Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №31/2003

За умный Базисный учебный план


Августовский подарок
к 300-летию преподавания
географии в России

О.В. КРЫЛОВА
доцент кафедры исторического и социального экономического образования
Академии повышения квалификации и переподготовки
работников образования (АПКиПРО),
учитель географии

Что новый август нам готовит? В преддверии 1-го сентября в органы управления образованием субъектов Российской Федерации поступил документ № 13-51-145/13 от 09.07.2003 «О проекте базисного учебного плана для начального общего и основного общего образования» за подписью министра образования В.М. Филиппова. Проект опубликован в «Учительской газете», № 32 от 5 августа. Согласно тексту документа, «проект рассмотрен на заседании Федерального координационного совета по общему образованию и рекомендован для широкого профессионально-общественного обсуждения». Для того чтобы новизна рекомендуемого базисного учебного плана была нагляднее, документ содержит сравнительную таблицу.

БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
образовательных учреждений
Российской Федерации

ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Образовательные области Учебные
предметы
Учебный план, часы
1998 2003 Изменение
Филология Русский язык 15 15

 

Родной язык* 32 23

+1

Литература 10
Иностранный язык 15 15

 

Математика   25 23

+3

Информатика   5
Обществознание История 11 10 –1
Обществоведение 2 4 +2
География 8 6 –2
Естествознание Природоведение 2 2  
Физика 6 6  
Химия 4 4  
Биология 8 6 –2
Искусство Музыка и ИЗО 8 8  
Технология Технология 11 7 –4
Физическая культура Физическая культура 10 10  
Основы безопасности жизнедеятельности Основы безопасности жизнедеятельности 0 1 +1

Итого

142 132 10
Региональный (национально-региональный) компонент
и компонент образовательного учреждения (6-дневная неделя)
25 35 10
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка
при 6-дневной учебной неделе
(требования СанПиН)
167 167  
Региональный (национально-региональный) компонент
и компонент образовательного учреждения (5-дневная неделя)
10 20 +10
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка
при 5-дневной учебной неделе
(требования СанПиН)
152

152

 

* При расчете сетки часов учебный предмет «Родной язык» засчитывается в региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения.

БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
образовательных учреждений
Российской Федерации

ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
(фрагмент)
Образовательные области Учебные
предметы
Количество часов в год Всего
V VI VII VIII IX С
Обществознание История 70 70 70 70 70 350
Обществоведение 0 35 35 35 35 140
География 0 35 35 70 70 210
Естествознание Природоведение 70 0 0 0 С 70
Физика 0 0 70 70 70 210
Химия 0 0 0 70 70 140
Биология 0 35 35 70 70 210

Как видим, план отличается очень существенной новизной: количество учебного времени на изучение географии и биологии в 6—7-х классах сокращено в 2 раза (с 70 часов до 35). Сокращение часов до одного урока в неделю предложено именно в тех классах, в которых изучаются основы содержания этих предметов и закладываются необходимые и достаточные условия для их последующего изучения в школе, именно в тех классах, где, по существу, формируется серьезный познавательный интерес к этим предметам.
В пояснительной записке к проекту нового базисного учебного плана, который, как подчеркнуто в документе, разрабатывается «в целях реализации Концепции российского образования на период до 2010 года», сказано: «Федеральный базисный учебный план для 5—9-х классов ориентирован на 5-летний нормативный срок освоения государственных образовательных программ основного общего образования». (Выделено мною. — О.К.) Возникает интересная ситуация: предлагаемый новый базисный план не соответствует государственным образовательным программам по биологии и географии. Более того, он не соответствует никаким действующим нормативным и учебным материалам по этим предметам.
В 2001—2003 гг. в рамках проводимой модернизации современного образования была создана нормативно-правовая база содержания образования, в том числе по биологии и географии. Лишь два года назад разработаны новые концепции содержания школьной биологии и географии. Разработаны пакеты учебных программ, созданы комплексы учебно-методических материалов, включающие в себя учебники и рабочие тетради, лабораторные, практические и итоговые проверочные работы, методические пособия для учителей. Это не просто материалы, а материалы, утвержденные и рекомендованные Министерством образования к использованию в школах РФ. Среди нормативных документов разработаны минимумы содержания образования по всем предметам, в том числе по биологии, географии и обществоведению (которое в соответствии с новым планом также предлагается подвергнуть существенной перекройке), наконец, разработаны проекты Стандартов содержания образования по предметам, осуществляется работа по введению единого государственного экзамена. Заметим еще раз, все эти нормативные, учебные и учебно-методические материалы разрабатывались при действующем министре образования В.М. Филиппове уже в соответствии с новой Концепцией модернизации российского образования до 2010 г. На разработку перечисленных материалов были затрачены немалые государственные средства.
Мотивировка сокращения часов по географии в проекте нового базисного плана, согласно тексту министерского документа, следующая: «Учебный предмет “География” сокращен на 2 часа за счет перевода части его содержания (элементы экономико-политического содержания) в учебный предмет “Обществоведение”». Что подразумевают анонимные авторы (или автор?) проекта под «элементами экономико-политического содержания», например, в курсе географии 6-го класса? Шестиклассник изучает рельеф, погоду и климат, океаны, моря и реки и т. д., так как основными объектами изучения являются географические оболочки Земли и явления, в них происходящие. Из всего содержания географии 6-го класса к «элементам экономико-политического содержания» можно условно отнести лишь политическую карту мира, на знакомство с которой отводится до 5 учебных часов. Во-первых, если речь действительно идет лишь о «переводе части содержания» (как сказано в документе), то почему учебное время на изучение географии предлагается сократить ровно в 2 раза? Во-вторых, как можно изъять экономико-политические составляющие из содержания школьной географии?! Горы и равнины, например, — это не просто «неровности земной поверхности», но формы рельефа конкретных регионов и стран, существенно влияющие на образ жизни и хозяйственную деятельность народов, их населяющих. Исключение названных «элементов» из содержания школьного предмета географии вовсе не безобидная разгрузка, не освобождение от отдельных фактических знаний, а изъятие части системообразующих знаний о современном мире!
Аналогичная мотивировка к сокращению часов в 7-м классе также вызывает не меньше вопросов у всех специалистов, действительно знакомых с содержанием школьной географии.
Думаю, что не ошибусь в утверждении, что курсы географии 6-го и 7-го классов являются на сегодняшний день наиболее успешными и результативными среди школьных географических курсов. В этом возрасте формируется наиболее устойчивый интерес не только к географии или к биологии, но, что еще более важно, к естественнонаучным знаниям вообще. Именно в 6-м и в 7-м классах наблюдается стабильно высокое качество успеваемости по географии. Всему этому способствует комплекс причин, но важнейшее место среди них занимают научная и дидактическая проработанность содержания этих школьных курсов, разумно сохраняемая стабильность в их построении и, как следствие, их качественная методическая оснащенность. Это не означает, что курсы географии 6-го и 7-го классов не нуждаются в обновлении и дальнейшем совершенствовании: в разумном обновлении и непрерывном совершенствовании нуждаются все учебные курсы.
Предложенное в проекте сокращение часов по географии и биологии и превращение их в одночасовые предметы, по сути, ведет к упразднению этих предметов в основной школе и является решительным шагом к ликвидации естественнонаучной подготовки школьников. Предлагаемое введение одночасовых предметов в основной школе (полная несостоятельность которых доказана педагогической практикой!) ведет к неизбежному снижению естественнонаучной подготовки не просто у нынешних школьников, но у будущих поколений российских граждан. В не слишком длинном списке достижений, которыми мы можем справедливо гордиться, всегда было и есть советское, хочется продолжить, российское образование, характерными чертами которого всегда были глубина и систематичность. Между прочим, только в этом году сборные команды российских школьников заняли четвертое место в международной олимпиаде по географии и победили в олимпиаде по биологии. Трудно представить, чтобы составители базисного учебного плана ставили своей задачей снижение уровня естественнонаучного образования в основной школе посредством уничтожения географии и биологии как школьных предметов. Может быть, все проще, может быть, главное — показать вышестоящему начальству, что модернизация образования идет, более того, активно идет, и свидетельство тому — новый, с изменениями в распределении часов проект учебного плана! Как отчитывались в доперестроечную эпоху, «выделенные государственные средства освоены». Если действовать в этой логике, то чем кардинальнее изменения, тем глубже видимость модернизации. Процесс, как говорится, пошел! Очевидно, что одной из характерных особенностей нашего общества становится все более востребованный непрофессионализм. Для модернизации и реформирования то одной, то другой отрасли материальной или социальной сферы стало модным приглашать «людей со стороны», которые, дескать, «внесут свежую кровь заскорузлым в косности профессионалам». Беда не обошла стороной и народное образование, и предложенный к обсуждению новый базисный учебный план — тому яркое подтверждение. Позиция его составителей очевидна: для участия в модернизации школьной географии не надо привлекать ни ученых-географов, ни географов-методистов, авторов учебников и учебных пособий, ни географов-учителей; для участия в модернизации школьной биологии никакие биологи не нужны, потому что будут защищать свои интересы! Действительно будут защищать! Потому что обладают для этого профессиональными научными и практическими знаниями, потому что не понаслышке знают школьные проблемы, потому что работают в реально существующих школах с реальными детьми и подростками. Старая истина о том, что «пирожнику, тачающему сапоги», не нужен работающий рядом мастер-сапожник, подтверждается в очередной раз. В какую эпоху мы живем? В эпоху информационных технологий и модернизации образования? Или в эпоху воинствующего непрофессионализма? Под лозунгом модернизации содержания образования на самом деле осуществляется попытка свертывания естественного научного образования, а намеченный в плане разрыв триады «природа — население — хозяйство» лишает географию комплексности.
Современный ученик теряет право на получение в основной школе полноценных и систематических знаний в области биологии и географии. Предстоящее введение профильного обучения в старшей школе также предполагает реальное снижение географического образования у выпускников школы, так как география не входит в число обязательных общеобразовательных и лишь может быть (а может и не быть! — О.К.) представлена профильными или элективными (по выбору) курсами. (см.: В.В. Абатурова. Профильное обучение географии//География, № 22/2003, с. 2—3.) Какие реальные шансы остаются у географии как предмета по выбору в профильной школе в условиях кардинального сокращения содержания предмета в основной школе?
Необходимо отметить, что было бы недальновидным свести обсуждение проекта нового базисного плана только к проблемам географии и биологии. Вряд ли можно радоваться за коллег-обществоведов, получивших прибавку учебных часов на изучение обществознания, если часы эти предстоит наполнять несуществующими «элементами экономико-политического содержания», изъятыми из курса физической географии 6-го класса и географии материков и океанов (страноведения). Если механическая замена одного числа в сетке учебных часов на другое станет сегодня возможной в отношении одних предметов, то нет уверенности, что в новом базисном учебном плане не будет механического сокращения любого другого предмета, попавшего под очередную «модернизацию».
Автор вовсе не склонна идеализировать ситуацию, сложившуюся в школьной географии, и недооценивать имеющиеся проблемы. Однако для их решения вряд ли следует, забывая уроки истории, «разрушать до основания, а затем» тратить время и силы на восстановление предшествующего уровня развития.
В письме № 13-51-145/13 от 09.07.2003 «О проекте базисного учебного плана для начального общего и основного общего образования» содержится рекомендация организовать «широкое профессионально-общественное обсуждение в субъектах Российской Федерации, на августовских педагогических совещаниях работников образования». Уважаемые коллеги! Давайте внимательно рассмотрим предложенный проект базисного учебного плана и рассмотрим возможные близкие и отдаленные последствия его введения, в числе которых необходимо, на мой взгляд, отметить следующие:

Публикация статьи произведена при поддержке интернет магазина подарков и часов www.095SHOP.ru. Если Вы хотите сделать оригинальный и практичный подарок, то японские часы Mado полностью удовлетворяют этим требованиям. Каждая модель настенных часов торговой марки Mado обладает необычным дизайном и насыщена глубоким символизмом, что делает их идеальным подарком для ценителей красоты и стиля. Доставка по всей России любым удобным для Вас способом, и возможность безналичного платежа, позволяют купить модные часы для интерьера Mado, не покидая дома или офиса.

Предлагаемое сокращение часов в проекте базисного плана касается географии 6-го и 7-го классов, т. е. в классах, где наблюдается наибольшая результативность, самое высокое в основной школе качество знаний по географии, а также формируется устойчивый познавательный интерес к предмету географии и, посредством него, к естественнонаучным знаниям. Это сокращение учебного времени неминуемо приведет к снижению уровня естественнонаучной подготовки школьников как в основной, так и в старшей, профильной школе.
Введение нового базисного плана приведет к развалу существующей системы школьного географического образования, а в сочетании с аналогичной ситуацией относительно школьной биологии — к развалу существующей системы школьного естественнонаучного образования. Сокращение учебного времени на эти предметы в два раза потребует создания новых концепций предметов, новых образовательных минимумов программ, учебников и учебно-методических пособий. Это потребует огромных новых бюджетных расходов. Регионам и родителям предстоит изыскивать новые средства на закупку учебников и учебных пособий.
На создание новых учебно-методических комплексов требуются несколько лет напряженной работы авторских и издательских коллективов, а также огромные финансовые средства.
Вновь созданные пособия потребуют проверки и апробации, переподготовки учителей, методистов, проведения новых курсов переподготовки на всех уровнях — от управленцев до учителей, что также потребует новых финансовых затрат.
Сокращение часов на изучение географии и биологии в основной школе напрямую затрагивает интересы тысяч учителей. В школах с большим количеством учащихся и, соответственно, с большим числом классов в параллелях достаточно часто наблюдается разделение часов географии и биологии между учителями, в текущем учебном году кто-то преподает в 6—7-х классах, кто-то в 8—9-х классах. В этом случае рабочая нагрузка учителя 6—7-х классов автоматически сокращается в 2 раза.
Во многих педагогических институтах и университетах выпускник получает специальность «учитель географии и биологии», и есть немало учителей, особенно в сельских школах и в малых городах, которые ведут оба предмета. Рабочая нагрузка и заработная плата лиц, работающих по данной специальности, сократится в два раза. Фактически речь идет о лишении учителей географии и биологии возможности заниматься своей профессиональной деятельностью. Это ставит их перед необходимостью переквалификации и смены профессии. Практика показывает, что квалифицированные учителя, скорее всего, будут просто уходить из школы и из системы образования в другие отрасли.
В связи с существенным сокращением часов географии и биологии в основной школе, а также значительным сокращением часов в старшей профильной школе возможности работы по специальности «учитель географии и биологии» значительно сократятся. Это повлечет за собой уменьшение числа студентов на географических и биологических факультетах педагогических институтов и университетов и потребует введения новых смежных специальностей, к чему высшая школа в данный момент не готова.
Коренные изменения в структуре учебных предметов географии и биологии вызовут неизбежное снижение образовательного и воспитательного уровня обучения в 6—7-х классах, в которых формируются основы научного географического пространственного мышления учащихся, основы столь необходимого экологического образования, приведут к необходимости упрощения содержания последующих курсов, в том числе интегрированного курса географии России.
Спровоцированная коренная перестройка содержания школьного географического образования потребует столь же коренных изменений в содержании вузовской подготовки учителей географии и биологии.

Готово ли общество в лице управленцев, методистов, учителей, родителей и учащихся — будущих граждан России заплатить столь высокую цену и, главное, за что заплатить?

Уважаемые коллеги,
учителя, методисты, преподаватели
педагогических университетов!

Представляется важным не только объективно и всесторонне обсудить проект нового базисного учебного плана, но сделать это максимально открыто и широко. Возможные последствия принятия нового базисного плана без преувеличения приведут к снижению уровня естественнонаучного образования граждан России. Было бы крайне опасно рассматривать последствия принятия нового базисного плана лишь в узких рамках «корпоративных интересов отдельных предметников». Проект нового базисного учебного плана достоин обсуждения на школьных родительских собраниях, так как большинству родителей вовсе не безразлично, чему и как будут учить их детей, какое качество будущего образования при этом планируется. Проект нового базисного учебного плана достоин обсуждения преподавателями и студентами педагогических вузов.
В письме «О проекте базисного учебного плана» Министерства образования РФ установлены крайне сжатые сроки для его обсуждения — до 10 сентября 2003 г. Трудно отделаться от мысли, что подобная спешка не случайна. Значит, тем важнее провести это обсуждение, в том числе широко и открыто на страницах периодической печати, и довести результаты обсуждения не только до Министерства образования РФ, а также до Государственной думы РФ и Совета федерации.