Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №30/2003

К 80-летию образования Карельской республики,
к 300-летию столицы Карелии


Карельские зарисовки

Предыдущие материалы цикла см. в № 27—28/2003

Кондопога — город ожидания

И.И. МИТИН
студент кафедры экономической и социальной географии России
географического факультета Московского государственного университета
им. М.В. Ломоносова

Лесной край, знаменитая деревянная церковь, перерабатывающий древесину комбинат
Лесной край, знаменитая
деревянная церковь,
перерабатывающий
древесину комбинат

Кондопога — первый город, который встречается путешественнику на пути от Петрозаводска на север. Это первый райцентр севернее столицы. От Петрозаводска всего 50 километров; еще чувствуется дыхание «столичности»: рядом известные достопримечательности — водопад Кивач, первый в России курорт Марциальные Воды... В Кондопоге — около 35 тыс. жителей. Это город одного предприятия — одного из крупнейших в России производителей газетной бумаги Кондопожского ЦБК (ныне — ОАО «Кондопога»).
Кондопога — город, который долго ждал своего часа. Местные краеведы обнаружили упоминания о погосте Кондопожском и деревне Кондопога в писцовой книге 1495 г. Однако на протяжении многих веков Кондопога была одним из заурядных населенных мест севера Петрозаводского уезда, уступающим большинству своих соседей. С освоением природных богатств Олонецкой губернии в петровское и послепетровское время стали активно развиваться окрестные поселения, близ которых были обнаружены запасы железных руд и мрамора. Так произошло возвышение Кончезерского, Лижемского и Кедрозерского железоделательных заводов, Тивдийского мраморного завода. Кончезеро и Тивдия были главными центрами, стягивавшими сельскую местность между губернским Петрозаводском и уездным Повенцом, на границе Петрозаводского и Повенецкого уездов.

Проект герба Кондопоги

Любительский проект герба Кондопоги

Проект герба Кондопоги:

электрическая лампочка (символ ГЭС), ель (символ карельских лесов), рулон бумаги (символ ЦБК, по форме еще и напоминает водопад Кивач — местную достопримечательность), число «1938» (год, который рабочий поселок Кондопога встретил в ранге города)

Любительский проект герба Кондопоги:

[Успенская] церковь на побережье [Онежского озера], водопад [Кивач]
Проект противоречит геральдическим канонам: на гербе не должны изображаться конкретные предметы — узнаваемые архитектурные памятники, личности, природные объекты; фигуры герба должны быть символическими

Подъем Кондопоги начался только в начале ХХ в., когда сыграло свою роль географическое положение Кондопоги — между большим озером Сандал (южная его оконечность известна как Нигозеро) и узкой Кондопожской губой Онежского озера. Промышленники и инженеры обратили свои взоры к ближайшим окрестностям современной Кондопоги — и появились проекты строительства плотины в Солохе, канала из Нигозера в Онего, писчебумажной фабрики и производства азотной кислоты. В 1916 г. сюда пришла железная дорога. Траектория развития Кондопоги вполне обрисовалась в 20-е годы, когда здесь была размещена бумажная фабрика, выросшая потом в целлюлозно-бумажный комбинат. В 1937 г. Кондопога получила городской статус.

Генрих Фогелер. Элеватор [устройство для подъема сплавляемого леса] в Кондопоге. 1933—1934. Акварель
Генрих Фогелер.
Элеватор [устройство
для подъема
сплавляемого леса]
в Кондопоге.

1933—1934. Акварель
Карельский государственный
краеведческий музей

Став мощным промцентром, Кондопога сохранила воспоминания и о прежних «заштатных» временах. Резкие контрасты, для небольших городов, вообще говоря, нехарактерные, — неотъемлемая черта Кондопоги. Прибраны и ухожены две центральные улицы, по которым провозят приезжих гостей богатого комбината из Финляндии. Все дома выкрашены с трех сторон, на перекрестках поставлены фонарики. Устроен свой местный Арбат — небольшая пешеходная улица с новыми кирпичными домиками (их комбинат сдает финским гостям); здесь местный евангелистско-лютеранский приход и еще несколько подновленных домов.
Самое заметное новообразование Кондопоги — ледовый дворец. Он уже считается одной из достопримечательностей Карелии — наряду с Кижами, Валаамом, водопадом Кивач и курортом Марциальные Воды. Огромное здание из стекла и бетона, блистающее зеркальными стенами, окружено значительной площадью, на которой стоит еще одна получившая известность достопримечательность города — крупное декоративное сооружение из металлических конструкций с колокольцами, которые издают свой электрический бой каждый час.
Еще несколько новых зданий — вот и все, что появилось в Кондопоге в последние годы.

Кондопожский ЦБК (ОАО «Кондопога»)
Кондопожский ЦБК
(ОАО «Кондопога»)

Кругом — обыкновенные кварталы послевоенных зданий, несколько кварталов пятиэтажек по окраинам; ресторан, работающий три раза в неделю; два музея — один городской, другой комбинатский — не контактирующие друг с другом. А известная по всей России Успенская церковь XVIII в. так и не стала центром притяжения туристов. Только самый настойчивый попадет в деревню Кондопога, расположенную к востоку от основной части города, прямо за ЦБК. Букет ароматов комбината над деревней дополняют запахи птицефабрики; автобус появляется не чаще раза в час, частный автотранспорт редок — как и посетители. Только летом, иногда 1 — 2 раза в сезон, предприимчивые турфирмы устраивают тур на Кижи прямо с причала у церкви.

Банк в Кондопоге. Перед ним — декоративная композиция с часами и колокольным боем, новая достопримечательность города

Ледовый дворец — такого нет и в столице Карелии, да и не только Карелии

Банк в Кондопоге. Перед ним — декоративная композиция с часами
и колокольным боем, новая достопримечательность города
Ледовый дворец — такого нет и в столице Карелии, да и не только Карелии

Успенская церковь словно бы сосредоточивает в себе контрасты, присущие всей Кондопоге, как ни одно другое ее место. Внутри — благообразие старины: сохранилось деревянное убранство, которого не осталось почти ни в одной сельской церкви Карелии. Снаружи — многочисленные трубы ЦБК (но панорама Кондопожской губы все же живописна).
Комбинат живет своей жизнью, и в город она проникает ограниченно; у комбината и музей, и места размещения гостей — свои. Город живет отдельно — с единственной муниципальной обшарпанной гостиницей, ледяной горкой перед зданием администрации, двумя кафе на весь город, нерешенной экологической проблемой и неумением привлечь внимание к туристическим ресурсам местности.

Генрих Фогелер. Главная бумагоделательная машина Кондопожской бумажной фабрики. 1933—1934

Комбинат в 50-е годы

Генрих Фогелер.
Главная бумагоделательная машина
Кондопожской бумажной фабрики.

1933—1934

Комбинат в 50-е годы

Кондопога так и осталась пока «медвежьим углом», по-карельски kondii +pohja — такова, по одной из версий, этимология названия города. Однако в этом таится особая прелесть Кондопоги — ее первозданная красота, элегантность и северная суровая утонченность выражены в одинокой и гордой церкви на берегу мрачноватых вод Онежского озера. Городок ждет еще своего часа расцвета. Но уже сегодня это город, готовый порадовать путешественника своим тихим и незаметным неподготовленному взгляду очарованием.

Кокошник Успенской церкви

Успенская церковь в Кондопоге

Кокошник Успенской церкви
Успенская церковь в Кондопоге

В оформлении использованы фотоматериалы неофициального сайта города Кондопоги http://kondopoga.onego.ru
и странички Владимира Горева (Кондопога)   vgorev.narod.ru   

О чем поют онежские волны

Не случалось тебе летним вечером росным
слушать тихую песню онежской волны?
Песне шепотом вторят и ели, и сосны,
что стоят у воды, молчаливы, темны.
Сколько разных оттенков, обрывков мелодий
эта песня сумела и слить и сберечь!
Научился ли ты, растворяясь в природе,
чутким сердцем такую улавливать речь?
Приходилось тебе посредине залива,
переставши грести, услыхать за бортом,
как с весла обрывается капля пугливо
и, о воду ударясь, звенит серебром?
Как бормочет волна, наплывая из мрака,
как она, белоснежную пену клубя,
вносит в чуткую душу покой
и, однако,
растревожит и чем-то взволнует тебя.
Можно слушать озерную песню часами,
и в душе начинает все лучшее жить.
И о чем-то большом мы хотели б и сами
величавую, чистую песню сложить.
И виденья,
закутавшись в пенные клочья,
перед вами встают из прозрачной струи.
В такт живому дыханию дремлющей ночи
ткет бессонная память картины свои.
Вы прислушайтесь к пению волн-северянок —
эта песня захватит стремительно вас,
словно старец-певец,
о неведомых странах
поведет необычный и чудный рассказ.
Он расскажет о том,
чем и сами вы полны,
струны кантеле тронет,
задумчив и тих...
Так поют голубые онежские волны.
Вы придите сюда
и послушайте их.

Тайсто СУММАНЕН
(1931—1988).

Пер. с финск. М. Тарасова

* * *

Есть в Карелии обычай старый:
если о тебе идет беседа,
перед именем, как титул, ставят
часто имена отца и деда.
И уже звучит,
почти по-графски:
Яакко Олексея сын Герасим.
Значит, если ты достиг чего-то,
это и твоя и их работа.

Если же худое что-то сделал,
и себя и предков
опозорил.
На тебя глядят отец и дед твой
с горьким осуждением во взоре.

Жили предки — ссор не затевали
и соседей зря не задевали,
лес валили, и ловили рыбу,
и камней передвигали глыбы.

Ни поля, ни этот дом, где вырос,
сами по себе не появились.
Олексей и Яакко жили раньше,
а потом уж ты пришел, Герасим.

Срок придет, прощаясь с миром этим,
имя ты свое оставишь детям.
Славу с ним оставь, но не худую,
в знак того, что ты не жил впустую.
Чтобы род твой не погас,
не сгинул,
воспитай и ты сынов
такими,
чтоб они, как самый высший титул,
понесли по свету твое имя.

Тайсто СУММАНЕН.

Пер. с финск. О. Мишина