Использование контурных карт
при обучении географии
Одна из основных образовательных задач —
подготовка учащихся к дальнейшей жизни и работе
после окончания общеобразовательного
учреждения.
Самый важный навык, который выпускники
общеобразовательных учреждений могут получить
при изучении географии, и только при изучении
географии, — навык использования различных
видов географических карт. Ориентирование в
пространстве с помощью карты, умение читать
карту — это как раз то, что необходимо каждому
человеку вне зависимости от его будущей
профессии.
Важную роль в формировании такого рода
прикладных знаний играет правильная организация
систематической работы с контурными картами.
Использование контурных карт позволяет
развивать у учащихся чувство пространства,
умение по географической основе определять
взаиморасположение объектов, особенности
конкретной территории. Систематическое
использование на уроках географии контурных
карт способствует также формированию умения по
словесной географической характеристике
территории определять положение этой территории
на карте.
На наш взгляд, наличие именно этих навыков
говорит о хорошем знании географии.
Сейчас эффективность использования контурных
карт чрезвычайно низка. Учащиеся часто
занимаются копированием содержания карт из
школьного атласа, что приводит к неоправданной
потере драгоценного времени. От такой работы
несомненно больше вреда, чем пользы.
В комплектах контурных карт, выпускаемых
различными издательствами, стали появляться
контурные карты с различными видами заданий.
Задания связывают контурную карту с содержанием
конкретной темы учебной программы по географии,
и это очень важно. Контурная карта с заданиями
становится частью учебно-методического
комплекта. Работы с использованием контурных
карт отличаются наибольшей эффективностью. Но и
количество, и качество предлагаемых в контурных
картах заданий вызывает много вопросов.
Например, какое количество заданий на контурной
карте может считаться оптимальным, учитывая
требования по уменьшению учебной нагрузки
учащихся? Какие масштабы контурных карт
целесообразно применять? На некоторых картах по
10—17 различных заданий. При этом трудно выявить
какую-либо дифференциацию этих заданий по уровню
сложности или иному признаку. Не могу удержаться,
чтобы не привести примеры некоторых заданий по
контурной карте масштаба 1 : 200 000 000 для 10-го
класса, подготовленной одним из известных
издательств картографической продукции для
общеобразовательных учреждений (цитирую строго
по тексту).
«1. Закрасьте разными цветами страны, имеющие
крупные размеры экономики, а также:
А) высокий уровень экономического развития;
Б) невысокий уровень экономического развития.
2. В выделенных Вами странах покажите
условными знаками преобладающую сферу экономики
(сельское хозяйство, промышленность или
непроизводственную сферу).
3. Покажите штриховкой разной интенсивности
особенности динамики экономического развития
этих стран в 1990-х годах (высокие темпы роста
экономики, невысокие темпы роста экономики,
снижение объемов производства)».
Думается, что комментарии здесь излишни. Можно
лишь посочувствовать учащимся, которым
предстоит эти задания выполнять. Это ли не
перегрузка, о которой так много говорят и пишут?
Хочется обратиться к содержанию проекта новых
государственных стандартов, одной из главных
задач которых ставится обеспечение реальной
разгрузки учащихся на уровне основной школы. При
этом разгружать основную школу предполагается
не только за счет изъятия и переноса в 10—11-й
классы излишне сложного материала, но и путем
применения более эффективных методик и
технологий обучения.
Большое количество не дифференцированных по
сложности заданий, их низкое качество,
чрезвычайно мелкие масштабы — все это при
пользовании контурными картами дает плачевные
результаты. Учащиеся не любят и не умеют работать
с контурными картами, справедливо считают эту
работу ненужной и скучной.
Следует остановиться и на еще одной важной
проблеме. Учащиеся испытывают значительные
трудности при выполнении практических и
самостоятельных работ на контурной карте, даже
если рядом с контурной картой и лежит атлас.
Контурная карта с полностью отсутствующими
географическими названиями просто пугает
учащихся. Учителя географии, которые перед тем,
как предложить учащимся ту или иную работу с
контурной картой, заполнили ее сами, прекрасно
это понимают. В начале организации работы с
контурной картой учителю необходимо подойти
почти к каждому, чтобы помочь сориентироваться.
Определить субъекты Российской Федерации,
отдельные страны по очертаниям их границ совсем
не просто, особенно когда страны приходится
искать на контурной карте, где 1 см = 2000 км.
Опираясь на собственный опыт работы с контурными
картами и опыт работы других учителей, с которым
удалось познакомиться во время многочисленных
командировок по стране, выскажу ряд предложений,
которые могут повысить эффективность
использования на уроках географии этого важного
и нужного учебного пособия.
Необходимо:
— создавать тематические контурные карты,
связывать то содержание, которое будет на них
нанесено, с содержанием конкретных тем программы
и с изучаемым учебным материалом;
— к каждой из контурных карт давать систему
заданий числом не более пяти, лучше
дифференцированных по уровню сложности,
выполнение которых позволит наиболее эффективно
использовать эту карту при обучении географии;
— при подготовке комплекта контурных карт
стараться использовать масштабы, позволяющие
разместить контурную карту на одной полосе, а
карты мира и России на одном развороте;
— заранее наносить на контурную карту часть
географических объектов (в соответствии с
тематикой и содержанием), которые могут служить в
качестве образца для заполнения, и ориентиров,
облегчающих «картосоставительскую»
деятельность учащихся. Количество заранее
нанесенных объектов целесообразно сокращать от
класса к классу по мере овладения учащимися
приемами работы с контурной картой.
В.И. СИРОТИН,
главный редактор
ООО «Издательство ДиК»
|