МЕНТАЛИТЕТ ПЕРСОВЮ.О. Сердюк
|
Иран-1999.
|
Персы, или иранцы, — коренные жители Персии (нынешнее официальное название страны — Исламская Республика Иран), народ иранской группы индоевропейской семьи. Персы являются этническим большинством в Иране (51% из более чем 66-миллионного населения страны); они проживают в основном в центральных и южных районах Ирана. Из персов набирается значительная часть государственных служащих. За пределами Ирана персы проживают главным образом в соседних странах — в Ираке, на западе Афганистана, в Азербайджане и Туркмении. После политических потрясений второй половины ХХ в. большая группа иранцев эмигрировала в Европу и США. Сегодня в нашей стране и в южных государствах СНГ также живет большое количество выходцев из Ирана. Наряду с афганцами они торгуют на рынках, заключают мелкооптовые сделки. Многие персы за рубежом занимаются религиозной пропагандой.
У портрета аятоллы Хомейни |
Современный Иран — многонациональная
страна. К основным национальным меньшинствам
относятся азербайджанцы (24% населения страны),
курды (7%), гилянцы и мазендаранцы (в сумме — 8%),
арабы (3), луры (2), белуджи (2), туркмены (2), турки (1),
бахтияры, кашкайцы, таджики и другие народности
(в сумме — около 2% населения). Образовавшийся как
государство персов, Иран в древности и в средние
века проводил активную завоевательную политику,
персидские правители объединили под своей
властью разноязычные народы и племена. В VII в.
Персию завоевали арабы. Они принесли с собой
ислам, ставший главенствующей религией: ныне 99%
жителей Ирана — мусульмане. При этом 89% иранцев
исповедуют ислам шиитского толка, 10% — сунниты.
Стихотворение «Исповедь шиита» российской
поэтессы Людмилы Авдеевой передает мироощущение
простого иранца:
Муллы в вагоне поезда
|
Там в жизни загробной нет, знаю, богатых.
Там есть справедливость, все радости рядом.
И Шейда прекрасная будет со мною.
А здесь на земле ее взгляда не стою.
Здесь наша семья всех беднее в квартале.
Не смею мечтать, чтоб мне Шейду отдали.
Здесь голодно жить, столько лет нет работы.
А там будет счастлив любой безработный.
Там реки из маста, там горы из мяса.
Рви фрукты на ужин из райского сада.
Сосед наш Али чем-то все недоволен.
Учиться он хочет, а дом не достроен...
В метро |
Америке смерть! Смерть «Большому шайтану»!
Война до победы! Победы ислама.
В Коране — спасенье. Там каждое слово
Идет от Аллаха к Имаму родному.
Возьми нашу жизнь, нашу плоть, наши души.
Мы все без остатка твои, всемогущий.
И даже деревья, животные даже
Все верят в святыню и правду Аллаха.
Мы ждем избавления — прихода Мехди.
Аллах, сохрани до него Хомейни.
Тегеранская уличка |
Ислам шиитского толка, исповедуемый только
примерно одной десятой всех мусульман в мире, для
персов является основой жизненной философии.
С 1979 г. в Исламской Республике Иран руководство
государством оказалось в руках шиитских
богословов. Исламский режим создал
беспрецедентное в современной истории
государство, в котором все стороны жизни
оказались подчинены представлениям ислама
шиитского толка. Политические, правовые,
нравственные, эстетические, этические,
культурные и философские представления
подавляющего большинства персов сегодня
определяются нормами ислама.
Боголюбие, четкое и твердое следование нормам и
традициям ислама — основная добродетель,
выделяемая жителями современного Ирана при
подчеркивании положительных черт характера того
или иного человека. Разумеется, этими качествами
не ограничивается набор положительных
характеристик перса.
Отличительной чертой иранцев является
гостеприимство. Вежливый прием — это тот
минимум, на который может рассчитывать
иностранец, впервые приезжающий в эту страну.
Обвинение в негостеприимстве — одно из худших в
Иране. В любом доме вас встретят со словами «Хош
амадид!» («Добро пожаловать!»). Гостю предоставят
лучшее место за столом и накормят самыми лучшими
и разнообразными блюдами. Даже если это дом
беднейшего перса, встретить гостя ему помогут
соседи. Для хозяина нет ничего приятней, чем
услышать от гостя о том, что усилия не пропали
даром, что он поражен приемом, богатством блюд и
их вкусом.
Женщины на демонстрации
|
Вообще доброжелательность — одна из
визитных карточек иранцев. Общение с людьми у
перса проникнуто уважением к собеседнику. При
обращении друг к другу иранцы используют слова
«ага» (господин), «сахеб» (господин), «барадар»
(брат), добавляя при этом «азиз» (дорогой),
«мохтарам» (уважаемый). Равные по положению люди
при встрече обнимаются и жмут друг другу руки.
При встрече со старшими персы низко кланяются.
Выражая уважение, благодарность и внимание,
иранцы часто прикладывают правую руку к сердцу.
Общительность, предупредительность и вежливость
— наиболее часто проявляемые коммуникативные
качества персов.
К высшим моральным принципам иранцев относятся
почитание умерших предков, уважение к старшим и
старикам. Старшие, по общепринятому мнению, — это
олицетворение рода, семьи. Всеобщее благополучие
зависит от успеха каждого. Родственные, клановые
и племенные отношения цементируют нацию.
Земляки, перебравшиеся из деревни в город раньше
других, помогают вновь прибывшим в
трудоустройстве и обустройстве быта. Среди
иранцев распространена традиция, напоминающая
советский субботник. Жители одного квартала,
деревни или улицы коллективно помогают в
строительстве нового дома своему товарищу. Это
событие становится подлинным праздником труда.
Поддержать работающих приходят певцы и
музыканты. По окончании работы все угощаются
пловом и сластями.
Тегеран.
|
Одно из отличительных качеств большинства
персов — стремление к прекрасному, любовь к
искусству. После провозглашения Исламской
Республики в 1979 г. духовенство проводило курс на
подчинение культуры и искусства задаче
исламизации иранского общества. Запретным стало
«западное искусство». Это затормозило
культурное обогащение страны извне, но в то же
время стимулировало подъем народного
творчества. Среди простых иранцев много людей,
наделенных талантами музыкантов, поэтов,
декламаторов, художников. Персов отличает
великолепное чувство юмора. Шутка, вовремя и к
месту сказанная, позволяет пережить невзгоды.
Иранцы суеверны. Мусульмане в Иране живут в мире
постоянного мистического мироощущения. Они
верят в злых духов, талисманы, колдовство,
гадание, считают, что священными могут быть
камни, деревья, постройки. Священными считают
также хлеб, воду, посевы, дороги, небо, огонь.
Страшными считаются духи покойников, которые
«бродят в поисках живых» и могут вселяться в них,
особенно в женщин. Поэтому персы боятся
появляться в тех местах, где, по их поверью,
обитают злые духи. Широко распространены среди
простых иранцев амулеты, призванные защитить от
сглаза и порчи. Амулеты вешают на шею
новорожденному ребенку, мальчику, красивой
девочке и новобрачным, так как полагают, что
именно эти люди в наименьшей степени защищены от
«козней злого духа». В деревнях верят в
привидения, ведьм. Большой популярностью
пользуются толкователи снов.
При общении с персами необходимо принимать во
внимание, прежде всего, особенности их
культурного и религиозного развития. Заслужить
уважение персов легче, если вы знаете имена их
великих соотечественников. Цитирование Омара
Хайяма, Саади, Хафиза и других иранских поэтов и
философов поднимет ваш авторитет в глазах
собеседника. Но иноверцу следует избегать
обсуждать с иранцем религиозные темы. Иранец
никогда не скажет вам в лицо, что вы его обидели,
задев тонкую струну его души. Однако в дальнейшем
такая обида им не забудется и может стать
причиной охлаждения или даже прекращения
отношений.
Во время мусульманского поста в месяц рамадан
меняется образ жизни в иранских семьях, он
становится более размеренным и замедленным.
Рабочий день сокращается. Важные дела
откладываются на более позднее время. Нет смысла
ждать от мусульманина быстрого выполнения вашей
просьбы. Иностранец, находящийся в Иране во время
поста, не должен в дневное время курить, есть или
пить в присутствии местных жителей. Раздражение
может также вызвать появление европейской
женщины, не прикрывшей свои ноги, руки и лицо от
взглядов посторонних мужчин. Состояние
заторможенности, в которой находятся мусульмане
во время поста, продолжается еще некоторое время
после его окончания. Самыми опасными считаются
первые дни после поста. Именно на них приходится
пик дорожно-транспортных происшествий в
Тегеране и других крупных городах. Водители
просто не успевают адаптироваться к условиям
резко выросшего темпа жизни и увеличению
количества автомобилей на дорогах.
Несмотря на то, что статья 20 Конституции Ирана
провозглашает равенство всех членов общества
перед законом, иранские женщины практически
лишены многих прав. Законодательно мужчина
рассматривается как глава семьи, женщина в семье
подчинена мужчине. Право подать на развод имеет
только мужчина. Дети в случае смерти супруга
передаются для воспитания в семью покойного
мужа, а женщина теряет право на своих детей. В
случае развода дети также остаются с отцом. Все
женщины, иранки и иностранки, в общественных
местах и учреждениях обязаны носить хиджаб —
накидку на голову. Во время ирано-иракской войны
1980—1988 гг. в Иране был распространен лозунг:
«Иранка, хиджаб — твой окоп!». В транспорте и в
общественных местах предусмотрены раздельные
места для мужчин и женщин. Женщины не имеют права
заниматься многими профессиями (в частности, не
может быть женщины-певицы, женщины-судьи,
женщины-археолога или геолога). Закон разрешает
мусульманину жениться на иноверке, но запрещает
иранке выходить замуж за иностранца, если он не
мусульманин. Свобода передвижения иранки также
ограничена целым рядом положений шариата.
Поездка за границу может проходить только при
выполнении одного из двух обязательных условий:
в сопровождении взрослого мужчины — члена семьи
либо с письменного разрешения мужа или отца (для
незамужней).
Тегеран.
|
Уголовные наказания для женщин — более
суровые, чем предусмотренные уголовным кодексом
за подобные преступления для мужчин. В феврале 2003
г. за убийство одного мужчины две женщины были
повешены, еще две получили пожизненный срок
заключения.
Безусловно, в Иране не все так мрачно, как
представляют западные средства массовой
информации. Жизнь в стране продолжается. В
последние годы наметилась определенная
либерализация в образе жизни иранцев. Конечно, по
телевидению не демонстрируют «легкое порно», как
в нашей стране. Но можно с уверенностью сказать,
что подавляющее большинство в иранском обществе
и не стремится к подобным «свободам». Умение
иранцев легко и по-философски переживать
жизненные невзгоды — тот стержень, который
позволяет этой нации развиваться, двигаясь в
едином со всем человечеством направлении.
Непохожесть на европейцев или американцев — не
повод для объявления людей, о которых они мало
что знают, «вне закона».
Иран — многонациональное государство, в котором
религия выполняет большое количество функций, и
главная из них — объединение людей.