Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №32/2003

Географическое воспитание


Как рождался
первый победный салют

Воспоминания о боях за освобождение Орла

А.Е. Слука
А.Е. Слука

Июль-август — затишье. Не только образовательная, но и воспитательная работа учебных заведений останавливается. В школах страны почти незамеченной прошла знаменательная дата — 60-летие нашей тяжелейшей, героической и великой победы на Курской дуге, или, как ее еще называют, Орловско-Курской. Датой окончания Курской битвы в военной истории принято считать 28 августа (хотя основные торжества обычно приурочиваются к первым числам августа, к первому салюту).
На первых сентябрьских уроках вспомните об этой битве. Вспомните не так, как это делают на уроках истории — как о прошлом, вместе с боярином Кучкой и Синеусом. Вспомните об этом как О НАСТОЯЩЕМ — так, как воспринимают это географы.
Многие опытные учителя географии обращают внимание на то, как выигрывает рассказ о Русской равнине (даже в курсе физической географии), если в него вплетается тревожно-героической ноткой рассказ о полях Родины — Куликовом, Бородинском, Прохоровском. Если эти поля подаются в координатах нашей равнины, размещаются учителем на ее водоразделах, в ее природных зонах, в вековых и нескончаемых геополитических движениях Евразии. Об этом специально писала в нашей газете одна из опытнейших московских учителей М.Л. Гельфанд, на это указывал В.И. Евдокимов.
Без национальной истории, изолированная от национальных трагедий и национальной гордости физическая география нема. Без переживаний конкретных людей, составлявших часть национальной истории в ее роковые дни, наши уроки географии неполны. Публикуемые ниже воспоминания одного из крупнейших специалистов по географии Западной Европы, крупного геодемографа, а тогда сержанта Красной Армии, отвоевывавшего нашу Русскую равнину, ее Юг, ее лесо-степной рубеж, ее Окско-Донско-Днепровский водораздел, Александра Евгеньевича Слуки помогут оживить урок о России и придать ему подобающий пафос.

Русская равнина. Белгородская область. Памятник-звонница на Прохоровском поле, где 12 июля 1943 г. произошло крупнейшее в истории Второй мировой войны встречное танковое сражение.
Русская равнина. Белгородская область.
Памятник-звонница на Прохоровском поле, где 12 июля 1943 г. произошло крупнейшее в истории Второй мировой войны встречное танковое сражение.
5 августа были освобождены Орел и Белгород, вошедшие с тех пор в нашу историю как «города первого салюта»: в честь их освобождения был дан первый за всю войну салют в Москве. Начиналась Победа…

Новый, 1943 год я встретил курсантом минометного батальона пехотного училища под Свердловском. В июне мы должны были стать офицерами Красной Армии. Но в апреле неожиданно почти весь состав училища был направлен на фронт. Мы пополнили 380-ю стрелковую дивизию Третьей армии Брянского фронта. Дивизия занимала оборону на восточном крыле Орловского выступа, где линия фронта проходила в основном по правому берегу реки Зуша. Здесь я получил звание сержанта и был назначен наводчиком 88-миллиметрового миномета стрелкового батальона. Наша часть разместилась в безлюдной деревушке Новолипицы, в 10—12 км от передовых позиций, и занялась активной боевой подготовкой и строительством оборонительных рубежей. Чувствовалась близость фронта: на западе громыхала артиллерия, по ночам вспыхивали осветительные ракеты. Над нами часто велись воздушные бои, падали сбитые самолеты. Вскоре наша дивизия, как и соседние с нами соединения, укомплектованные в основном курсантами военных училищ, превратилась в хорошо обученную «гвардейскую» боевую единицу.
Когда 5 июля началось гитлеровское наступление в направлении Курска, нас перебросили ближе к линии фронта на запасные позиции, чтобы быть готовыми отразить натиск врага. Но обороняться нам не пришлось. В ночь на 11 июля мы сменили поредевшие и нуждающиеся в отдыхе части на одном из плацдармов на западном берегу Зуши у деревни Вяжи. Утром 12 июля после мощной артиллерийской подготовки началось наступление на город Орел (в месте этого прорыва, у деревни Вяжи в 8 км от Новосиля, после войны был сооружен памятник).
Память сохранила многие эпизоды тяжелых боев, развернувшихся на земле и в воздухе...
По команде быстро выскакиваем из окопов и с криками «Ура!» атакуем вражеские позиции. Первые потери от неприятельских пуль и на минных полях. Вот мы уже в хорошо оборудованных вражеских траншеях, действуем автоматами и гранатами. Первый убитый немец — рыжеволосый парень, с автоматом в одной руке и мотком телефонного провода в другой... Быстро преодолев несколько линий траншей, освобождаем первую деревню. Там был какой-то вражеский штаб, склады боеприпасов... В полевых кухнях еще теплый завтрак для немецких солдат. Следом за пехотой, сделавшей свое дело, в прорыв пошли танки, которые, стреляя с ходу, лихо мчатся мимо нас вперед.
В последующие дни бои велись почти беспрерывно; наши войска, несмотря на контратаки противника, упорно продвигались к цели. Перед глазами и сейчас поля танковых сражений, на которых порой и ночью бывало светло от десятков пылающих машин. Незабываемы бои наших летчиков-истребителей — их было немного, но они храбро атаковали клинья «Юнкерсов», пытавшихся бомбить наши войска. Помнятся оглушительный треск рвущихся снарядов и мин, пожары, изуродованная земля, трупы людей и животных, стойкий запах пороха и гари, постоянное нервное напряжение, от которого не спасал кратковременный сон.
В бою судьба человека, его жизнь зависят от многих случайностей. В те дни жестоких боев за Орел меня несколько раз спасала именно чистая случайность.
Во время одного из маршей наша походная колонна подверглась интенсивному артиллерийскому обстрелу. По команде мы бросились в укрытие, придорожную канаву, залегли, и вдруг в двух-трех метрах от меня в землю вонзается снаряд, но не взрывается, а только осыпает меня землей. Другой случай: в жаркий день, уже на подступах к Орлу, наша батарея оказывает активную поддержку наступающей пехоте. Все мины израсходованы. Люди очень устали, страшно хочется пить. Метрах в трехстах от нас торчит колодезный журавль. Старшина приказывает мне и еще одному бойцу собрать котелки и сходить за водой. Не успели мы отползти и на 100 метров, как на наши позиции обрушился шквал огня — рвались мины тяжелых шестиствольных немецких минометов. Прицел врага был точен! После налета многие мои товарищи погибли, многие были ранены или контужены, часть минометов вышла из строя. Похоже, этот «наряд за водой» спас мне жизнь.
Еще вспоминаю, что на подступах к Орлу мы наступали вдоль железной дороги и вышли к пылающему зданию вокзала. Гитлеровцы, отступая, успели заминировать крупные городские строения, поэтому в некоторых кварталах время от времени раздавались мощные взрывы, но это уже не могло омрачить радость и ликование освобожденных жителей.
Из подручных средств саперы быстро навели переправы через Оку, и мы вышли на западную окраину города. Орел снова стал советским. В тот же день, 5 августа 1943 г., был освобожден Белгород.
В ознаменование этих побед в столице нашей Родины Москве в 24 часа был произведен первый в ходе Великой Отечественной войны праздничный салют. Приказом Верховного главнокомандующего нашей дивизии было присвоено почетное наименование «Орловская».
Через несколько дней, понеся большие потери в живой силе и технике, наша часть была выведена из района боевых действий и расположилась в лесу, восточнее города Карачева, для отдыха и переформирования. Здесь многие солдаты и офицеры за участие в боевых действиях под Орлом и освобождение города получили правительственные награды. Я был удостоен медали «За отвагу».
Разгром немецких войск на Курской дуге и высокая оценка этого ратного подвига нас очень радовали, но мы не могли и не можем забыть своих боевых товарищей, которых уже нет с нами. Будем же всегда помнить воинов, отдавших свои жизни в общенародной Отечественной войне, сражаясь за свободу и независимость нашего Отечества!

А.Е. СЛУКА,
доктор геогр. наук,
профессор географического факультета
Московского государственного университета
имени М.В. Ломоносова

Впервые опубликовано: «Московский университет», № 8/97

Статья опубликована при поддержке киевской фотостудии "Justmalina". Многие из нас, наверное, сталкивались с ситуацией, когда фотографии, сделанные "мастером", найденным по объявлению вроде "фотограф киев", "видеосъемка свадьба" или "детский фотограф", никаких чувств, кроме недоумения, разочарования и досады не вызывают. Жалко потраченных впустую денег, обидно, что исправить ничего уже нельзя. Настоящих профессионалов, таких как из студии "Justmalina", разыскивают по их фотоработам, ищут среди своих знакомых, их рекомендуют друзьям, близким и просто хорошим людям. Им подвластно сохранить прекрасные мгновения и продлить жизнь самым счастливым моментам вашей жизни. Свадьба, выпускной, первые шаги ребенка оживут в вашей памяти, и вы сможете вновь испытать те чувства и эмоции, которыми были переполнены много лет назад. Посмотрите на сайте justmalina.com работы, выполненные мастерами из фотостудии, прочитайте восторженные и благодарные отзывы клиентов и доверьтесь профессионалам из "Justmalina". Уверены, результат вас не разочарует.

Курская битва на гербах территорий

Герб Яковлевского района Белгородской обл.,
Герб Яковлевского района Белгородской обл.,

принятый в 1995 г.

В серебряном поле вверху — два лазоревых меча;
внизу — гора из лазоревых глыб. Вверху,
в углу — герб Белгородской области.
Два меча на гербе несут память о тяжелых боях
в ходе Курской битвы 1943 г. В 1954 г.
впервые в СССР на 624-м километре автомагистрали Москва—Симферополь у села Яковлево в честь советских танкистов — участников Курской битвы был установлен танк Т-34. В 1972—1973 гг. здесь был сооружен мемориальный комплекс «Курская дуга».
Глыбы на гербе напоминают об отработанной здесь, на Яковлевском железорудном месторождении, технологии замораживания
пород на больших глубинах

Герб Прохоровского района Белгородской обл.,
Герб Прохоровского района Белгородской обл.,

принятый в 1995 г.

Меч на гербе символизирует память о Прохоровском танковом сражении 1943 г. на Донско-Днепровском водоразделе