За умный базисный
учебный план |
Как уже известно нашим читателям,
Минобразование распространило в субъектах
федерации для быстренького обсуждения новый
проект базисного учебного плана, в котором
предполагается сокращение часов на изучение
географии в 6-м и 7-м классах до одного в неделю.
Допустить этого нельзя. На это правильно указали
в своих тревожных письмах О.В. Крылова (№ 31/2003, с.
2—5) и Ассоциация учителей географии России (там
же, с. 19—20). Теперь к общей протестной кампании,
кампании за здравый смысл и элементарную
образовательную порядочность, подключились
ученые и преподаватели педвузов. Их письма,
адресованные в Минобразование, мы публикуем
ниже.
Коллеги, примите участие в активной защите
нашего предмета. Не давайте группе анонимных
горе-преобразователей возможности келейно
реализовывать рожденные в тиши кабинетов
вредные для наших детей планы. Пишите в газету,
министру, в Федеральное собрание. Остановим
бестолковость нашими неравнодушными письмами,
нашей здравой аргументацией!
Учебно-методическое
объединение
по классическому
университетскому образованию
Учебно-методический совет по
геологии
Министру образования
Российской Федерации
В.М. Филиппову |
Глубокоуважаемый
Владимир Михайлович!
В последние дни стало известно, что в проекте
базисного учебного плана для школьников 6—7-х
классов произошло сокращение числа часов на
географию с двух до одного часа в неделю.
Позвольте выразить общее мнение профессоров и
преподавателей геологических и
геолого-географических факультетов
университетов России, что подобное сокращение
весьма негативно отразится на уровне общей
естественнонаучной подготовки учащихся.
Как Вам известно, в школах развитых зарубежных
стран в рамках начального курса географии,
ориентированного на детей 13—14 лет, основное
внимание уделяется физической географии,
включая знакомство с научными представлениями о
строении, составе и эволюции Земли. Мы полагаем,
что именно такой подход к преподаванию географии
может способствовать становлению основ научного
мировоззрения школьников и повышению уровня их
естественнонаучных знаний.
В связи с вышеизложенным, УМС по геологическому
образованию классических университетов России
просит Вас сохранить курс географии для 6—7-х
классов в объеме двух часов в неделю.
С уважением
Председатель УМС по геологии
член-корреспондент
Российской академии наук,
профессор |
Д.Ю.
Пущаровский |
Министру образования
Российской Федерации
В.М. Филиппову |
Уважаемый Владимир Михайлович!
В проекте базисного учебного плана основного
общего образования существенно уменьшено число
часов, отводимых на изучение географии.
В записке к плану его авторы объясняют
подобное сокращение переводом части учебного
предмета «география» в учебный предмет
«обществоведение». Первая реакция на подобное
объяснение — удивление.
Во-первых, непонятно, кем и на каких основаниях
принято решение о подобном перераспределении.
Ни разработчики проекта стандарта по географии,
ни другие специалисты в области географии к
обсуждению этого вопроса привлечены не были.
Во-вторых, и это, пожалуй, самое главное, при
разработке проекта стандарта по географии была
сформулирована и реализована принципиально
новая концепция данного учебного предмета,
базирующаяся на комплексном подходе к изучению
географических процессов и явлений. Такой подход
позволяет преодолеть искусственный разрыв между
физической и социально-экономической
географией, существующий в сегодняшней школе,
формировать у учащихся целостное представление
о географической среде как среде обитания
человека. Содержательный минимум стандарта
формулировался исходя из вполне определенных
временны’х параметров. Попытка авторов проекта
БУПа в одностороннем порядке секвестировать
школьную географию, произвольно выдергивая из
нее социально-экономическую составляющую,
фактически дезавуирует все существующие
наработки по новому стандарту.
Не менее удивляет и тот факт, что в перечне
профильных образовательных предметов
социально-экономического профиля старшей школы
всему огромному комплексу географических
дисциплин отводится всего два часа. По нашему
мнению, это число необходимо по крайней мере
удвоить.
Детальное знакомство с представленным проектом
БУПа создает твердое убеждение в
дискриминационном отношении его разработчиков к
одному из классических школьных предметов, что
не может не вызвать решительного протеста.
Попутно следует заметить, что это относится и ко
всему естественнонаучному блоку. Суммарное
количество часов на историю и обществоведение
почти такое же, как на физику, химию и биологию
вместе взятые!
Мы просим Вашей помощи в восстановлении
традиционного места географии в учебном плане
школы (2 часа в неделю с 6-го по 9-й класс).
Председатель
Учебно-методической комиссии
доктор географических наук, профессор |
В.П. Дронов |
Председатель Проблемного
совета по географии РАО
академик РАО |
В.П. Максаковский |
|