Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №32/2003

За умный базисный учебный план


Как уже известно нашим читателям, Минобразование распространило в субъектах федерации для быстренького обсуждения новый проект базисного учебного плана, в котором предполагается сокращение часов на изучение географии в 6-м и 7-м классах до одного в неделю. Допустить этого нельзя. На это правильно указали в своих тревожных письмах О.В. Крылова (№ 31/2003, с. 2—5) и Ассоциация учителей географии России (там же, с. 19—20). Теперь к общей протестной кампании, кампании за здравый смысл и элементарную образовательную порядочность, подключились ученые и преподаватели педвузов. Их письма, адресованные в Минобразование, мы публикуем ниже.
Коллеги, примите участие в активной защите нашего предмета. Не давайте группе анонимных горе-преобразователей возможности келейно реализовывать рожденные в тиши кабинетов вредные для наших детей планы. Пишите в газету, министру, в Федеральное собрание. Остановим бестолковость нашими неравнодушными письмами, нашей здравой аргументацией!


Учебно-методическое объединение
по классическому
университетскому образованию

Учебно-методический совет по геологии

Министру образования
Российской Федерации
В.М. Филиппову

Глубокоуважаемый
Владимир Михайлович!

В последние дни стало известно, что в проекте базисного учебного плана для школьников 6—7-х классов произошло сокращение числа часов на географию с двух до одного часа в неделю. Позвольте выразить общее мнение профессоров и преподавателей геологических и геолого-географических факультетов университетов России, что подобное сокращение весьма негативно отразится на уровне общей естественнонаучной подготовки учащихся.
Как Вам известно, в школах развитых зарубежных стран в рамках начального курса географии, ориентированного на детей 13—14 лет, основное внимание уделяется физической географии, включая знакомство с научными представлениями о строении, составе и эволюции Земли. Мы полагаем, что именно такой подход к преподаванию географии может способствовать становлению основ научного мировоззрения школьников и повышению уровня их естественнонаучных знаний.
В связи с вышеизложенным, УМС по геологическому образованию классических университетов России просит Вас сохранить курс географии для 6—7-х классов в объеме двух часов в неделю.

С уважением
Председатель УМС по геологии
член-корреспондент
Российской академии наук,
профессор

Д.Ю. Пущаровский

 

 


 

Министру образования
Российской Федерации
В.М. Филиппову

Уважаемый Владимир Михайлович!

В проекте базисного учебного плана основного общего образования существенно уменьшено число часов, отводимых на изучение географии. В записке к плану его авторы объясняют подобное сокращение переводом части учебного предмета «география» в учебный предмет «обществоведение». Первая реакция на подобное объяснение — удивление.
Во-первых, непонятно, кем и на каких основаниях принято решение о подобном перераспределении. Ни разработчики проекта стандарта по географии, ни другие специалисты в области географии к обсуждению этого вопроса привлечены не были.
Во-вторых, и это, пожалуй, самое главное, при разработке проекта стандарта по географии была сформулирована и реализована принципиально новая концепция данного учебного предмета, базирующаяся на комплексном подходе к изучению географических процессов и явлений. Такой подход позволяет преодолеть искусственный разрыв между физической и социально-экономической географией, существующий в сегодняшней школе, формировать у учащихся целостное представление о географической среде как среде обитания человека. Содержательный минимум стандарта формулировался исходя из вполне определенных временны’х параметров. Попытка авторов проекта БУПа в одностороннем порядке секвестировать школьную географию, произвольно выдергивая из нее социально-экономическую составляющую, фактически дезавуирует все существующие наработки по новому стандарту.
Не менее удивляет и тот факт, что в перечне профильных образовательных предметов социально-экономического профиля старшей школы всему огромному комплексу географических дисциплин отводится всего два часа. По нашему мнению, это число необходимо по крайней мере удвоить.
Детальное знакомство с представленным проектом БУПа создает твердое убеждение в дискриминационном отношении его разработчиков к одному из классических школьных предметов, что не может не вызвать решительного протеста. Попутно следует заметить, что это относится и ко всему естественнонаучному блоку. Суммарное количество часов на историю и обществоведение почти такое же, как на физику, химию и биологию вместе взятые!
Мы просим Вашей помощи в восстановлении традиционного места географии в учебном плане школы (2 часа в неделю с 6-го по 9-й класс).

Председатель Учебно-методической комиссии
доктор географических наук, профессор

В.П. Дронов

Председатель Проблемного совета по географии РАО
академик РАО

В.П. Максаковский