Стрый
|
Стрый.
Композиция «Будители»
Скульптор
Владимир Одреховский.
1995 |
Этот город во Львовской области
примечателен тремя вещами: полезной, поганой и
красивой.
Первая — железнодорожный мост через реку Стрый
(правый приток Днестра). По этому мосту, который в
послевоенные годы восстанавливали московские
железнодорожники, проходит магистраль,
связывающая Россию через пограничный пункт Чоп с
Венгрией и Словакией ( а через них — и с другими
странами южной части Европы).
Вторая — открытый здесь недавно музей-усадьба
Степана Бандеры, предателя украинского народа,
нацистского пособника. В этом доме до войны якобы
жил Бандера-отец, униатский священник. После
войны дом принадлежал местной птицефабрике и в
нем был инкубатор. Теперь здание, вместо того
чтобы служить благому делу высиживания цыплят,
служит растлению украинского народа. Сюжет из
украинских газет: «На селе давно забыли, что
такое лампочка Ильича. Звонок из Крыма в Стрый, на
родину Степана Бандеры. Первый вопрос
телефонистки: “А у вас там свет отключают?”.
Получив утвердительный ответ, она вздыхает:
“Господи, когда же нас Польша заберет?”»
Третье — воздвигнутый в середине 90-х годов
монумент «Будители» (от слова «будить»,
«пробуждать») — великим украинским
просветителям, писателям, поэтам.
В композиции львовского уроженца
скульптора Владимира Одреховского (Володимир
Одрехівський) — фигуры Тараса Шевченко, Ивана
Франко и Леси Украинки.
|
|
|
Тарас Шевченко.
Скульптура композиции
«Будители». 1993 |
Леся Украинка.
Скульптура композиции
«Будители». 1995 |
Иван Франко.
Скульптура композиции
«Будители». 1994 |
|
Герб города Стрыя австро-венгерских времен.
В красно-голубом поле — католический монах
в серебряной одежде с золотыми четками в левой
руке и посохом в правой
Исконно православная Западная Украина давно
попала под влияние агрессивного католицизма,
здесь было много католических костелов
и монастырей, а ныне они вновь плодятся. Сами
западные украинцы, хотя и не изменили
православной обрядности, приняли-таки
навязанное им главенство папы римского; так
возникла уния («союз») — присоединение части
заблудших православных к Западной Церкви. Она
была оформлена на печально известном Брестском
соборе 1596 г.
Как пространственное явление уния прекрасно
отражает географическое положение Прикарпатья:
тыл отступающего восточного славянства,
фронтьер западноевропейской экспансии. Как
явление религиозное и нравственное уния
несомненно уродлива, как и любое проявление
насилия в этой сфере. Исторический Львовский
собор 1946 г. приял решение об отмене деяний
Брестского собора, о ликвидации унии и
воссоединения западноукраинских униатов
(«греко-католиков») с Матерью-Церковью, Русским
Православием.
С 1990 г. уния вновь подняла голову и,
поддерживаемая с Запада, пытается взять реванш,
не останавливаясь и перед экстремистскими
формами борьбы за влияние на верующих, против
Православия
Утвержден в 1844 г. на основе изображения
старинной печати |
|
Герб города Стрыя
советских времен
Верхнее (красное) поле решено для советских
гербов стандартно
и невыразительно: золотая шестеренка.
В Стрые делали кузнечно-прессовое оборудование.
В каком только городе СССР не было тогда хоть
небольшого машиностроительного предприятия! Это
ныне найти на просторах страны нормально
работающего машиностроителя — большая удача,
диковина. В Стрые советская шестеренка на гербе,
похоже, готова приобрести новый смысл: сюда
с одним из своих заводов вознамерился осесть
«Опель». Похоже, немцы хотят заплатить
страдающему от безработицы прикарпатскому
городку свой военный долг: отблагодарить за
взрощенного здесь Бандеру, своего прислужника.
В нижнем, голубом поле герба — крепостные башни с
воротами. Это символ «прифронтового»
геополитического положения Прикарпатья.
На Львовщине немало сохранившихся замков.
Золотые извилистые (хвилясті) линии
символизируют реку Стрый
Герб принят в 1980 г.
Изображения гербов — с сайта Українська
геральдика http://heraldry.com.ua |
|