Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №23/2003

Я иду на урок


Практические работы
для 10-го класса

Н.П. КУКОВЕРОВА
учитель географии
средней школы № 5 г. Нижнего Тагила
Свердловская обл.

Каждый учащийся выбирает страну и характеризует ее, выполняя под руководством учителя ряд практических работ. При этом используются карты и любые справочные материалы.Ниже приводятся перечень тем практических работ по всему курсу и планы их выполнения по первым двум разделам.

Политико-географическое
положение страны

1. Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй стран мира», выделение группы стран, к которой относится выбранная страна по форме правления и форме административно-государственного устройства.
2. Характеристика политико-географического положения страны.

Природные ресурсы и
охрана окружающей среды

3. Оценка ресурсообеспеченности страны.
4. Составление картосхемы размещения крупнейших месторождений полезных ископаемых и районов выгодных территориальных сочетаний; земельных, агроклиматических, водных, лесных ресурсов и ресурсов Мирового океана выбранной страны.
5. Обсуждение экологических проблем регионов, возникающих при использовании природных ресурсов. Пути решения проблем.

Демографический
потенциал страны

6. Изучение и объяснение процессов воспроизводства населения.
7. Изучение и объяснение состава населения выбранной страны.
8. Изучение и объяснение размещения населения на территории выбранной страны.
9. Составление характеристики трудовых ресурсов и экономически активного населения выбранной страны.
10. Изучение и объяснение миграционных процессов на территории выбранной страны.
11. Изучение и объяснение особенностей урбанизации страны.
12. Общие выводы о демографическом потенциале выбранной страны.
Экономико-географическое положение страны.
Влияние научно-технической революции на развитие хозяйства
13. Составление характеристики основных (ближайших к выбранной стране) центров современного мирового хозяйства, влияние на экономику и политику выбранной страны.
14. Составление типологической схемы территориальной структуры хозяйства выбранной страны.
15. Влияние НТР на темпы роста, отраслевую, территориальную структуру хозяйства: факторы размещения хозяйства выбранной страны.

Характеристика хозяйства страны

16. Составление характеристики ведущих отраслей промышленности, сельского хозяйства, видов транспорта.
17. Составление картосхемы размещения основных промышленных, сельскохозяйственных районов и центров, районов туризма выбранной страны.
18. Составление диаграммы «Международные торгово-экономические связи» выбранной страны.

Планы выполнения практических работ

Практическая работа № 1

Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй мира», выделение группы стран, к которой относится выбранная страна по форме правления и форме административно-территориального устройства.
1. На основе «визитной карточки» стран на форзаце учебника В.П. Максаковского составьте систематизирующую таблицу «Государственный строй стран мира» по следующей форме.

Форма правления Форма административно-территориального устройства
Республики Монархии Унитарные государства Федеративные государства
конституционные абсолютные

2. В каждую графу впишите названия стран:
1) выбранную страну (например, если бы выбранной страной была Россия, то ее следовало бы внести в две графы: «Республики» и «Федеративные государства»);
2) 4 страны, одинаковые по государственному строю с выбранной страной (в дальнейшем — страна Х), но расположенные в разных регионах;
3) страну, отличающуюся от страны Х по одной графе;
4) страну, отличающуюся от страны Х по двум графам;
5) пограничную страну 1-го порядка со страной Х;
6) пограничную страну 2-го порядка со страной Х;
7) страну — экономического и политического лидера в Европе;
8) страну-лидера в Азии;
9) страну-лидера в Северной Америке;
10) страну-лидера в Латинской Америке;
11) страну-лидера в Африке.
3. Сделайте вывод о разнообразии стран по государственному строю и причинах различия.

Практическая работа № 2

Характеристика политико-географического положения (ПГП) страны.

Используя карты, справочную литературу, материалы периодической печати, радио- и телепередач, дайте описание ПГП страны Х по плану:
1) общие сведения о политической ориентации страны на современном этапе: участие страны в политических, военно-политических и экономических организациях;
2) экономическая и политическая оценка государственных границ:
а) уровень экономического развития соседних стран;
б) принадлежность соседних стран к политическим
блокам;
3) положение относительно основных линий коммуникаций (международных транспортных путей различного вида);
4) положение относительно ближайших очагов международных и внутренних конфликтов — «горячих точек» планеты:
а) прямое или косвенное отношение страны к региональным конфликтам;
б) военно-стратегический потенциал и наличие военных баз за рубежом;
в) позиция правительства страны в вопросах международной разрядки, разоружения;
5) общая оценка ПГП страны.

Практическая работа № 3

Оценка ресурсообеспеченности страны.

1. Определите ресурсообеспеченность страны Х с помощью карт учебника:
а) минерально-сырьевыми и топливными ресурсами;
б) водными;
в) земельными;
г) лесными.
2. Дайте характеристику агроклиматическим, гидроэнергетическим, рекреационным ресурсам и ресурсам Мирового океана страны Х с помощью карт атласа.
3. Сравните ресурсообеспеченность страны Х с ресурсообеспеченностью других стран мира и регионов:
а) назовите более обеспеченные страны;
б) назовите менее обеспеченные страны.
4. Объясните закономерности размещения различных ресурсов.
5. Сделайте общий вывод о ресурсообеспеченности страны Х и прогноз развития страны.

Практическая работа № 4

Составление картосхемы размещения крупнейших месторождений полезных ископаемых и районов выгодных территориальных сочетаний; земельных, агроклиматических, водных, лесных ресурсов и ресурсов Мирового океана выбранной страны.

1. Обозначить на контурной карте страны Х основные месторождения, бассейны, рудные пояса полезных ископаемых, обозначить районы выгодных территориальных сочетаний минеральных ресурсов.
2. Обозначить обрабатываемые земли и другие виды земельных ресурсов.
3. Обозначить агроклиматические ресурсы.
4. Обозначить водные ресурсы и ресурсы Мирового океана. Природные ресурсы наносятся на контурные карты по картам атласа условными знаками, которые должны совпадать со знаками карт атласа.

Практическая работа № 5

Обсуждение экологических проблем регионов, возникающих при использовании природных ресурсов. Пути решения проблем.
1. Изучив текст учебника, материалы печати, заполните таблицу для страны Х:

Вид   ресурса Степень
использования
Проблемы
Прогноз
последствий
Пути
решения
         

2. Сгруппируйте страны с одинаковыми проблемами по регионам или уровню развития, обсудите пути решения, сделайте выводы, обобщения по теме.