Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №31/2003

Опыт


Конкурсная работа

Я иду на урок

Классификация стран
по разным признакам

Задания для 10-го класса

А.Л. МИЛЛЕР
учитель географии гимназии № 107
Санкт-Петербург

Часто приходится классифицировать географические объекты по разным признакам – в зависимости от изучаемой темы. В 10-м классе в качестве классифицируемых объектов обычно выступают страны. После разбора какой-либо классификации возникает необходимость подкрепить ее примерами – именно из-за отсутствия примеров часто проигрывают ответы учеников на уроках, а нередко и на экзаменах. Учитель может привести такие примеры и сам, но тогда будет нарушено известное правило: учить школьников работать самостоятельно, а не сообщать им готовые сведения.
Я практикую в классе работу по партам, каждая пара получает карточку с названиями стран, которые нужно расклассифицировать по определенному признаку на основе карты, статистической таблицы и т. п. Время на выполнение задания – одна-две минуты. Затем каждая пара сообщает результаты своей работы, а все остальные заносят эти результаты в таблицы.
При этом я всегда предупреждаю: отвечать надо громко, четко, чтобы было слышно и понятно всем. Ошибки (впрочем, они довольно редки) учитель может ради экономии времени исправлять сам. Вот примеры заданий, которые даются при изучении трех тем.

Тема: Состав населения Земли.

Отнести страны к одной из групп: однонациональные, двунациональные, многонациональные.
Источник: карта «Народы мира».

Тема: Транспорт мира.

Отнести страны к одной из групп: имеющие хорошо развитую железнодорожную сеть, имеющие слабо развитую железнодорожную сеть, не имеющие железных дорог.
Источники: экономические карты стран и регионов.

Тема: Общая характеристика
развивающихся стран.

Отнести развивающиеся страны к одной из групп: с высоким уровнем развития хозяйства, быстро развивающиеся, отстающие, крайне отсталые.
Источники: статистические таблицы — ВВП, ВВП на душу населения, отраслевая структура хозяйства, сфера услуг.

Страны, включенные в один и тот же список, не обязательно должны входить в разные группы. Так, в задании 9 по теме «Транспорт мира» названы Румыния (страна с хорошо развитой железнодорожной сетью), Эфиопия и Мали; в последних двух странах железных дорог очень мало, но они есть.