Августовский подарок
|
Образовательные области | Учебные предметы |
Учебный план, часы | ||
---|---|---|---|---|
1998 | 2003 | Изменение | ||
Филология | Русский язык | 15 | 15 |
|
Родной язык* | 32 | 23 | +1 |
|
Литература | 10 | |||
Иностранный язык | 15 | 15 |
|
|
Математика | 25 | 23 | +3 |
|
Информатика | 5 | |||
Обществознание | История | 11 | 10 | –1 |
Обществоведение | 2 | 4 | +2 | |
География | 8 | 6 | –2 | |
Естествознание | Природоведение | 2 | 2 | |
Физика | 6 | 6 | ||
Химия | 4 | 4 | ||
Биология | 8 | 6 | –2 | |
Искусство | Музыка и ИЗО | 8 | 8 | |
Технология | Технология | 11 | 7 | –4 |
Физическая культура | Физическая культура | 10 | 10 | |
Основы безопасности жизнедеятельности | Основы безопасности жизнедеятельности | 0 | 1 | +1 |
Итого |
142 | 132 | 10 | |
Региональный
(национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения (6-дневная неделя) |
25 | 35 | 10 | |
Предельно
допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе (требования СанПиН) |
167 | 167 | ||
Региональный
(национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения (5-дневная неделя) |
10 | 20 | +10 | |
Предельно
допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе (требования СанПиН) |
152 | 152 |
* При расчете сетки часов учебный предмет «Родной язык» засчитывается в региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения.
БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
образовательных учреждений
Российской Федерации
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
(фрагмент)
Образовательные области | Учебные предметы |
Количество часов в год | Всего | ||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
V | VI | VII | VIII | IX | С | ||
Обществознание | История | 70 | 70 | 70 | 70 | 70 | 350 |
Обществоведение | 0 | 35 | 35 | 35 | 35 | 140 | |
География | 0 | 35 | 35 | 70 | 70 | 210 | |
Естествознание | Природоведение | 70 | 0 | 0 | 0 | С | 70 |
Физика | 0 | 0 | 70 | 70 | 70 | 210 | |
Химия | 0 | 0 | 0 | 70 | 70 | 140 | |
Биология | 0 | 35 | 35 | 70 | 70 | 210 |
Как видим, план отличается очень существенной
новизной: количество учебного времени на
изучение географии и биологии в 6—7-х классах
сокращено в 2 раза (с 70 часов до 35). Сокращение
часов до одного урока в неделю предложено
именно в тех классах, в которых изучаются основы
содержания этих предметов и закладываются
необходимые и достаточные условия для их
последующего изучения в школе, именно в тех
классах, где, по существу, формируется серьезный
познавательный интерес к этим предметам.
В пояснительной записке к проекту нового
базисного учебного плана, который, как
подчеркнуто в документе, разрабатывается «в
целях реализации Концепции российского
образования на период до 2010 года», сказано:
«Федеральный базисный учебный план для 5—9-х
классов ориентирован на 5-летний нормативный
срок освоения государственных
образовательных программ основного общего
образования». (Выделено мною. — О.К.)
Возникает интересная ситуация: предлагаемый
новый базисный план не соответствует
государственным образовательным программам по
биологии и географии. Более того, он не
соответствует никаким действующим нормативным и
учебным материалам по этим предметам.
В 2001—2003 гг. в рамках проводимой модернизации
современного образования была создана
нормативно-правовая база содержания
образования, в том числе по биологии и географии.
Лишь два года назад разработаны новые концепции
содержания школьной биологии и географии.
Разработаны пакеты учебных программ, созданы
комплексы учебно-методических материалов,
включающие в себя учебники и рабочие тетради,
лабораторные, практические и итоговые
проверочные работы, методические пособия для
учителей. Это не просто материалы, а материалы,
утвержденные и рекомендованные Министерством
образования к использованию в школах РФ.
Среди нормативных документов разработаны
минимумы содержания образования по всем
предметам, в том числе по биологии, географии и
обществоведению (которое в соответствии с новым
планом также предлагается подвергнуть
существенной перекройке), наконец, разработаны
проекты Стандартов содержания образования по
предметам, осуществляется работа по введению
единого государственного экзамена. Заметим еще
раз, все эти нормативные, учебные и
учебно-методические материалы разрабатывались
при действующем министре образования В.М.
Филиппове уже в соответствии с новой Концепцией
модернизации российского образования до 2010 г.
На разработку перечисленных материалов были
затрачены немалые государственные средства.
Мотивировка сокращения часов по географии в
проекте нового базисного плана, согласно тексту
министерского документа, следующая: «Учебный
предмет “География” сокращен на 2 часа за счет
перевода части его содержания (элементы
экономико-политического содержания) в учебный
предмет “Обществоведение”». Что подразумевают
анонимные авторы (или автор?) проекта под
«элементами экономико-политического
содержания», например, в курсе географии 6-го
класса? Шестиклассник изучает рельеф, погоду и
климат, океаны, моря и реки и т. д., так как
основными объектами изучения являются
географические оболочки Земли и явления, в них
происходящие. Из всего содержания географии 6-го
класса к «элементам экономико-политического
содержания» можно условно отнести лишь
политическую карту мира, на знакомство с которой
отводится до 5 учебных часов. Во-первых, если речь
действительно идет лишь о «переводе части
содержания» (как сказано в документе), то почему
учебное время на изучение географии
предлагается сократить ровно в 2 раза? Во-вторых,
как можно изъять экономико-политические
составляющие из содержания школьной географии?!
Горы и равнины, например, — это не просто
«неровности земной поверхности», но формы
рельефа конкретных регионов и стран, существенно
влияющие на образ жизни и хозяйственную
деятельность народов, их населяющих. Исключение
названных «элементов» из содержания школьного
предмета географии вовсе не безобидная
разгрузка, не освобождение от отдельных
фактических знаний, а изъятие части
системообразующих знаний о современном мире!
Аналогичная мотивировка к сокращению часов в 7-м
классе также вызывает не меньше вопросов у всех
специалистов, действительно знакомых с
содержанием школьной географии.
Думаю, что не ошибусь в утверждении, что курсы
географии 6-го и 7-го классов являются на
сегодняшний день наиболее успешными и
результативными среди школьных географических
курсов. В этом возрасте формируется наиболее
устойчивый интерес не только к географии или к
биологии, но, что еще более важно, к
естественнонаучным знаниям вообще. Именно в 6-м и
в 7-м классах наблюдается стабильно высокое
качество успеваемости по географии. Всему этому
способствует комплекс причин, но важнейшее место
среди них занимают научная и дидактическая
проработанность содержания этих школьных
курсов, разумно сохраняемая стабильность в их
построении и, как следствие, их качественная
методическая оснащенность. Это не означает, что
курсы географии 6-го и 7-го классов не нуждаются в
обновлении и дальнейшем совершенствовании: в
разумном обновлении и непрерывном
совершенствовании нуждаются все учебные курсы.
Предложенное в проекте сокращение часов по
географии и биологии и превращение их в
одночасовые предметы, по сути, ведет к
упразднению этих предметов в основной школе и
является решительным шагом к ликвидации
естественнонаучной подготовки школьников.
Предлагаемое введение одночасовых предметов в
основной школе (полная несостоятельность
которых доказана педагогической практикой!)
ведет к неизбежному снижению естественнонаучной
подготовки не просто у нынешних школьников, но у
будущих поколений российских граждан. В не
слишком длинном списке достижений, которыми мы
можем справедливо гордиться, всегда было и есть
советское, хочется продолжить, российское
образование, характерными чертами которого
всегда были глубина и систематичность. Между
прочим, только в этом году сборные команды
российских школьников заняли четвертое место в
международной олимпиаде по географии и победили
в олимпиаде по биологии. Трудно представить,
чтобы составители базисного учебного плана
ставили своей задачей снижение уровня
естественнонаучного образования в основной
школе посредством уничтожения географии и
биологии как школьных предметов. Может быть, все
проще, может быть, главное — показать
вышестоящему начальству, что модернизация
образования идет, более того, активно идет, и
свидетельство тому — новый, с изменениями в
распределении часов проект учебного плана! Как
отчитывались в доперестроечную эпоху,
«выделенные государственные средства освоены».
Если действовать в этой логике, то чем
кардинальнее изменения, тем глубже видимость
модернизации. Процесс, как говорится, пошел! Очевидно,
что одной из характерных особенностей нашего
общества становится все более востребованный
непрофессионализм. Для модернизации и
реформирования то одной, то другой отрасли
материальной или социальной сферы стало модным
приглашать «людей со стороны», которые, дескать,
«внесут свежую кровь заскорузлым в косности
профессионалам». Беда не обошла стороной и
народное образование, и предложенный к
обсуждению новый базисный учебный план — тому
яркое подтверждение. Позиция его составителей
очевидна: для участия в модернизации школьной
географии не надо привлекать ни
ученых-географов, ни географов-методистов,
авторов учебников и учебных пособий, ни
географов-учителей; для участия в модернизации
школьной биологии никакие биологи не нужны,
потому что будут защищать свои интересы!
Действительно будут защищать! Потому что
обладают для этого профессиональными научными и
практическими знаниями, потому что не понаслышке
знают школьные проблемы, потому что работают в
реально существующих школах с реальными детьми и
подростками. Старая истина о том, что «пирожнику,
тачающему сапоги», не нужен работающий рядом
мастер-сапожник, подтверждается в очередной раз.
В какую эпоху мы живем? В эпоху информационных
технологий и модернизации образования? Или в
эпоху воинствующего непрофессионализма? Под
лозунгом модернизации содержания образования на
самом деле осуществляется попытка свертывания
естественного научного образования, а
намеченный в плане разрыв триады «природа —
население — хозяйство» лишает географию
комплексности.
Современный ученик теряет право на получение в
основной школе полноценных и систематических
знаний в области биологии и географии.
Предстоящее введение профильного обучения в
старшей школе также предполагает реальное
снижение географического образования у
выпускников школы, так как география не входит в
число обязательных общеобразовательных и лишь
может быть (а может и не быть! — О.К.)
представлена профильными или элективными (по
выбору) курсами. (см.: В.В. Абатурова. Профильное
обучение географии//География, № 22/2003, с. 2—3.)
Какие реальные шансы остаются у географии как
предмета по выбору в профильной школе в условиях
кардинального сокращения содержания предмета в
основной школе?
Необходимо отметить, что было бы недальновидным
свести обсуждение проекта нового базисного
плана только к проблемам географии и биологии.
Вряд ли можно радоваться за
коллег-обществоведов, получивших прибавку
учебных часов на изучение обществознания, если
часы эти предстоит наполнять несуществующими
«элементами экономико-политического
содержания», изъятыми из курса физической
географии 6-го класса и географии материков и
океанов (страноведения). Если механическая
замена одного числа в сетке учебных часов на
другое станет сегодня возможной в отношении
одних предметов, то нет уверенности, что в новом
базисном учебном плане не будет механического
сокращения любого другого предмета, попавшего
под очередную «модернизацию».
Автор вовсе не склонна идеализировать ситуацию,
сложившуюся в школьной географии, и
недооценивать имеющиеся проблемы. Однако для их
решения вряд ли следует, забывая уроки истории,
«разрушать до основания, а затем» тратить время и
силы на восстановление предшествующего уровня
развития.
В письме № 13-51-145/13 от 09.07.2003 «О проекте
базисного учебного плана для начального общего и
основного общего образования» содержится
рекомендация организовать «широкое
профессионально-общественное обсуждение в
субъектах Российской Федерации, на августовских
педагогических совещаниях работников
образования». Уважаемые коллеги! Давайте
внимательно рассмотрим предложенный проект
базисного учебного плана и рассмотрим возможные
близкие и отдаленные последствия его введения,
в числе которых необходимо, на мой взгляд,
отметить следующие:
Публикация статьи произведена при поддержке интернет магазина подарков и часов www.095SHOP.ru. Если Вы хотите сделать оригинальный и практичный подарок, то японские часы Mado полностью удовлетворяют этим требованиям. Каждая модель настенных часов торговой марки Mado обладает необычным дизайном и насыщена глубоким символизмом, что делает их идеальным подарком для ценителей красоты и стиля. Доставка по всей России любым удобным для Вас способом, и возможность безналичного платежа, позволяют купить модные часы для интерьера Mado, не покидая дома или офиса.
Предлагаемое
сокращение часов в проекте базисного плана
касается географии 6-го и 7-го классов, т. е.
в классах, где наблюдается наибольшая
результативность, самое высокое в основной школе
качество знаний по географии, а также
формируется устойчивый познавательный интерес к
предмету географии и, посредством него, к
естественнонаучным знаниям. Это сокращение
учебного времени неминуемо приведет к
снижению уровня естественнонаучной подготовки
школьников как в основной, так и в старшей,
профильной школе.
Введение
нового базисного плана приведет к развалу
существующей системы школьного географического
образования, а в сочетании с аналогичной
ситуацией относительно школьной биологии — к
развалу существующей системы школьного
естественнонаучного образования. Сокращение
учебного времени на эти предметы в два раза
потребует создания новых концепций предметов,
новых образовательных минимумов программ,
учебников и учебно-методических пособий. Это
потребует огромных новых бюджетных расходов.
Регионам и родителям предстоит изыскивать
новые средства на закупку учебников и
учебных пособий.
На создание
новых учебно-методических комплексов требуются
несколько лет напряженной работы авторских и
издательских коллективов, а также огромные
финансовые средства.
Вновь созданные
пособия потребуют проверки и апробации,
переподготовки учителей, методистов, проведения
новых курсов переподготовки на всех уровнях — от
управленцев до учителей, что также потребует
новых финансовых затрат.
Сокращение часов
на изучение географии и биологии в основной
школе напрямую затрагивает интересы тысяч
учителей. В школах с большим количеством
учащихся и, соответственно, с большим числом
классов в параллелях достаточно часто
наблюдается разделение часов географии и
биологии между учителями, в текущем учебном году
кто-то преподает в 6—7-х классах, кто-то в 8—9-х
классах. В этом случае рабочая нагрузка учителя
6—7-х классов автоматически сокращается в 2 раза.
Во многих
педагогических институтах и университетах
выпускник получает специальность «учитель
географии и биологии», и есть немало учителей,
особенно в сельских школах и в малых городах,
которые ведут оба предмета. Рабочая нагрузка и
заработная плата лиц, работающих по данной
специальности, сократится в два раза. Фактически
речь идет о лишении учителей географии и
биологии возможности заниматься своей
профессиональной деятельностью. Это ставит их
перед необходимостью переквалификации и смены
профессии. Практика показывает, что
квалифицированные учителя, скорее всего, будут
просто уходить из школы и из системы образования
в другие отрасли.
В связи с
существенным сокращением часов географии и
биологии в основной школе, а также значительным
сокращением часов в старшей профильной школе
возможности работы по специальности «учитель
географии и биологии» значительно сократятся.
Это повлечет за собой уменьшение числа студентов
на географических и биологических факультетах
педагогических институтов и университетов и
потребует введения новых смежных
специальностей, к чему высшая школа в данный
момент не готова.
Коренные
изменения в структуре учебных предметов
географии и биологии вызовут неизбежное
снижение образовательного и воспитательного
уровня обучения в 6—7-х классах, в которых
формируются основы научного географического
пространственного мышления учащихся, основы
столь необходимого экологического образования,
приведут к необходимости упрощения содержания
последующих курсов, в том числе интегрированного
курса географии России.
Спровоцированная коренная перестройка
содержания школьного географического
образования потребует столь же коренных
изменений в содержании вузовской подготовки
учителей географии и биологии.
Готово ли общество в лице управленцев, методистов, учителей, родителей и учащихся — будущих граждан России заплатить столь высокую цену и, главное, за что заплатить?
Уважаемые коллеги,
учителя, методисты, преподаватели
педагогических университетов!
Представляется важным не только объективно и
всесторонне обсудить проект нового базисного
учебного плана, но сделать это максимально
открыто и широко. Возможные последствия принятия
нового базисного плана без преувеличения
приведут к снижению уровня естественнонаучного
образования граждан России. Было бы крайне
опасно рассматривать последствия принятия
нового базисного плана лишь в узких рамках
«корпоративных интересов отдельных
предметников». Проект нового базисного учебного
плана достоин обсуждения на школьных
родительских собраниях, так как большинству
родителей вовсе не безразлично, чему и как будут
учить их детей, какое качество будущего
образования при этом планируется. Проект нового
базисного учебного плана достоин обсуждения
преподавателями и студентами педагогических
вузов.
В письме «О проекте базисного учебного плана»
Министерства образования РФ установлены крайне
сжатые сроки для его обсуждения — до 10 сентября
2003 г. Трудно отделаться от мысли, что подобная
спешка не случайна. Значит, тем важнее провести
это обсуждение, в том числе широко и открыто на
страницах периодической печати, и довести
результаты обсуждения не только до Министерства
образования РФ, а также до Государственной думы
РФ и Совета федерации.