Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №26/2003

Люди


Как построить урок по данным переписи 2002 года

Перед вами аккуратные столбцы цифр свежей, еще только обрабатываемой переписи 2002 года. Глаза разбегаются от обилия информации. Но что именно нужно выбрать для урока? Как организовать учебный процесс в классе?
Наибольший интерес для ваших учеников может вызвать разбор произошедших со времени предыдущей переписи 1989 г. изменений в численности населения регионов. Анализ именно этих данных даст возможность оценить глубину и, что еще более важно для географа, проследить территориальные закономерности проявления демографического кризиса в нашей стране. Увеличим при копировании карту-бланковку, размещенную внизу этой полосы. Пользуясь данными статистических таблиц, закрасим красным карандашом или фломастером (последним даже будет лучше — картограмма получится более яркой) те регионы и обозначенные города-миллионеры, в которых наблюдался рост населения. Не забудьте тем же красным цветом заполнить соответствующий прямоугольник в легенде. Внимательно посмотрите на получившуюся картину. Есть у вас какие-то соображения относительно того, как можно объяснить, что население именно этих регионов и городов в межпереписной период прибывало?

Численность населения в городах-миллионерах
с 1989 по 2002 г.

  2002 г.
тыс. чел.
1989 г.
тыс. чел.
2002 г. к 1989 г.
Москва 10 357,8 8 875,6 117 +1 482,2
Санкт-Петербург 4 669,4 4 990,7 94 –321,3
Новосибирск 1 425,6 1 435,9 99 –10,3
Нижний Новгород 1 311,2 1 434,7 91 –123,5
Екатеринбург 1 293,0 1 363,1 95 –70,1
Самара 1 158,1 1 257,3 92 –99,2
Омск 1 133,9 1 148,5 99 –14,6
Казань 1 105,3 1 085,3 102 +20,0
Челябинск 1 078,3 1 141,8 94 –63,5
Ростов-на-Дону 1 070,2 1 007,8 106 +62,4
Уфа 1 042,4 1 079,8 97 –37,4
Волгоград 1 012,8 994,6 102 +18,2
Пермь 1 000,1 1 092,4 92 –92,3

Вооружимся синим карандашом или фломастером и закрасим регионы и города другого экстремального диапазона, те, где по сравнению с 1989 г. население сократилось очень сильно, более чем на 10%, то есть те, нынешняя численность населения которых составляет менее чем 90% уровня 1989 года. Зададим себе старый вопрос: почему именно так расположились эти территории? Можно ли выделить какие-либо географические факторы их размещения?
Возьмем третий и последний цвет — зеленый и аккуратно закрасим все те места на карте России, которые остались белыми. Это будет среднероссийский уровень изменения численности населения, умеренная убыль, не превышающая 10%. Окинем зорким взглядом самостоятельно сотворенную картограмму. Какие еще выводы мы можем сделать по ней? В каком регионе проживаем мы? Как у нас обстоят дела с динамикой численности населения? Лучше или хуже выглядят на карте наши соседи?
Теперь, всего за несколько минут, перед вами возникло самостоятельно изготовленное по самым последним данным учебное пособие. Используйте этот материал для последующих уроков.
Подобным образом можно составить картограмму доли городского населения по регионам России, картодиаграмму численности населения в десяти или двадцати крупнейших регионах (но помните, что численность населения нужно показывать не качественным фоном, а диаграммами: столбчатыми, круговыми, квадратными). Наименее показательной будет лишь картограмма, показывающая соотношение мужчин и женщин. Здесь слишком мал зазор между показателями, слишком ровное распределение по регионам. Но при большом желании можно выполнить и ее.

Изменение численности населения по субъектам Федерации
и городам-миллионерам России