Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №29/2003

Я иду на урок


Конкурсная
работа

Практические работы по экономической географии Якутии

Материал для 9-го класса

И.В. ТОНКОНОГАЯ
учитель географии средней школы № 15
г. Нерюнгри
Республика Саха (Якутия)

Практические работы являются составной частью курса «География Якутии: население и хозяйство». Они развивают и углубляют теоретические знания, формируют практические умения, учат анализировать, сравнивать, сопоставлять, оценивать, прогнозировать географические территории, факты, явления.
Часть практических работ ученики выполняют самостоятельно, другие работы выполняются при непосредственном участии учителя.
Четкий и грамотный инструктаж учителя к выполнению школьниками практической работы способствует успешному ее завершению. Ученик должен ясно представлять, зачем необходимо выполнять эту работу, что он выполняет, как ему работать, какие действия выполнять, какое оборудование использовать.
Главная задача учителя — научить школьника пользоваться ранее полученными географическими знаниями при выполнении практических работ. Время проведения большинства практических работ — от 10 до 25 минут. В работе используются географический атлас «Республика Саха (Якутия)» (2000 г.), учебник «География Якутии» (1991 г.), методическое пособие «Олимпиады по географии в Якутии» (2001 г.) и др.
По образцу приведенных могут быть составлены задания и для учащихся других регионов. При этом нужно использовать статистические и картографические материалы как можно более новые.

Население и трудовые ресурсы Якутии

1. Рассчитайте среднюю плотность населения Якутии. Площадь республики составляет 3103,2 тыс. км2, а население по переписи 2002 г. — 948,1 тыс. человек.
Для расчета плотности населения используйте формулу:
Y = X : Z,
где Y — средняя плотность, X — численность населения; Z — площадь республики.
Не бойтесь дробного числа жителей на 1 км2 — ведь это средняя величина.
2. Используя справочную таблицу «Численность населения Якутии», постройте столбчатые диаграммы (гистограммы) для каждого года.

Численность населения Якутии,
тыс. чел.

Годы   Все   население Городское   Сельское
1897    269,9    9,2    260,7
1917    264,1    11,5    252,6
1926    287,3    15,3    272,0
1939    413,8    111,5    302,3
1959    487,3    239,4    247,9
1970    664,1    374,5    289,6
1979    838,8    514,2    324,6
1989    1081,4    721,2    360,2
1997    1015,7    652,9    362,8
2000    988,6    633,8    340,0
2002    948,1    608,3    339,8

  3. Вычислите по данным таблицы процент городского и сельского населения для каждого года. Постройте график изменения соотношения численности городских и сельских жителей за 1897—2002 гг.
4. Пользуясь справочной таблицей, составьте круговую диаграмму национального состава населения г. Нерюнгри.

Национальный состав населения г. Нерюнгри,
1999 г., чел.

Народы   Численность

Всего   

120 157

русские    87 102
украинцы    15 489
татары    3 549
буряты    1 810
белорусы    1 693
якуты    1 502
немцы    1 133
башкиры    1 123
эвенки    904
молдаване    749
чуваши    554
мордва    490
эвены    51
прочие    14 280

5. Рассчитайте процент, который составляют в общей численности представители каждого народа, пользуясь таблицей, приведенной в задании 4.
6. Составьте краткое историко-географическое описание города Нерюнгри по плану:
— географическое положение,
— история возникновения и развития,
— население,
— главные отрасли промышленности и сельского хозяйства,
— культурные учреждения,
— пути сообщения.
7. Сделайте вывод о демографической ситуации в Якутии и г. Нерюнгри.

Земельный фонд Республики Саха (Якутии)
и его использование

1. Постройте круговую секторную диаграмму, характеризующую площадь сельскохозяйственных угодий.
Площадь сельскохозяйственных угодий равна 2,8 млн га (100%):
а) пашня — 0,1%;
б) сенокосы — 0,4%;
в) оленьи пастбища — 20,4%;
г) леса — 48,4%;
д) прочие — 30,7%.
2. Постройте столбчатую диаграмму «Объем валовой продукции сельского хозяйства Якутии»:
а) оленеводство, звероводство, пушной и рыбный промысел — 6%;
б) мясомолочное скотоводство, коневодство, звероводство —13%;
в) мясомолочное скотоводство, производство зерна, картофеля, овощей, табунное коневодство — 65%;
г) пригородное хозяйство — 1%;
д) пригородное сельское хозяйство — 15%.
3. Сделайте вывод о развитии сельского хозяйства региона.