Два уровня одной задачи
Учительница З.А. Емелина из 4-й
гимназии Норильска прислала на конкурс «Я иду на
урок» разработку урока, посвященного изучению
гидросферы в 6-м классе. Она в частности
предлагает ученикам упражнение: определить,
какие озера имеют названные координаты.
Приводятся следующие данные.
а) 0° ш., 33° в. д.
б) 47° с. ш., 90° з. д.
в) 28° ю. ш., 137° в. д.
г) 54° с. ш., 108° в. д.
д) 61° с. ш., 32° в. д.
е) 46° с. ш., 74° в. д.
Ответов не приводим (не приводит их и автор), с
помощью карты задача решается очень просто.
Выполнение этого задания помогает научиться
находить и наносить на карту точку по известным
координатам, а также способствует запоминанию
того, где находятся озера. Впрочем, подобную
задачу можно поставить применительно и к другим
географическим объектам.
Но есть у задачи и другой, более высокий уровень.
Ученикам, уже хорошо знающим географию (скажем, в
10-м классе), предложите решить ее, не глядя на
карту. Заодно проверьте и себя (не на уроке,
конечно). Не будет ничего страшного, если вы не
выполните или не целиком выполните задание, это
будет стимулом к совершенствованию. Конечно,
нелепо требовать от учеников и от себя тоже
запоминания координат всех на свете озер или
городов. Но некоторые пространственные
ориентиры хорошо бы иметь. Стоит запомнить, что
нулевой меридиан отсекает от Африки западную
часть, а большая часть материка лежит в Восточном
полушарии (вопрос а); что граница
США и Канады проходит по 49-му градусу северной
широты (б); Австралия находится в
Восточном полушарии (в); Иркутск
расположен немного южнее Москвы (г);
Петербург лежит на 60° с. ш. и 30° в. д. — эти
координаты очень легко запоминаются (д);
Уральские горы протянулись почти точно по
меридиану 60° в. д. (е).
И если вы, не глядя на карту, попадете в Эри вместо
Онтарио, такую точность можно будет считать
очень высокой.
К. Л.
|