, тесты и
методическое пособие для учителя, в котором
подробно расписан порядок выполнения заданий и
даны ответы на тесты (методическое пособие для
учителя готовится к выпуску в издательстве
«Просвещение» в 2003 г.).
3. По форме подачи материала.
Учебный материал построен таким образом, что
главным является не объяснение учителя, а
самостоятельная работа учеников. Выполняя
практические задания, они сами приходят к
выводам о закономерностях размещения
хозяйственных объектов, подключая к анализу
фактологический материал, полученный из
географических карт, свои знания из
предшествующих курсов географии и смежных
дисциплин. Функции учителя сводятся к
направлению дискуссии в нужном русле и к
акцентированию внимания на самых важных
объектах.
Учителя — участники круглого стола
высказали следующие
пожелания и рекомендации:
«Использую учебник параллельно с учебником
В.В. Максаковского, особенно при изучении тем
“Политическая карта мира” и “География
населения”».
«Мы выбрали курс для изучения, но в начале
учебного года были большие трудности с покупкой
учебника, а рабочую тетрадь мы были вынуждены
ксерокопировать для всего класса».
«Хотелось бы наконец получить полный
методический комплект, особенно методическое
пособие для учителя».
«В последнем издании учебника опечаток гораздо
больше, чем в издании 1995 г. При следующем
переиздании постарайтесь их устранить»
В заключении выступления В.Н. Холина рассказала
о практике приема вступительных экзаменов на
экономический факультет Российского
университета дружбы народов.
Вместе с аудиторией было выполнено одно из
практических заданий по теме, связанной с одной
из новых отраслей географии — электоральной.
Учителя провели «честную» и «нечестную» (для
обеспечения победы своего кандидата) нарезку
округов для голосования.
|
Московский педагогический марафон
учебных предметов — 2003.
День учителя географии.
Рабочий момент круглого стола
в Паркетном зале
Московского городского дома учителя.
Выступает доктор пед. наук И.И. Баринова.
Справа от нее В.В.Абатурова (Министерство
образования), слева — С.В.Рогачев (еженедельник
«География») и В.Н.Холина (РУДН)
Выступление И.И. Бариновой вызвало оживленную
дискуссию. Многие учителя обеспокоены
разночтениями в учебниках географии (по-разному
указаны высоты, глубины, площади, по-разному
интерпретируются факты). Объективно существуют
трудности выбора подходящего учебника. И все же
хорошо, что есть из чего выбирать. Хорошо, что
учителя с таким вниманием следят за качеством
учебных книг — значит, это творческие, всерьез
знающие предмет люди
|
|