Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №22/2003

Человек и природа


География насущного хлеба

Д.В. ЗАЯЦ, С.В. РОГАЧЕВ

Как начать первый в году урок географии?
Как помочь детям сразу ухватиться за такое звено, которое выведет их на основные сюжеты нашего предмета, привлечет внимание к природным различиям на поверхности Земли, укажет на неразрывную связь природной и общественной географии, поможет уяснить особенности размещения человечества?
Сами ритмы природы и управляемые ими ритмы человеческой деятельности подсказывают решение: в августе—сентябре средства массовой информации наполняются сообщениями о страде.
Идет уборка зерновых, подсчитываются урожаи.

1. Значение зерна для человечества

Погружение в тему (обоснование ее важности для учащихся)

Идет уборка зерновых. В сущности, решается вопрос: проживет ли человеческая популяция на той или иной территории еще один годовой цикл (пусть ныне — благодаря стратегическим, переходящим из года в год запасам и благодаря международной взаимовыручке — вопрос этот стоит не так категорично и не так трагично, но стои’т). Ведь зерно и получаемые на его основе сельскохозяйственные и промышленные продукты — основа питания подавляющего большинства людей Земли.

Валовой сбор зерна и урожайность
зерновых культур по странам мира,
1990 и 2001 гг.

Выделены страны, в которых в 2001 г.
было собрано более 10 млн т зерна

Страна Валовой сбор
тыс. т
Урожайность,
ц/га
1990 2001 1990 2001
Австралия 23 045 37 281 17,1 20,7
Австрия 5 290 4 827 55,8 58,7
Азербайджан 1 996 26,2
Албания 897 517 27,9 28,4
Алжир 1 627 2 630 6,8 10,9
Ангола 249 597 3,2 6,2
Антигуа и Барбуда 0,05 0,05 17,8 16,0
Аргентина 20 124 35 968 22,3 32,2
Армения 361 18,5
Афганистан 2 705 12,0
Багамские Острова 0,75 0,38 15,0 21,7
Бангладеш 27 747 40 237 24,9 33,9
Барбадос 2 2 26,7 25,0
Белиз 30 57 20,1 31,0
Белоруссия 4 926 19,2
Бельгия и Люксембург 2 119 2 425 57,5 75,9
Бенин 546 943 8,4 10,6
Болгария 8 115 5 595 39,6 29,6
Боливия 793 1 279 13,6 17,2
Босния и Герцеговина 904 23,7
Ботсвана 53 22 2,5 1,1
Бразилия 32 490 56 478 17,5 31,1
Бруней 0,93 0,35 15,5 15,2
Буркина-Фасо 1 518 3 109 6,0 9,6
Бурунди 293 272 13,4 13,1
Бутан 106 159 11,1 14,5
Вануату 0,7 0,7 5,3 5,3
Великобритания 22 569 18 983 61,7 62,9
Венгрия 12 561 15 066 45,2 48,6
Венесуэла 1 874 2 281 24,8 30,3
Восточный Тимор 133 122 16,0 19,6
Вьетнам 19 896 34 093 30,7 41,5
Габон 24 27 16,4 16,3
Сектор Газа 0,9 0,9 5,2 5,2
Гаити 361 363 10,2 8,2
Гайана 159 544 29,4 38,9
Гамбия 90 187 10,0 12,3
Гана 844 1 627 9,8 11,8
Гватемала 1 435 1 199 19,9 18,2
Гвиана (Фр.) 22 20 42,4 26,0
Гвинея 627 1 103 9,4 13,1
Гвинея-Бисау 167 166 15,3 13,1
Германия 37 580 49 711 54,1 70,5
Гондурас 683 599 14,6 14,3
Гренада 0,26 0,3 9,9 10,0
Греция 4 464 4 662 30,3 38,0
Грузия 700 20,3
Гуам (США) 0,02 0,02 20,0 20,0
Дания 9 607 9 763 61,1 61,9
Джибути 0,01 0,01 16,6 16,2
Доминика 0,15 0,17 13,6 13,0
Доминиканская Республика 488 763 39,9 41,7
Египет 13 022 19 306 57,0 73,8
Замбия 1 210 1 069 13,5 14,5
Западная Сахара 2 3 7,5 8,0
Западный берег реки Иордан 45 30
Зимбабве 2 560 1 899 16,2 11,7
Израиль 396 272 34,8 29,3
Индия 193 919 240 026 18,9 24,0
Индонезия 51 913 59 261 38,0 40,6
Иордания 129 52 12,2 14,8
Ирак 3 455 1 543 10,6 5,6
Иран 13 684 14 945 14,4 19,3
Ирландия 1 966 2 156 65,7 76,0
Испания 18 762 17 953 24,8 27,9
Италия 17 411 19 993 39,4 48,5
Йемен 767 700 9,0 10,6
Кабо-Верде 11 20 3,3 6,3
Казахстан 15 872 12,0
Камбоджа 2 588 4 200 13,6 21,2
Камерун 816 1 441 12,4 18,0
Канада 56 803 43 298 26,3 24,4
Катар 3 6 28,9 34,1
Кения 2 728 3 167 14,8 16,6
Кипр 109 127 18,8 22,7
Киргизия 1 794 28,6
Китай 404 413 398 394 43,2 47,6
Колумбия 4 314 3 799 24,7 33,2
Коморские Острова 19 21 12,8 13,2
Конго (Браззавиль) 6 8 6,2 7,8
Конго (Киншаса) 1 491 1 593 8,0 7,8
КНДР 6 301 3 854 39,2 30,2
Южная Корея 8 434 7 906 58,5 66,0
Коста-Рика 281 224 27,3 37,1
Кот-д’Ивуар 1 239 1 900 8,8 13,7
Куба 540 556 23,4 26,3
Кувейт 2 4 36,5 21,9
Лаос 1 589 2 446 22,3 30,9
Латвия 948 20,7
Лесото 242 398 10,3 15,1
Либерия 180 183 10,2 12,7
Ливан 77 98 18,7 24,1
Ливия 273 218 6,7 6,3
Литва 2 237 25,4
Маврикий 2 0,62 41,9 47,6
Мавритания 103 163 8,6 7,4
Мадагаскар 2 581 2 460 19,4 17,5
Македония 488 22,8
Малави 1 413 1 742 9,9 10,9
Малайзия 1 920 2 344 27,4 33,7
Мали 1 771 2 572 7,2 8,8
Мальдивы 0,007 0,005 10,0 10,0
Мальта 8 12 35,0 40,0
Марокко 6 276 4 607 11,2 8,9
Мексика 25 562 31 057 24,2 28,6
Мозамбик 734 1 674 4,7 8,2
Молдавия 2 543 24,9
Монголия 720 141 10,9 7,4
Монтсеррат (Брит.) 0,028 0,03 18,6 18,7
Мьянма 14 424 21 404 27,6 31,3
Намибия 98 107 4,5 3,8
Непал 5 847 7 120 19,2 21,7
Нигер 2 135 3 161 3,1 4,0
Нигерия 17 678 20 114 11,4 10,4
Нидерланды 1 361 1 580 69,6 72,0
Никарагуа 488 746 15,2 16,7
Новая Зеландия 868 883 50,3 64,6
Новая Каледония (Фр.) 1 3 19,4 36,9
Норвегия 1 568 1 201 43,9 36,3
ОАЭ 3 0,16 22,1 3,5
Оман 5 6 21,5 23,2
Пакистан 20 957 27 048 17,6 22,3
Панама 345 317 18,6 31,3
Папуа – Новая Гвинея 4 11 23,9 41,4
Парагвай 779 1 455 19,7 20,5
Перу 1 778 3 767 26,0 30,6
Польша 28 014 26 960 32,8 30,5
Португалия 1 427 1 379 18,7 26,6
Пуэрто-Рико (США) 0,54 1 10,8 18,7
Реюньон (Фр.) 11 17 43,0 67,2
Россия 83 202 21,2
Руанда 265 297 10,4 10,0
Румыния 17 174 18 857 30,1 30,2
Сальвадор 825 751 19,3 18,8
Сан-Томе и Принсипи 3 2 19,2 22,3
Саудовская Аравия 4 137 2 091 42,4 34,5
Свазиленд 99 86 10,6 15,2
Сенегал 977 962 7,9 8,3
Сент-Винсент и Гренадины 3 2 35,6 33,3
Сирия 3 100 6 919 7,5 22,6
Словакия 3 384 39,9
Словения 493 47,6
Соломоновы Острова 5 40,0
Сомали 581 313 7,9 5,6
СССР 209 109 20,1
Судан 1 702 5 314 4,5 6,5
Суринам 196 191 37,6 37,6
США 312 400 325 288 47,5 58,8
Сьерра-Леоне 563 222 12,0 10,7
Таджикистан 492 13,5
Таиланд 21 170 31 610 20,0 27,8
Танзания 3 842 4 132 14,6 15,2
Подопечная территория
Тихоокеанские острова (США)
0,15 11,9
Того 484 715 7,4 10,1
Тринидад и Тобаго 17 21 28,2 25,7
Тунис 1 650 1 382 11,4 17,4
Туркмения 1 832 23,1
Турция 30 201 29 571 22,1 21,2
Уганда 1 580 2 309 14,9 16,4
Узбекистан 4 048 28,6
Украина 38 878 27,2
Уругвай 1 123 1 765 21,8 31,9
Фиджи 28 17 21,8 24,8
Филиппины 14 739 17 480 20,6 26,6
Финляндия 4 296 3 670 35,4 31,6
Франция 55 111 60 331 60,8 67,5
Хорватия 3 063 43,4
Центральноафриканская
Республика
89 195 8,0 12,8
Чад 601 1 321 5,5 6,3
Чехия 7 343 45,0
Чехословакия 12 626 51,8
Чили 2 981 3 116 36,1 49,3
Швейцария 1 268 1 108 59,8 62,3
Швеция 6 380 5 391 49,6 45,9
Шри-Ланка 2 579 2 728 29,6 34,2
Эквадор 1 383 2 084 17,2 22,5
Эритрея 187 6,0
Эстония 558 20,3
Эфиопия 6 138 9 209 12,3 12,2
ЮАР 11 555 10 975 18,8 24,7
Югославия 14 165 9 032 34,0 42,6
Ямайка 2 2 11,1 12,0
Япония 14 449 12 254 58,4 61,1
Мир в целом 1 951 507 2 100 802 27,5 31,2

Сам выход человечества из дикости был связан с тем, что люди научились возделывать зерновые, культивировать их. Слово «культура» в смысле определенной формы развития человечества непосредственно связано с культурами сельскохозяйственными, в первую очередь, зерновыми. Благодаря зерну люди перестали быть бродячим стадом всеядных, побирающихся или гоняющихся за зверем, создали жилища, поселения, храмы, дворцы, музеи, электростанции, театры, компьютеры, автомобили, Интернет, художественную литературу и систему глобального позиционирования. В зерне заключена главная связь человечества и природной среды: через зерно (или производимое на его основе мясо) большинство людей усваивают энергию из окружающей среды (зерно — наш бензин, оно для нас куда важнее, несравнимо важнее нефти, ведь люди еще не научились усваивать энергию, просто греясь на солнышке, не отрастили питающие корни, которые можно было бы запускать в жирный почвенный перегной, не переняли у автомобилей способности подключаться к шлангу бензоколонки1). Для выращивания зерна человечество использует лучшие земли планеты: сводит леса, распахивает степи, разбирает сток целых рек, выворачивает из недр огромные массы удобрений.
Нет в мире крупных по населению стран, которые не были бы крупными производителями зерна. Есть многонаселенные страны, которые выплавляют мало металла, не добывают бокситов, почти не строят автомобилей и не паяют компьютерных микросхем. Такие страны обычно живут не очень хорошо. Но если бы они не выращивали много зерна, они бы вообще не жили.


1 Врачи, правда, утверждают, что похожей способностью овладевают люди, больные алкоголизмом. У них организм перестраивается на спиртовое питание. Но и спирт-то нормальный, заметим, производится главным образом из зерна.

2. Где растет зерно и где растут люди

Работа с географической статистикой.
Построение картодиаграммы.
Поиск пространственных корреляций.
Рассмотрение отклонений.
Формулировка вывода

Хан Ву Шен.
Осенний урожай. Китай.
90-е годы

Мы можем просто сделать вывод и велеть детям его запомнить. Пусть, однако, ваши ученики сами произведут соответствующие географо-статистические наблюдения, которые помогут им прийти к нужным выводам. Обратимся к таблице, напечатанной на с. 10—11. Попросим класс быстро просканировать глазами второй столбец цифр (валовой сбор зерна по странам мира в 2001 г.) и отобрать страны с наибольшими сборами, те, что дают более 1% мирового производства (таких два десятка). Это сделать нетрудно, тем более что страны со сборами выше 10 млн т в таблице выделены плашками, остается выбрать из выделенных. Переведем нашу выборку на язык картодиаграммы: попросим учащихся на контурной карте обозначить столбиками (высота которых пропорциональна показателю) сборы зерновых в ведущих странах. Соответствующая картодиаграмма (совмещенная с картограммой) построена на развороте страниц 14 и 19 — так что, если класс слабый или времени в обрез, можно воспользоваться готовым препаратом2.
Обратимся теперь к списку стран мира с самым большим населением (эта статистика общедоступна, она есть в учебниках; в газете мы в последний раз печатали ее в № 33/2001). Попросим школьников открыть соответствующую таблицу в учебнике или продиктуем список населенческих лидеров (и обязательно попросим показать их на карте).
Находим ли мы на зерновой картодиаграмме миллиардеров Китай и Индию? Находим ли опережающую Россию четверку (США, Индонезию, Бразилию, Пакистан)? Находим ли саму Россию? По семи первым позициям — семь попаданий. И можно бы уже констатировать: большая по людности страна без большого количества зерна быть не может. Однако на то и правило, чтобы в нем были исключения и исключеньица: сумятицу вносят Нигерия и Япония.


2 Картодиаграмма совмещена с картограммой урожайности. Но пока не будем обращать на это внимания, к анализу урожайности мы подойдем позже.

Особый случай:
многолюдные и малохлебные Япония и Нигерия

Но на то и исключения, чтобы подтверждать правило: и той, и другой стране зерна не хватает. Нигерийцы в своих влажных и потому не очень-то зерновых тропиках попросту недоедают и в значительной мере зависят от продовольственной помощи и импорта зерна (деньги для импорта дает нефть). Япония, которой вечно ничего своего растительного и минерального не хватает (посмотреть на карту: плодородных-то равнин у японцев почти нет, всё леса да леса3), зерно в больших количествах импортирует (поневоле начнешь тут делать зонтики, тамагочи, роботов и видеокамеры — нужно ведь на что-то выменивать зерно за границей).
Кроме того, каждый народ, обделенный простым человеческим зерном, вынужден находить иные пути приспособления к своей природе, иначе добывать из нее энергию для своего организма. Для влажнотропических нигерийцев частичное спасение — в клубне- и корнеплодах (ямс, батат, маниок), которые лучше растут в здешних условиях и из которых делают муку — африканский суррогат муки хлебной4. Для заброшенных в Тихий океан японцев — рыба и всякого рода морские улиточки, рачки, капустка и прочая жатва с морской «нивы». Судя по данным о продолжительности жизни, японская замена зерна оказалась более удачной, чем африканская. Не будем, чтобы не уйти от темы, углубляться в этот сюжет, но наметим его для школьников: типы питания людей, зависимость этих типов от природных условий и, в конечном счете, зависимость от них самих людей, их жизненных циклов, их хозяйственной деятельности.
Заключая разбор нигерийско-японского исключения, отметим, снова заглянув в таблицу на с. 10—11, что не такое уж оно и исключение: все-таки обе страны производят зерна немало (Нигерия — так вплотную подступает к первой двадцатке).


3 См.: И.С. Тихоцкая. К Тихоокеанскому фасаду и равнинам. Размещение населения на Японских островах//География, № 46/2002 (спецвыпуск: Япония), с. 16.
4 Таковы же, например, и белорусские картофельные оладьи — драчёны, результат вынужденного приспособления кухни к условиям традиционно малохлебного Полесья (клубнеплод как бы превращается в злак).

Двигаясь по населенческому ранжиру стран, мы вновь встречаем крупнейших производителей зерна: Бангладеш, Мексика, Германия, Вьетнам, Турция, Таиланд, Франция. Не найденные же на зерновой картодиаграмме Иран, Филиппины, Египет, Эфиопия вовсе не безнадежно бесхлебны. Пусть ваши ученики снова заглянут в таблицу: в этих странах все-таки собирается по 15—20 млн т, отстала лишь голодная Эфиопия (единственная страна из первой двадцатки по населению, не вошедшая в первую тридцатку по сбору зерна).

Обеспеченность стран мира зерном
собственного производства

Особый случай:
многолюдные и относительно малохлебные Иран и Египет

Зададим детям вопрос — почему, например, Ирану удается содержать большое население при малом зерновом корме и почему зерна, несмотря на то, что населения много, производится мало? А в качестве наводящей подсказки предложим им искать ответ на карте минеральных ресурсов или добывающей промышленности. Нефть. Эта злодейка во многих развивающихся странах (да и у нас отчасти) выступила злейшим врагом сельского хозяйства. Многие правительства не устояли перед искушением вместо тяжелой каждодневной работы по подъему своего сельского хозяйства попросту сдать в разработку иностранным фирмам свои нефтяные месторождения и на вырученные деньги покупать за границей зерно (и им подкармливать свой народ, чтобы тот не бунтовал). Возможность закупать зерно на доходы от нефти в значительной мере затормозила развитие зернового хозяйства и в упомянутой уже выше Нигерии.
Похожая, но немного другая ситуация и в Египте: своей нефти в стране не очень много, но большие валютные доходы приходят от египетских рабочих (а их миллионы!), уехавших на заработки в богатые нефтеэкспортирующие страны Персидского залива. На эти, нефтяные в сущности, деньги, а также на доходы от эксплуатации Суэцкого канала (уникальное географическое положение на стыке двух океанов) и от иностранного туризма (уникальное богатство историческим наследием) Египет завозит недостающее продовольствие.
Примем во внимание и то, что бо’льшая часть территории Ирана, а тем более Египта — пустыни и полупустыни, где для пшеницы слишком сухо, невыносимо сухо. Но проблема, которую мы исследуем вместе с учащимися (и здесь как раз время еще раз обратить на это их внимание), не только в том, где и сколько можно вырастить зерна, а в еще и в том, может ли страна, не выращивая много зерна, наращивать свое население. Если может, то за счет чего?

Итак, в общих чертах, пусть и с некоторыми вариациями, главный мотив поется всей мировой картой: где много людей, должно быть много зерна. И одно обусловливает другое. Образно говоря, вокруг каждого человека должно быть небольшое пшеничное (рисовое, кукурузное, ржаное, просяное…) поле. (Ну, пусть не вокруг, но в разумной близости. Во всяком случае, желательно внутри своих государственных границ.) С него он кормится (хлебом, кашей, макаронами, печеньем, крекерами, тортами), с него откармливается мясной скот для своего стола. Если человек (группа людей, город, страна) живет там, где не может производиться (или по каким-то причинам не производится) достаточно зерна, то это возможно в двух случаях:
а) если существует пищевая альтернатива (рыба, пасущийся на обширных естественных угодьях скот или дикие животные, корне- и клубнеплоды), наличествуют другие, отличающиеся от большей части ойкумены природные условия;
б) если есть достаточно экономических оснований (богатые минеральные или лесные ресурсы, особо выгодное географическое положение, оборонительные функции, научное значение), чтобы привозить издалека зерно и выработанную на его основе пищу.

Нравоучительная интермедия:
без зерна — либо бить других, либо убегать

Зерновой или незерновой тип питания очень многое определяет в человеческих обществах, в поведении людей, в менталитете. Пробежимся по карте мира с нашими данными о зерновом производстве и знаниями учеников, полученными из истории, из средств массовой информации о разных народах и стереотипах поведения:
— Бесхлебные (мясное питание) кочевые степи Центральной Азии выплеснули на земледельческие области Евразии набег Чингисхана.
— Почти не имевшие своего хлеба скандинавы-рыбоеды веками ходили с грабительскими набегами на хлебную Европу5. Викинги, норманны, варяги… Это был их образ жизни.
— Набеги (раззъя) на хлебные оазисы и на курсировавших между оазисами купцов — образ жизни и арабского, и туркменского кочевника. Заметим, что в традициях народов такие набеги не считались каким-то злодеянием, они воспринимались как нечто естественное, как цепи питания у животных, как часть жизненного цикла.
— Бесхлебная Новгородская «республика» жила, подобно варягам, в значительной мере систематическими грабежами — ушкуйничеством.
Многие общества, сложившиеся там, где не растет (или растет плохо) хлеб, выживали за счет грабежей хлебных соседей, и эта «пищевая агрессия» до сих пор угадывается у них в крови, будь то ваххабитские идеи джихада, питаемые пустынями Аравийского полуострова, будь то разглагольствования о нордическом характере, перенятые немецко-фашистской пропагандой у скандинавов-викингов.
По сю пору скотоводы-пуштуны в Афганистане не могут — буквально на генетическом уровне — уяснить, чем стабильная жизнь лучше жизни, состоящей из череды набегов. По сю пору бесхлебные горцы Чечни живут с идущим от предков мнением, что то, что у земледельческих народов призвано называть разбоем, бандитизмом, грабежом, а у них — раззъёй, и даже газаватом, джихадом, лучше и достойнее, чем мирная жизнь. Равнинные, зерноводческие районы Чечни — как известно, гораздо более пророссийские, чем пастушеские горные.
Земледелец заинтересован в стабильности. Цивлизация, выросшая на хлебе, гораздо предсказуемее, общечеловечнее, чем те осколки человечества, которым волею судеб пришлось искать иную, не зерновую, энергетическую связь с природой. Это вовсе не означает, что земледельческие народы ангелоподобны. Агрессии и у них хоть отбавляй. «Земледельческая» агрессия, однако, чаще направлена на завоевание земель для расширения своих земледельческих возможностей6 и нового установления стабильности. «Бесхлебные» же народы склонны к неуемным грабительским набегам, для них важны не столько земельные приобретения, сколько хлебная дань.
Народы, не производящие хлеба или вытесненные с хлебородных земель и не имеющие при этом достаточной силы и жестокости для грабительского образа жизни, веками оттесняются в экстремальные условия природной среды, тупики ойкумены. Это народы Крайнего Севера, бушмены и готтентоты полупустынь Южной Африки, пигмеи экваториальных лесов Центральной Африки, индейцы амазонской сельвы, забившиеся в пустыню австралийские аборигены. Даже обширные угодья (целые километры ягельных оленьих пастбищ, таежных охотничьих угодий, пожухлой травы Калахари), не могут дать им здесь столько питающей энергии, сколько в иных местах дает один гектар пшеничного или рисового поля.
Особые варианты «бесхлебного» выживания избрали евреи, цыгане и некоторые другие народы, не пошедшие ни по пути набегов, ни по пути бегства на край света. Подобно медицинской жидкости, впрыскиваемой в сосуды, они вошли в тела земледельческих народов на особых ролях. Цыгане стали как бы внутренними кочевниками, совершающими набеги на карманы простодушных людей, готовых довериться гадалкам или лошадникам.
Евреи — изначально скотоводческий народ, и Библия с любовью пишет о пастухе Авеле и с отвращением — о земледельце Каине7. На протяжении большей части своей истории евреи практически нигде не имели прав владения землей и не занимались земледелием. Одним из положений появившейся в конце XIX в. доктрины сионизма — идеологии создания еврейского государства — стало стремление к тому, чтобы у евреев появилась своя земля, чтобы они занимались хлебопашеством и ели свой хлеб. Последствия этого стремления мировое сообщество расхлебывает на Ближнем Востоке более полувека. Но в данном случае для урока важно другое: даже закоренело неземледельческие народы в ходе длительной эволюции всё-таки обнаруживают тягу к тому поразительному процессу, который происходит в злаковом зерне за одно лето, заставляя его превращаться в полновесный, питающий человека колос, початок или метелку.


5 Напомним, что одна из самых сильных сюжетных линий финского эпоса «Калевала» — цепь событий вокруг Сампо, волшебной мельницы, дарящей хлеб хозяйке Севера (Похьёлы) — старухе Лоухи.
6 Именно эту мысль выразил в 1941 г. Арсений Тарковский в своем стихотворении, обращенном к немцам:

Вы нашей земли не считаете раем,
А краем пшеничным, чужим караваем.
Штыком вы отрезали лучшую треть.
Мы намертво знаем, за что умираем:
Мы землю родную у вас отбираем,
А вам — за ворованный хлеб умереть.

7 В Ветхом Завете прямо указывается, что принесенная Каином «жертва от плодов земли» была отринута Богом, а скотоводческая жертва Авеля, ягнята, была принята благосклонно.

Публикация статьи произведена при поддержке интернет проекта AllFirm.com. Интернет проект AllFirm.com - это актуальная информация о предприятиях и организациях Украины, Казахстана, Белоруссии и России. Каталог компаний, фирм и организаций, представленный на страницах интернет проекта AllFirm.com, позволит узнать адрес и направление деятельности требуемого предприятия, а так же расскажет о потенциальных партнерах или конкурентах в том или ином сегменте рынка.

 3. Где «зерна больше, чем людей»

Самостоятельный выход на представление
о зональности в жизни человечества,
о неразрывной связи природы и общества.
Составление самодельной карты-раздумья.
Привлечение справочных карт для пространственного
уточнения грубых статистических данных.
Самостоятельный выход на расчетные показатели

Выше мы разобрали несколько ситуаций, когда на слишком большое количество людей приходится сравнительно немного зерна. Снова обратим внимание детей на картодиаграмму (разворот с. 14 и 19) — есть ли ситуации противоположные: очень много зерна при относительно малом населении. Задача школьников при рассмотрении картодиаграммы сводится, собственно, к тому, чтобы назвать страны, отмеченные столбиками (то есть дающие более 1% мирового сбора), но еще не упомянутые ранее. Это Украина, Польша, Канада8, Аргентина, Австралия, а также Мьянма. В большинстве своем (оставим Мьянму пока в стороне) это известные земледельческие страны. Все они — большие по территории: Украина — самая большая республика из лежащих исключительно в Европе, Канада — самая большая из зарубежных стран, Аргентина — вторая в Латинской Америке, Австралия — тоже немаленькая. Здесь есть где разойтись земледельцу.
В Северном полушарии страны этой группы (вернее, их главные зерновые районы) льнут к 45—55-м широтам. На севере речь идет о той кромке, где людям жить уже холодновато, и поэтому они не сгущаются тут слишком сильно (плотность населения средняя), а пшеница при надлежащем уходе еще хорошо растет и дает приличные урожаи. Попросите ваших учеников найти в таблице еще страны, которые дают много зерна (более
10 млн т). Среди них Венгрия, Румыния, Великобритания, Казахстан (с их главными зерноводческими районами) подверстываются к той же 50-й параллели9.
К тем же широтам, в сущности, «подклеиваются» с юга и районы ярового пшеничного пояса США. Чуть севернее 50-й параллели тянется на восток главный зерновой пояс России (картограмма будет напечатана в одном из следующих номеров) и целинного Казахстана. Это стержень умеренного климатического пояса.
В Южном полушарии страны с крупным производством зерна при сравнительно малом населении приурочены к 30—40-м широтам. К ним же тяготеет и ЮАР, где собирается более 10 млн т зерна. Это кромка континентальной ойкумены (в Австралии и в Африке) и кромка, южнее которой лежат пустыни (в Южной Америке). Это не самые комфортные для проживания земли (и людей сюда пока еще не набилось столько, сколько на берега Средиземного, Северного и Внутреннего Японского морей), но земли, исправно рождающие пшеницу. Это субтропический пояс Южного полушария (умеренного в этом полушарии на суше почитай что и нет: южнее — океан).
И черноземные земли Дикого поля Европейской России, и украинская Новороссия10, и Южная Сибирь, и целинный Казахстан, и смыкающиеся пшеничные пояса севера США и юга Канады, и аргентинская Пампа, и южноафриканские кукурузные Трансвааль и Оранжевая, и австралийские зерновые «юга» — территории сравнительно недавнего земледельческого освоения, практически все освоенные новыми поселенцами, поднятая целина.
Так, на севере и на юге света вырисовываются два аналогичных пояса, где, фигурально выражаясь, зерна больше, чем людей. Между ними — от индонезийских островов через Восточную и Южную Азию к Средиземноморью, через Западную Европу — к США тянется другой пояс, где много зерна, но и людей много ужасающе. Основные страны этого пояса мы рассмотрели в предыдущем разделе.
Теперь остается лишь положить информацию на карту. Положить так, чтобы она не была слишком подробна и поэтому не пугала детей своей заведомой неусвояемостью (а именно так, фрустрационно пугают их наши традиционные экономические карты11). Положить так, чтобы дети сами могли участвовать в этом процессе, а еще лучше — руководить им, инициировать его.
Попытаемся схематически «прописать» на карте разобранные ситуации: «много населения — большое зерновое производство», «сравнительно мало населения — большое зерновое производство», «мало (или нет) зерна — мало людей» и т. п. Возьмем новую контурную карту мира (лучше всего — демонстрационную выполненную на пленке, чтобы на ней можно было рисовать фломастером, или вычерченную краской на доске, чтобы можно было чертить мелом). Отталкиваясь от информации нашей картодиаграммы и руководствуясь текстом этого раздела, пометим характерные ситуации. Здесь, если у вас все хорошо на уроке, должен наконец пробудиться (если еще не пробудился) исследовательский интерес класса. Вам не составит труда склонить детей к тому, чтобы они привлекли для корректировки схемы дополнительную информацию из школьных атласов: они ведь уже большие и понимают, что огромное количество зерна в Китае вовсе не распластано по всей стране равномерно — где-то его страшно много, где-то нет. Россия далеко не вся колосится пшеницей, рожью и овсом, и даже в баснословных США кое-где совсем ничего не растет. Посмотрим в атласе, где находятся реальные зернопроизводящие районы крупных стран, и скорректируем создаваемую нами карту.
В итоге мы должны получить картосхему, наподобие той, что напечатана на развороте с. 13 и 20. Не нужно особых условных обозначений, не нужно сложных ареалов. Пропишем (буквально — словами) главную, наиболее существенную информацию. Непременно свяжем полученный продукт с климатической и ландшафтной картами мира. Теперь уже ученики будут морально более готовы воспринимать и рассматривать сложные карты использования земель и сельскохозяйственный фон комплексных экономических карт. Теперь у хозяйственных ареалов они начнут с интересом искать природную «подложку». Теперь они задумаются о том, что человеческое хозяйство начинается вовсе не с машиностроения или добычи энергоресурсов, и не с черной металлургии, как нас пытаются уверить авторы большинства учебников. Теперь они начнут задумываться о связи природы, хозяйства и судьбах своего народа и своей. Они смутно начнут догадываться, зачем учить географию.
Есть еще одна интеллектуально-стимулирующая задача, которую нужно решить в рамках этого урока (уроков). Учащиеся, особенно те, кто обладает минимальными математико-аналитическими способностями, должны на каком-то этапе «возмутиться» тем, что их битый час заставляют оперировать расплывчатыми «много людей», «много зерна», вместо того чтобы рассчитать. Кто-то непременно должен сам предложить подсчитать удельный показатель: сбор зерна на душу населения по странам мира. (Если дети этого не сделают сами, учитель должен их на это спровоцировать.) Кто-то должен предложить и рассчитать сбор зерна на единицу площади страны. Тут стоит поправить школьников: вряд ли такой показатель имеет смысл; лучше считать урожайность (сбор зерна с единицы посевной площади). Оба показателя по странам мира в готовом виде закартированы на развороте с. 14 и 19 (картограмма урожайности зерновых по странам) и на с. 20 (сбор зерна на душу населения). Как работать с ними, как интерпретировать их, к каким выводам идти, какие навыки попутно оттачивать и какие воспитательные задачи при этом решать, читайте в окончании статьи,

которое следует


8 И не случайно в Канаде в тех же широтах живет множество украинцев-хлеборобов, стоят памятники Тарасу Шевченко и Ивану Франко.
9 Обратим внимание школьников на то, что в этот широтный диапазон полностью укладывается и Германия, упомянутая выше, среди главных зерноводов. И во Франции главные пшеничные районы расположены на севере в 48—52-х широтах.
10 Помните «намерение» Чичикова заселять якобы приобретаемыми крестьянами имение в Херсонской губернии.
11 Как наши учебники изготовляются пока в основном как бледные копии научно-справочных работ, так и карты для школы пытаются делать путем адаптации справочных карт. Пустая трата бумаги и сил картоиздателей.

Производство зерна в странах мира

 

Земля, зерно и люди