Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №22/2003

Учебник


Из выступления на Дне учителя географии 7 апреля 2003 г.

Курс географии человеческой деятельности как завершающий географическое образование
в средней школе

В.Н. ХОЛИНА
канд. геогр. наук, зав. кафедрой экономической и политической географии экономического факультета Российского университета дружбы народов

Особенности курса «География человеческой деятельности», которые отличают его от других.
1. По содержанию.
Это курс в наибольшей степени связан с практикой и реалиями человеческой деятельности — экономическими объектами, городами, жильем различного качества, политическими предпочтениями избирателей и т. п.
Один из разделов учебника — «Политическая карта мира» — фактически является «полным собранием» фактов по динамике государственного устройства и управления стран мира в ХХ в. Просто выучить эти материалы невозможно: объем информации огромен. Ученики под руководством учителя могут систематизировать ее по наиболее актуальным топикам (например, колониальный раздел мира, изменения форм государственного устройства, изменения на политической карте в 1990—2000 гг. и т. д.). Эти материалы чрезвычайно важны для подготовки к вступительным экзаменам на экономические факультеты вузов.
2. По формам работы с учебником.
Работа с книгой предполагает творческий подход и заинтересованность в получении знаний как учеников, так и учителей, выбравших этот учебник. «Помощниками» являются рабочая тетрадь с контролирующими и творческими заданиями, тесты и методическое пособие для учителя, в котором подробно расписан порядок выполнения заданий и даны ответы на тесты (методическое пособие для учителя готовится к выпуску в издательстве «Просвещение» в 2003 г.).
3. По форме подачи материала.
Учебный материал построен таким образом, что главным является не объяснение учителя, а самостоятельная работа учеников. Выполняя практические задания, они сами приходят к выводам о закономерностях размещения хозяйственных объектов, подключая к анализу фактологический материал, полученный из географических карт, свои знания из предшествующих курсов географии и смежных дисциплин. Функции учителя сводятся к направлению дискуссии в нужном русле и к акцентированию внимания на самых важных объектах.

Учителя — участники круглого стола
высказали следующие
пожелания и рекомендации:

«Использую учебник параллельно с учебником
В.В. Максаковского, особенно при изучении тем “Политическая карта мира” и “География населения”».
«Мы выбрали курс для изучения, но в начале учебного года были большие трудности с покупкой учебника, а рабочую тетрадь мы были вынуждены ксерокопировать для всего класса».
«Хотелось бы наконец получить полный методический комплект, особенно методическое пособие для учителя».
«В последнем издании учебника опечаток гораздо больше, чем в издании 1995 г. При следующем переиздании постарайтесь их устранить»

В заключении выступления В.Н. Холина рассказала о практике приема вступительных экзаменов на экономический факультет Российского университета дружбы народов.
Вместе с аудиторией было выполнено одно из практических заданий по теме, связанной с одной из новых отраслей географии — электоральной. Учителя провели «честную» и «нечестную» (для обеспечения победы своего кандидата) нарезку округов для голосования.

Московский педагогический марафон учебных предметов — 2003. День учителя географии. Рабочий момент круглого стола в Паркетном зале Московского городского дома учителя.
Московский педагогический марафон
учебных предметов — 2003.
День учителя географии.
Рабочий момент круглого стола
в Паркетном зале
Московского городского дома учителя.

Выступает доктор пед. наук И.И. Баринова. Справа от нее В.В.Абатурова (Министерство образования), слева — С.В.Рогачев (еженедельник «География») и В.Н.Холина (РУДН)
Выступление И.И. Бариновой вызвало оживленную дискуссию. Многие учителя обеспокоены разночтениями в учебниках географии (по-разному указаны высоты, глубины, площади, по-разному интерпретируются факты). Объективно существуют трудности выбора подходящего учебника. И все же хорошо, что есть из чего выбирать. Хорошо, что учителя с таким вниманием следят за качеством учебных книг — значит, это творческие, всерьез знающие предмет люди