День учителя географии 7 апреля
2003 г.
В.П. МАКСАКОВСКИЙ
Приветственное слово
Дорогие друзья!
Ровно год назад в этом же зале я выступал перед
вами с большим докладом об актуальных проблемах
школьной географии. В большинстве своем они
остаются актуальными и сегодня.
Во-первых, эти наши частные проблемы связаны с
общим положением в стране. Наши СМИ в последнее
время довольно часто пишут о том, что у нас как бы
две страны в одной стране. Одна — это пять
миллионов людей, разбогатевших порою до
неприличия, которые живут своей жизнью в
роскошных стеклянных небоскребах-офисах и
загородных палаццо. Вы, возможно, обратили
внимание на недавние публикации о том, что в
прошлом году у нас было 7 миллиардеров, а теперь
уже 17. В газетах промелькнуло упоминание о
любимом тосте одного из них, Владимира Потанина:
«Выпьем за сейчас!» Что ж, его можно понять...
Другая сторона — это 140 миллионов обычных
россиян, из которых к тому же 34 миллиона живут за
чертой бедности.
Во-вторых, наши проблемы тесно связаны с общим
состоянием отечественного образования, где
средняя зарплата в два раза ниже, чем в
промышленности, и лишь в полтора раза превышает
прожиточный минимум. Несмотря на многочисленные
обещания, затраты на образование у нас остаются
на порядок более низкими, чем в благополучных
постиндустриальных странах. Достаточно сказать,
что США только из бюджета тратят на образование 60
млрд долл. в год, что больше всего нашего годового
бюджета. Недавно студенты четвертого курса
геофака МПГУ вернулись со школьной практики.
«Нам понравилось в школе, — говорят они, — но не
уверены, что сможем прожить на такую зарплату...»
Ситуация в образовании в какой-то мере
усложняется политикой нашего министерства,
которое я уже не раз именовал министерством
инноваций. Помните популярную песню Юрия
Визбора: «То взлет, то посадка». Так и у нас — то
одно, то другое. Сначала невероятная раскрутка
(по-новомодному — пиар) идеи двенадцатилетней
школы и начало широкомасштабного и
дорогостоящего эксперимента. Затем полный
поворот и приступ к крутому реформированию
одиннадцатилетки с переходом на новые стандарты.
Плюс к этому Единый экзамен и многое другое, что
вносит дух противоречия не только в
педагогическую общественность, но и во все
общество.
У школьной географии на этом фоне остаются
нерешенными свои проблемы. Увы, девиз газеты
«География» — «Без географии вы нигде!» наверху
по-прежнему не услышан.
И в этих условиях, я думаю, мы все же за год
продвинулись вперед. Фактически начата
реализация новой концепции школьной географии. В
школу уже входят новые учебники для 6-го и 7-го
классов. В 8-м и 9-м классах мы переходим к
преподаванию комплексного курса «География
России» — по учебникам команды А.И. Алексеева и
команды В.П. Дронова. А.П. Кузнецов значительно
переработал свой учебник для 10-го класса.
Я тоже постарался: в этом году должны выйти новое,
доработанное издание учебника для 10-го класса,
второе (после 1994 г.!) издание методического
пособия для учителей и новое издание «Рабочей
тетради» — это в «Просвещении». А в «Дрофе» —
второе издание, на этот раз двухтомное,
«Географической картины мира» и второе издание
пособия к учебнику «Новое в мире. Цифры и факты».
Проявим должную скромность и не будем
утверждать, что к нам относятся слова, сказанные
князем Потемкиным Фонвизину после премьеры
«Недоросля»: «Умри, Денис, лучше не напишешь»! Я
просто имею в виду то, что и мы старались что-то
сделать для вас, учителей.
Не секрет, что все новшества (прямо по
Маяковскому: «Откуда мол и что это еще за
географические новости?..») вызывают бурные
споры, о которых вы можете судить и по
публикациям в «Географии». Но все-таки я убежден
в правоте нашей концепции. И недавно еще более
утвердился в этом мнении — после того как
познакомился с третьим томом собрания сочинений
главы нашей географии академика В.М. Котлякова —
«География в меняющемся мире»*. Там нет ни
слова о школьной географии. Но идеи предложенной
нами концепции полностью совпадают с
обоснованными в этом томе многими идеями Большой
географии, или, скажу образно, высокой
географической моды. Это трактовка и целостности
географии, и землеведения, и страноведения, и
«очеловечивания», и гуманитаризации нашего
предмета. Вы сами сможете вскоре в этом
убедиться, прочитав мою статью-эссе с пересказом
книги Котлякова в № 4 журнала «География в
школе».
Добавлю, что и наши главные доработчики проекта
Стандарта по географии — Н.Н. Петрова, В.П. Дронов,
Л.Л. Розанов — тоже проделали за минувший год
большую работу, учтя и многие пожелания учителей.
Думаю, что для нас особенно важен вопрос о
профильных (географических) классах старшей
школы. С одной стороны, это вопрос престижа (чем
мы хуже математиков или преподавателей
английского?), а с другой — вопрос обеспечения
доброкачественным резервом географических
факультетов наших вузов. Недавно я был на
экзаменах студентов пятого курса геофака МПГУ по
экономической географии и, мягко говоря, был
несколько разочарован. Одна студентка не могла
назвать имя архитектора китайских экономических
реформ, то есть Дэн Сяопина, другая считала, что
тлеющий конфликт из-за Карабаха разделяет
Армению и... Грузию. «Чему тут удивляться, —
отвечает на мой вопрос декан В.П. Дронов, — ведь с
каждым годом мы получаем из школы все более
слабых абитуриентов. Вот вам и плоды просвещения,
сиречь наших реформ и модернизаций».
Недавно я читал интервью Л.П. Кезиной о том, что
принято решение с осени перевести Москву на
новый, так сказать, всеобуч — не обязательную
девятилетку, а обязательную одиннадцатилетнюю
школу. Если это так, то предстоит очень большая
работа, в том числе и нам, географам.
Не так давно писатель Даниил Гранин опубликовал
большую статью под заголовком: «Русский
интеллигент уходит». Может быть, это не совсем
так. Просто у нас произошло расслоение на два
полюса. На одном — люди интеллигентные,
высококультурные, но без практической хватки и
умения добиваться своего в условиях нашей еще
диковатой рыночной экономики. На другом — люди
менее культурные, менее интеллигентные, но
деловые, пробивные, хваткие, словом — крутые. В
том-то и дело, что мы с вами должны воспитать
новое поколение одновременно и
высококультурным, и деловым. Не «нового
русского», а именно «нового русского
интеллигента». Который к тому же проникся бы
идеей «Без географии вы нигде!».
Мне приходят на память слова знаменитого
русского историка и педагога XIX в. Василия
Осиповича Ключевского: «Чтобы быть хорошим
преподавателем, нужно любить то, что преподаешь,
и любить тех, кому преподаешь».
Именно этого мне и хотелось бы вам пожелать!
* См.: Г.А. Агранат. География: достижения
науки, успех ученого//География, № 43/2002,
с. 9—14. |