Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №30/2003

Предмет


Интересная книга по проблемам географического образования

В.Т. Богучарсков.
Размышление о географическом образовании.
— Ростов-на-Дону: Терра, 2000. — 80 с.

В последние годы много внимания уделяется проблемам развития географического образования в нашей стране. Несколько лет назад автор рецензируемой книги, профессор Ростовского университета, уже выступал по одному из этих вопросов — проекту образовательного стандарта — в газете «География» (№ 20/97). Позднее в ней же была помещена его статья, посвященная концепции географического образования (№ 13/2000). Начиная с 1974 г. В.Т. Богучарсков занимается проблемами географического образования. Им опубликован ряд статей, тезисов и текстов выступлений, где рассматриваются актуальные вопросы совершенствования вузовского и школьного географического образования. Это делается в тесной связи с современным состоянием географической науки, с учетом важных для нашего времени эколого-географических тенденций ее развития. Оказалась целесообразной публикация в одной книге текстов В.Т. Богучарскова, содержащихся в различных, подчас труднодоступных изданиях. Книга написана хорошим, понятным литературным языком. Она будет полезна вузовским преподавателям, учителям средней школы, аспирантам и студентам, которые интересуются проблемами эколого-географического образования и воспитания.
В книге 17 небольших, но емких по содержанию разделов, из них 6 посвящены общим вопросам географии и географического образования, 7 — разработке его проблем применительно к школе и 4 — применительно к вузу. Как преподаватель географических дисциплин с многолетним стажем, автор исходит из основных положений комплексной географической науки и ее новых интегральных направлений (эколого-географического и других). Книга открывается разделом «Вечно юная география», в котором раскрывается комплексный характер современной географической науки, рассказывается о возможностях изучения этой древнейшей науки и ее ответвлений. Особое место отведено задачам интегрирования обучения географии в практике вуза и школы; приводится удачный пример появления новой интегральной дисциплины — геоэкологии.
В разделе «Задачи современной географии и географическое образование» В.Т. Богучарсков подчеркивает важность комплексной географии как науки о гармонизации взаимоотношений общества и природы.
Автор приходит к выводу, с которым нельзя не согласиться: необходима подготовка географов-комплексников, специалистов по рациональному использованию природной среды. В.Т. Богучарсков уделил внимание проблемам географии в XXI в. в связи с задачами образования.
В наступившем столетии «постановка задачи и принятие окончательных решений должны быть за географом-комплексником», следует усилить страноведческое направление. Придерживаясь понятия единой географии как взаимосвязанного сочетания ее физико-географической и экономико-географической ветвей, автор ратует за усиленное развитие страноведения, за открытие соответствующих кафедр вместо кафедр физической и экономической географии. Автор выступает за изучение геоэкологии и природопользования не только при подготовке географов, но и специалистов негеографического профиля, в особенности технологов и организаторов производства; в условиях обострения экологической ситуации это совершенно правильное требование.
По мнению В.Т. Богучарскова, среднее и высшее географическое образование должно завершаться изучением географии своей страны, базируясь на страноведении. Страна при этом понимается как неразрывный природно-социально-хозяйственный комплекс. Представляется, что такой подход весьма перспективен, но он не единственный.
На этом общегеографическом фоне трактуются многие вопросы школьного географического образования. По материалам VII съезда Географического общества СССР (1980 г.) автор выделяет основные проблемы школьной географии. Среди них — перестройка структуры географических курсов, направленная на усиление интеграции физической и экономической географии, а также на внедрение элементов краеведения. В связи с этим автор в особом разделе рассматривает проблемы подготовки учителей географии, используя свой богатый опыт преподавания в вузе. Вызывают интерес его высказывания о взаимоотношении школьных образовательных стандартов с географией. Представляется правильным предложение обратить внимание на необходимость разделов по истории путешествий и открытий. При изучении населения требуется также приводить основные сведения по этнографии — религии, культуре и других особенностях народов. Все большее внимание надо уделять экологическим проблемам и рациональному природопользованию. Этим В.Т.Богучарсков подчеркивает необходимость усиления эколого-географического подхода в преподавании школьной географии.
Проблемы школьной географии связаны, прежде всего, с существующей структурой школьного географического образования. На взгляд автора, эта структура должна быть построена исходя из таких принципов, как неразрывность физико-географической и экономико-географической ветвей, логичное познание географии от общего к частному (соответственно 6—8-й и 9—10-й классы). Завершить среднее географическое образование следует синтетическим курсом «Основы геоэкологии» (11-й класс). Школьная география должна быть пронизана краеведческим содержанием.
Автор отмечает различие в университетской подготовке географов — учителей средней школы и специалистов непедагогического профиля. Даются конкретные предложения по набору учебных курсов и спецкурсов в соответствии с этими различиями. Рекомендуется усилить преподавание экологических и биологических дисциплин. В.Т. Богучарсков делится также опытом Ростовского университета в области эколого-географического образования, приводит перечень используемых для этого учебных предметов. По представлению автора, в решении проблем вузовского географического образования играют большую роль методы активизации мыслительной деятельности студентов-географов — самостоятельная работа с литературой, участие в семинарах, прослушивание проблемных лекций и др.
В целом книга интересна, хотя есть в ней и спорные положения, в частности один из основных тезисов автора о преимущественном значении страноведения.
Обращают на себя внимание своей целеустремленностью слова, завершающие книгу: «Давайте задумаемся о судьбе географии, о ее роли в обосновании параметров в равновесной системе “природа — люди — общественная деятельность”, о собственной ответственности за воспитание прагматиков не в потребительском, а в гуманистическом смысле».

В.И. ЛЫМАРЕВ,
доктор геогр. наук, профессор
Санкт-Петербург