К 110-летию появления
на Оби поселка строителей Транссиба
и к 100-летию города Новосибирска |
Новорожденный Новосибирск
Ново-Николаевский поселок в конце XIX
века
|
Избенки на месте будущего
Ново-Николаевска — Новосибирска
в 1893 г.
|
Проведение великой сибирской железной
дороги так изменило картину Сибири и так
отразилось на некоторых населенных пунктах, что
невольно приходится изумляться. К одному из
таких центров, поражающих своим чисто
американским ростом, следует отнести поселок
Ново-Николаевский, известный и теперь еще под
именем Кривощеково. На левом берегу Оби против
теперешнего Ново-Николаевска до 1894 г. было
расположено село Кривощековское, но так как у
самого села прошла линия железной дороги, то
Кривощековское перенесли в деревню Бугры (в трех
верстах от села); теперь от бывшего села не
осталось и признаков, так что с трудом верится
при взгляде на пустое место, что тут недавно было
расположено большое торговое село с пристанью,
церковью, волостью, школой и даже каменными
магазинами.
Еще большего удивления заслуживает правый берег
Оби. До 1893 г. на этом берегу против села
Кривощековского, ниже впадения маленькой реки
Каменки в Обь, по берегу расположено было 26
избенок, окруженных со всех сторон непроходимым
бором. Но с весны 1893 г. местность быстро
изменилась: наехали строители железной дороги, а
с ними множество разных предпринимателей, и на
месте непроходимого бора стали вырастать
всевозможные жилые помещения. Первые пришельцы
начали строиться по правому, крутому берегу реки
Каменки, так как этот берег, благодаря своей
крутизне, представлял весьма удобное место для
землянок и бараков. Само собой разумеется, что
между этими жилыми помещениями, расположенными в
самом хаотическом беспорядке, много было (да и
теперь еще есть) таких, что невольно поражаешься
выносливости русского человека, способного жить
в помещении, в которое добрый хозяин
постесняется и скотину запереть.
|
Пароходная пристань
и рельсовый путь
в Ново-Николаевском поселке
в 1897 г.
|
Находившиеся до 1893 г. на правом берегу 26
избенок при самом начале постройки железной
дороги были перенесены с берега в бор, а на месте
их уже в 1894 г. была устроена пароходная
пристань и проложен рельсовый путь. К этому
времени, то есть к лету 1894 г., правый берег реки
совершенно преобразился: бор постепенно исчез, а
на его месте росли не землянки, а вполне
приличные дома, строившиеся пока в беспорядке,
так как за порядком следить было решительно
некому. Появился у впадения реки Каменки в реку
Обь довольно солидный базар с магазинами,
лавками, лавчонками, балаганами и проч.,
насчитывавший до 60 торговых помещений. К осени
1894 г. на правом берегу Оби насчитывалось уже до
400 жилых помещений, а народ все прибывал и
прибывал; квартиры поднялись в цене до ужасающих
размеров: так, например, за комнату в 3—4 кв.
аршина1 платили до 20 р. в месяц,
чернорабочие платили за «угол», то есть за право
приходить ночевать в избе, по 5—7 р. в месяц.
Несмотря на дороговизну квартир, новый поселок
все увеличивался; базарная площадь оказалась
слишком тесной, а потому осенью 1895 г., в
сентябре, базарная торговля была переведена на
вновь отведенную базарную площадь, которая была
в первое время до того усеяна пнями, что почти
невозможно было пробираться по ней на лошади. С
переведением базара на новую площадь,
естественно, переселились туда же и местные
коммерсанты со своими лавками и магазинами, а с
их переселением и площадь быстро приняла вид
вполне благоустроенный. Вокруг площади
разместились довольно приличные дома, местами
двухэтажные, с магазинами, а самую площадь
очистили от пней и привели к весне 1896 г. в
полный порядок. Самый поселок из хаотического
преобразился в благоустроенный населенный
пункт; постройки между правым берегом р. Каменки
и линией железной дороги быстро росли, и на этот
раз не в виде землянок и бараков, а в виде
приличных домов с очищенною от пней улицей, хотя
и со следами недавнего бора. Вместе с поселком
росла и железная дорога, и к весне 1897 г. новый
поселок, получивший еще осенью 1895 г. название
Ново-Николаевского, соединился с Европейской
Россией и Европой рельсовым путем: в марте
1897 г. окончена была постройка
железнодорожного моста через р. Обь.
|
Общий вид
Ново-Николаевского поселка
в 1897 г.
|
Вместе с тем и самый поселок начал принимать
несколько иную физиономию: появилось больше
предпринимателей со средствами, и прежние
временные постройки быстро стали заменяться
прочными и даже капитальными.
В настоящее время Ново-Николаевский поселок по
виду представляет нечто хотя и весьма
грандиозное, но в то же время все еще хаотическое:
у центра густо сплотились дома, по большей части
неотстроенные, не имеющие ни ограды, ни надворных
построек; от центра правильными улицами тянутся
по бору к северу и к югу разбросанные дома на
большое пространство. Что будет с поселком
дальше — неизвестно, а пока он растянулся к югу,
вверх по р. Оби, версты на три, к северу поселок
ушел за станцию Обь2,
находящуюся от центра поселка в трех верстах, но
тут поселок еще не кончается, так как расчищенная
улица далеко уходит от последних домов. Все это
пока еще строится, и теперь совершенно
законченными и вполне приличными можно считать
только здания железной дороги близ станции Обь.
Вместе с наружным ростом поселка развивалась и
его внутренняя, духовная жизнь. Еще осенью
1894 г. по инициативе одного из местных
инженеров Г.М. Будагова и при его помощи на
средства местных коммерсантов была выстроена
народная читальня с приспособлением для
любительских спектаклей, а в январе 1895 г.
открыты народные чтения и школа, содержавшиеся
вначале на средства г. Будагова; потом
составился кружок любителей сценического
искусства, который и поддерживал школу и
читальню средствами, получавшимися от
спектаклей. Этот кружок любителей заслужил
горячую признательность жителей поселка:
благодаря кружку интеллигентная часть населения
имела возможность от времени до времени получать
разумное и приятное развлечение, а для простого
народа существовала читальня с прекрасными
туманными картинами3 и
бесплатная школа для детей. В этой школе сначала
обучалось до 40 детей, но в 1896/97 учебном году их
было уже до 150 человек.
|
Конец XIX в.
Станция Обь,
вокруг которой разрослось
огромное железнодорожное хозяйство
нынешнего Новосибирска-Главного
|
В настоящее время, кроме школы, читальни,
перешедшей теперь в ведение горного управления,
открыты две церковноприходские школы, одна на 30
девочек, а другая на 60 мальчиков. Но если принять
во внимание значительное число детей школьного
возраста в поселке, то окажется, что существующих
школ слишком мало: в настоящее время в трех
школах обучаются 250 человек и стольким же
отказано за недостатком места. Есть еще одна
школа, которую можно причислить к школам поселка,
так как она находится у самого поселка, это —
школа на станции Обь. Школа эта открыта в январе
1896 г. на средства мастеровых и служащих
станции; помещалась она сперва в казенном доме, в
квартире, приспособленной для жилья служащих, а
потому крайне неудобной; теперь для этой школы
выстроено специальное здание с приспособлением
для театра и с прекрасной, в четыре комнаты,
квартирой для учителя. Школа во всех отношениях
обставлена прекрасно: имеется волшебный фонарь,
фисгармония, масса учебных пособий, которым
может позавидовать любая сельская школа.
Обучается в этой школе около 120 детей
железнодорожных служащих.
|
Дворцового типа зал ожидания
в здании вокзала на станции
Новосибирск-Главный.
Там, где 110 лет назад
стояло 26 избенок,
окруженных со всех сторон
непроходимым бором
|
Не осталась без удовлетворения и
религиозная потребность жителей. Летом 1895 г.
местные коммерсанты усиленно заговорили о
необходимости постройки церкви, а осенью (26
октября) был заложен и 24 ноября освящен временный
молитвенный дом, и в то же время был составлен под
председательством Н.Н. Меженинова комитет по
сооружению каменного храма во имя св. бл. князя
Александра Невского, в память императора
Александра III4.
В то же время, то есть осенью 1895 г., решено было
назвать поселок Ново-Николаевским, в честь
благополучно царствующего Государя Императора5. Весною 1896 г. жителям стало
известно, что Государь Император пожертвовал на
храм в поселке пять тысяч рублей, и в то же время
приступлено к заготовке материалов для
построения храма. 15 мая 1897 г. произведена была
закладка храма рядом с молитвенным домом, а к
октябрю того же года уже почти были выведены
стены.
К этому же времени решен был вопрос о сооружении
в поселке другого храма близ станции Обь, и в
октябре месяце произведена была закладка. Храм
этот небольшой, деревянный, а потому постройка
его подвигается весьма быстро; к 15 декабря уже
выведены были стены, настланы полы и потолки, а
теперь он уже освящен.
«Нива», № 31/1898
1 1,5—2 м2. — Здесь и далее
прим. ред.
2 Из этой станции выросла потом
станция Новониколаевск, ныне — Новосибирск.
Тогдашняя небольшая станция Обь находилась на
территории современной станции
Новосибирск-Главный между 4-м новым и 1-м старым
путями. Сейчас станция с таким же названием — Обь
и одноименный город (с 1969 г.) находятся на левом
берегу Оби довольно далеко от реки, примерно в 17
км западнее Новосибирска.
3 Туманные картины — то же, что
упоминаемый в следующем абзаце волшебный фонарь,
— в современной терминологии диаскоп. Картины,
проецируемые с помощью волшебного фонаря,
использовались как для развлечения, так и в
учебных целях.
4 В 1894 г. поселок строителей
назвали Александровском, но смена монарха
подвигла местных подхалимов и конъюнктурщиков (а
подхалимаж — явление всеобщее и вневременное)
быстренько «перекрасить» поселок.
5 Официально название
«Ново-Николаевский» было утверждено в
1897 г. В 1903 г. поселок получил статус города, в
1925 г. город Новониколаевск был переименован в
Новосибирск.Избенки на месте будущего
Ново-Николаевска — Новосибирска в 1893 г. |