Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №33/2003

Предмет


Государственная Дума
Российской Федерации

Руководителю фракции «Отечество — Вся Россия»

В.В. ВОЛОДИНУ

Руководителю фракции Коммунистической партии Российской Федерации

Г.А. ЗЮГАНОВУ

Руководителю фракции «Либерально-демократическая партия России (ЛДПР)»

И.В. ЛЕБЕДЕВУ

Председателю депутатской группы
«Регионы России (Союз независимых депутатов)»

О.В. МОРОЗОВУ

Руководителю фракции «Союз Правых Сил»

Б.Е. НЕМЦОВУ

Руководителю фракции «Единство»

В.А. ПЕХТИНУ

Председателю депутатской группы
«Народный депутат»

Г.И. РАЙКОВУ

Руководителю Агропромышленной
депутатской группы

Н.М. ХАРИТОНОВУ

Руководителю фракции «ЯБЛОКО»

Г.А. ЯВЛИНСКОМУ

Открытое письмо

О проекте Минобразования, способном нанести ущерб
молодым гражданам Российской Федерации

Вячеслав Викторович! Геннадий Андреевич! Игорь Владимирович! Олег Викторович!
Борис Ефимович! Владимир Алексеевич! Геннадий Иванович! Николай Михайлович!
Григорий Алексеевич!

В августе с. г. Министерство образования России распространило в субъектах федерации проект нового Базисного учебного плана для начального общего и основного общего образования. Проект разослан с сопроводительным письмом министра В.М. Филиппова
№ 13-51-145/13 от 09.07.2003 для срочного обсуждения. Одной из шокирующих новаций проекта оказалось сокращение часов на изучение географии в 6-х и 7-х классах с 2 до 1 в неделю.
Такое изменение в школьном образовании, как представляется, имеет определенный политический подтекст и ставит долговременные политические цели. Именно поэтому я по сугубо, казалось бы, профессиональному вопросу обращаюсь к Вам как к лидеру партийной фракции в законодательном органе.
Позволю себе напомнить причины введения предмета «География» в отечественной школе. Государство, признавая за каждым гражданином страны равные права собственности на ее природные ресурсы и средства производства, считало справедливым и необходимым сообщить каждому молодому человеку при выходе его во взрослую жизнь, чем он обладает. Именно это было главным мотивом принятия в 1934 г. постановления ЦК ВКП (б) и СНК СССР о преподавании географии в школе. Вместе с паспортом гражданин получал от государства своего рода отчет перед акционером, вступающим во владение коллективным предприятием «Страна». Это было слагаемым аттестата зрелости. Разумеется, в этом был и элемент демагогии, и немного наивного романтизма, но в целом государство, раскрывая на уроках географии свое имущество, конкретные основы своей экономики, поступало разумно, благонамеренно и честно. Для того чтобы знания о своей стране укладывались в определенную систему, были введены пропедевтические курсы географии, предшествующие курсу географии СССР. А по завершении изучения территории СССР изучалась экономическая география зарубежных стран, что позволяло логично поставить знания о своей стране в мировой контекст. Так естественным образом сформировался 5-летний курс обучения географии в школе.
После известной ваучерной кампании определенными кругами стала усиленно пропагандироваться точка зрения, что граждане (большинство граждан) уже перестали быть совладельцами предприятия «Россия». Отсюда «логично» ожидать вывода о том, что незачем новому поколению знать, какие существуют в России металлургические заводы, какие есть месторождения нефти и газа, что представляют собой наши агроклиматические и лесные ресурсы и т.д. «Зачем вам? Это же не ваше». Согласитесь, что такой взгляд может соответствовать только интересам весьма небольшой части общества, которая, получив контроль над той или иной частью прежней общенародной собственности, заинтересована в максимальном уходе от наблюдения со стороны всего общества, от прозрачности. Согласитесь, что такой взгляд не может соответствовать интересам большинства населения, имеющего законное желание обладать исчерпывающей информацией о том, чем располагает его страна. Согласитесь, что благонамеренное государство, заботящееся о социальном комфорте — об откровенных отношениях в обществе, должно прилагать усилия к тому, чтобы молодые люди получали максимально возможную, объективную и конкретную информацию о том, чем — какими конкретно лесами, какими морскими гаванями, какими залежами, какими рыбными акваториями — страна располагает.
Анонимные авторы проекта Базисного учебного плана не отважились сразу посягнуть собственно на курс географии России в 8—9-х классах. Но, ликвидируя фактически всю предшествующую географию (один час в неделю в 6—7-х классах — это уже не предмет в школе), они сделали невозможным для учителей нормальное преподавание курса отечественной географии. Ведь прежде чем рассказывать детям о рудных богатствах, почвах, запасах пресной воды, гидроэнергетическом потенциале, топливно-энергетических ресурсах России, нужно внятно разъяснить, что такое руды, почвы, углеводородное сырье и т.п.; откуда они берутся, зачем нужны и какова ситуация с ними в мире. Ранее дети получали общее представление обо всем этом в 6—7-х классах, чтобы в 8—9-х, что называется, полной грудью вдохнуть информацию о Родине. Теперь отечествоведческий курс, курс о реалиях родной страны превратится в сплошное пробуксовывание в понятиях и терминах. Этого, по-видимому, и добиваются анонимные авторы проекта Базисного учебного плана. Чтобы извести дерево, не обязательно его рубить — можно подрыть корни.
Не знаю, делают ли они это по индивидуальной бестолковости или целенаправленно выполняют социальный заказ группы людей, желающих отстранить новое поколение не только от материальной прикосновенности к ресурсам страны, но и от самих конкретных знаний о них, от объективной информации о своей земле. Так или иначе, это плохо для России.
Прошу Вас высказать отношение возглавляемой Вами фракции к предложенному в письме Минобразования сокращению учебного времени на географическое образование наших детей. Прошу при этом обратить внимание, что это сокращение производится не в целях разгрузки школьников, а для высвобождения часов под обществоведение — предмет, для детского возраста еще слишком абстрактный, схематичный и заведомо идеологизированный (в отличие от географии, транслирующей объективную картину, реалии). Вашего мнения ждут семьдесят тысяч учителей географии России, ждут старшеклассники, ждут родители, желающие видеть своих детей полноправными (а значит, полноценно географически информированными) гражданами нашей Федерации.
Прошу Вас использовать Ваши властные полномочия для депутатского запроса о происхождении и обоснованности документа № 13-51-145/13 от 09.07.2003, подписанного министром образования, о чистоте стоящих за этим документом намерений.
Прошу Вас также, если это в Ваших возможностях, инициировать парламентские слушания о целях и ориентирах школьного образования в современной России и, применительно к этим целям, о Базисном учебном плане и Стандарте образования. Учителям географии, профессиональным географам, родителям есть что сказать по этому вопросу.

С уважением

Ольга Николаевна КОРОТОВА,
родительница,
избиратель,
главный редактор еженедельника «География»,
кандидат педагогических наук