|
Конкурсная
работаЯ иду на урок
|
|
Классификация стран
по разным признакам
|
Задания для 10-го класса
А.Л. МИЛЛЕР
учитель географии гимназии № 107
Санкт-Петербург
Часто приходится классифицировать
географические объекты по разным признакам – в
зависимости от изучаемой темы. В 10-м классе в
качестве классифицируемых объектов обычно
выступают страны. После разбора какой-либо
классификации возникает необходимость
подкрепить ее примерами – именно из-за
отсутствия примеров часто проигрывают ответы
учеников на уроках, а нередко и на экзаменах.
Учитель может привести такие примеры и сам, но
тогда будет нарушено известное правило: учить
школьников работать самостоятельно, а не
сообщать им готовые сведения.
Я практикую в классе работу по партам, каждая
пара получает карточку с названиями стран,
которые нужно расклассифицировать по
определенному признаку на основе карты,
статистической таблицы и т. п. Время на
выполнение задания – одна-две минуты. Затем
каждая пара сообщает результаты своей работы, а
все остальные заносят эти результаты в таблицы.
При этом я всегда предупреждаю: отвечать надо
громко, четко, чтобы было слышно и понятно всем.
Ошибки (впрочем, они довольно редки) учитель
может ради экономии времени исправлять сам. Вот
примеры заданий, которые даются при изучении
трех тем.
Тема: Состав населения Земли.
Отнести страны к одной из групп:
однонациональные, двунациональные,
многонациональные.
Источник: карта «Народы мира».
Тема: Транспорт мира.
Отнести страны к одной из групп: имеющие хорошо
развитую железнодорожную сеть, имеющие слабо
развитую железнодорожную сеть, не имеющие
железных дорог.
Источники: экономические карты стран и регионов.
Тема: Общая характеристика
развивающихся стран.
Отнести развивающиеся страны к одной из групп:
с высоким уровнем развития хозяйства, быстро
развивающиеся, отстающие, крайне отсталые.
Источники: статистические таблицы — ВВП, ВВП на
душу населения, отраслевая структура хозяйства,
сфера услуг.
Страны, включенные в один и тот же список, не
обязательно должны входить в разные группы. Так,
в задании 9 по теме «Транспорт мира» названы
Румыния (страна с хорошо развитой
железнодорожной сетью), Эфиопия и Мали; в
последних двух странах железных дорог очень
мало, но они есть. |