Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №33/2003

Население


Как провести грамотные,
интересные и содержательные уроки
по актуальным темам

Как научить школьников выполнять практические задания, обобщать
и систематизировать материал, самостоятельно формулировать выводы

Очаги российского урбанизма

Д.В. ЗАЯЦ

Новый учебный год в средних и старших классах лучше всего начать с темы «Население России». Ее актуальность повышает факт недавнего обнародования Госкомстатом РФ первых, пока еще предварительных итогов переписи, в которой год назад участвовали все жители страны, включая учителей и учащихся. В этой публикации мы постараемся ответить на часто задаваемые вопросы. Как и почему распределены города по территории страны? Как следует работать с официальной статистикой? Как можно графически оформить результаты переписи в виде картосхем и диаграмм? Содержание темы может быть востребовано не только в курсе «География России» в 8-м и 9-м классах, но и при изучении курсов «География материков и океанов» (тема «Население Евразии») и «Экономическая и социальная география мира» (тема «Население мира»).

1. Объяснение размещения крупных городов страны

На первый взгляд, города располагаются на географической карте хаотично, не подчиняясь какому-либо зрительно выявляемому порядку. Однако, как интуитивно догадываются даже самые слабые ученики, это не так. Каждый город занимает свое место не произвольно, а подчиняясь определенным факторам, и чаще не одному-двум, а целому комплексу. Даже для того, чтобы расставить палатки в лесу во время летнего похода, и то нужны определенные интеллектуальные усилия. Место стоянки должно отвечать хотя бы трем основным условиям: 1) наличие леса (без него нет дров, в лесу можно укрыться от непогоды); 2) наличие источника воды (не требует комментариев); 3) присутствие сравнительно ровной площадки (иначе не поставишь палатку, не разведешь костер). Есть еще и пункты 4, 5, 6, но для понимания проблемы трех первых вполне достаточно. А ведь мы не собирались оседать и жить на выбранном месте, нам нужно только провести ночь. С городами все сложнее, потому что необходимых для их возникновения и более или менее процветающего существования переменных гораздо больше, чем в рассмотренном нами случае.

М.В. Добужинский. Петербург. 1914
М.В. Добужинский.
Петербург. 1914

Посмотрим на картосхему, показывающую территориальное распределение крупных, то есть перешагнувших 100-тысячный рубеж, городов страны (см. с. 16 — 17, Европейская часть укрупненно дана на с. 14, 19). Сразу бросается в глаза асимметрия, вопиющая неравномерность городской плотности. Сравним эту картосхему с картой плотности населения (она есть в любом учебном атласе по географии России), отметим, что территориальное распределение городского населения практически совпадает с распределением сельского. Обратим внимание учеников на «поясность» географии крупных городов России, что еще раз подчеркивает географическую детерминированность (предопределенность) их размещения. Подобно климатическим и растительным, городские пояса идут с запада на восток, постепенно изменяя свою ширину. Северный пояс — почти без городов, он соответствует зонам с морозным и холодным климатом, с некомфортными условиями жизни и хозяйствования. Населения здесь мало, городских поселений тоже, а крупные города вообще можно пересчитать по пальцам. Северный городской пояс, если его брать в циркумполярном виде, в других странах еще более пустынный. Так, если в России к северу от 60° с. ш. 11 городов-стотысячников (еще совсем недавно было 12), то в Финляндии — 4 (что для нее совсем не мало), в Норвегии — 2, в Исландии — 1, в США — 1 (Анкоридж), в Швеции, Канаде, Гренландии таких городов в высоких широтах нет совсем.
Зато южнее протягивается явственно видимый городской пояс, включающий в себя основную полосу расселения и подобно ей выклинивающийся к востоку после перехода через Урал. Здесь много разнообразных городов, и поэтому города крупные здесь не исключение. Большие города не могут существовать в «безвоздушном» пространстве. Каждый из них должны подпитывать города средние и мелкие. Даже на севере, где плотность городов минимальна, это правило выдерживается. Мурманск поддерживается своим окружением из десятка разноспециализированных городов (Кола, Полярный, Гаджиево, Североморск и др.); Норильск — «агломерацией» Талнаха, Кайеркана, Дудинки; Петропавловск-Камчатский — Елизовым и Вилючинском. В европейской части России почти нет субъектов федерации без городов-стотысячников. Исключения — автономные округа, имеющие явно подчиненный статус, и (что удивительно) Ленинградская обл. Фактически подстоличная область, окружающая пятимиллионный город, действительно лишена сколько-нибудь крупных городов. Они либо были в свое время поглощены близко расположенным Петербургом, либо просто не сумели вырасти в крупные поселения, испытывая конкуренцию Северной столицы и не отличаясь сильно выгодными для роста условиями*.
Еще южнее можно найти пояс с разреженной плотностью крупных городов, что тоже вполне рельефно проявляется на нашей картосхеме. Эта территория соответствует природным зонам степей и полупустынь. Здесь крупные города имеют более призрачные шансы оформиться не из-за сложных для хозяйствования климатических условий, как на севере, а, наоборот, по причине очень хорошей пригодности плодородных и равнинных участков к сельскохозяйственному использованию. Если есть возможность серьезно, в «промышленных» масштабах развивать сельское хозяйство, значит, появится занимающееся этим население. Если есть оно, значит, есть села и станицы, хутора и выселки. При этом города, особенно крупные, в этих условиях станут редкостью. Они и появились здесь, в зоне российских степей, на торговых путях по Волге (Волгоград, Камышин, Астрахань) и Дону (Ростов, Батайск), у шахт Донбасса (Шахты и Новошахтинск), у плотины ГЭС (Волгодонск) или как административные центры (Новочеркасск, Ставрополь, Элиста). Но всё же это скорее исключения, чем подтверждения правила. Плотность крупных городов в степных районах Ростовской, Воронежской, Саратовской, Волгоградской, Астраханской областей, Краснодарского и Ставропольского краев, Калмыкии явно уступает характерной для Средней России.
Двигаясь дальше к югу, можно наблюдать резкое увеличение плотности крупных городов, тяготеющих к предгорным равнинам и невысоким передовым хребтам Кавказа. Они словно выстраиваются в прямую линию, протянувшуюся от устья Кубани до устья Сулака. Раньше эта цепь городских поселений контролировала неспокойные горные ущелья, полные лихих полевых командиров, наживалась на торговле горцев-скотоводов с земледельцами равнин. Ныне же многие здешние стотысячники — это административные центры национальных республик, фокусы притяжения населения из перенаселенных сельскохозяйственных районов, места приема беженцев из зон наиболее тяжелых кавказских конфликтов. Плотность крупных городов в этом регионе постоянно увеличивается. Совсем недавно в ряд здешних стотысячников вошли Назрань, Дербент, Хасавюрт. Отмечая высокую рождаемость у кавказских народов, можно прогнозировать новые пополнения списка.
Чтобы теперь все, о чем мы так долго говорили, стало более понятным, возьмем в руки цветной карандаш или маркер и проведем сами, а лучше попросим учеников провести несколько линий на нашей картосхеме. Сначала, пользуясь картами растительности в школьных атласах, поднимем на черно-белой бланковке южную границу тайги. Затем там же очертим ареал степей и полупустынь. Готовое пособие, показывающее влияние природы России на географию ее крупных городов, — перед вами.
Сказанное ранее касалось в основном макроположения крупных городов. Их микроположение определяют более частные географические факторы, такие как наличие судоходной реки, выход к берегу моря или озера, близость к местам разработки минерального сырья, особенности рельефа и прочие «интразональные» свойства земной поверхности. Воспользуемся еще раз нашими маркерами или цветными карандашами. Закрасим пунсоны городов, располагающихся на судоходной реке, синим цветом, на берегу моря или крупного озера — зеленым, у месторождений минерального сырья — красным. Для отнесения городов к первой категории необходимо воспользоваться картой водных путей России (они, как правило, показаны и на транспортных картах), ко второй — достаточно любого атласа, к третьей — вооружитесь картой полезных ископаемых. Много ли городов осталось у вас незакрашенными? Отметьте их желтым цветом. Внесите необходимые цветовые заливки в легенду картосхемы. Какие выводы вы можете вместе с классом сделать после этого? Предложите прочертить, пользуясь картой или по памяти, если ученик сильный, на картосхеме Волгу с двумя ее важнейшими притоками Окой и Камой. Сколько городов оказываются нанизанными на их берега? Не складывается ли у вас впечатления, что крупнейшие российские реки выполняют функции своеобразного опорного каркаса для сети городских поселений?
Каркасом могут быть и транспортные пути, проложенные не природой, а человеком. Вглядитесь в рисунок городов азиатской части России. На какую ось они нанизаны? Если вы хорошо учили своих детей, то они сразу дадут вам ответ: «Транссиб». В противном случае нужно опять лезть в атлас. Предложите школьникам не полениться и провести на картосхеме многотысячекилометровую ленту Транссиба — этого памятника российским проектировщикам и строителям, который вызывает восхищение и уважение в других странах. Если и дальше сравнивать железнодорожную сеть страны с сетью городской, то и в других местах мы найдем их близкое совпадение.
В самом деле, на нашей картосхеме хорошо видны отходящие от Москвы лучи, совпадающие с основными радиальными железнодорожными магистралями. Таковы Москва—Тула—Орел—Курск—Белгород, Москва—Обнинск—Калуга—Брянск, Москва—Владимир—Ковров—Нижний Новгород и другие. Но в этом случае первичны уже не железные дороги, а транспортные пути, существовавшие еще до их появления. Транссиб же возник на пустом месте, на большей части его протяженности никаких путей сообщения ранее не существовало. Посчитайте, какая доля наших зауральских городов лежит на Транссибе. Попробуйте объяснить каждый случай возникновения города за пределами Транссиба. Аргументация должна быть примерно следующей: город Бийск лежит близ слияния рек Бии и Катуни в крупнейшую реку Западной Сибири Обь. От Бийска в направлении Горного Алтая и Монголии идет существовавший издавна Чуйский тракт. Вблизи города — множество рудных месторождений. По всем перечисленным причинам здесь смог возникнуть сравнительно крупный город.
Довольно четко определяют место крупных городов особенности рельефа. Посмотрите, как на картосхеме выделяются разрежением плотности городов Кавказ и Урал, а также пояс гор Южной Сибири. При этом, если горы представляют собой лакомый кусок в плане освоения их ресурсов (рудных, водных, энергетических, лесных, почвенно-климатических), они будут окружаться ореолом из городов. Такая линия, как мы уже выяснили, возникла у подошвы Кавказа, подобные пояса, почти идеально точно прочерченные по меридианам, окаймляют с запада и востока Уральские горы. Концентрация городов повышена в ареалах разработки минеральных ресурсов, в горно-промышленных районах. Посмотрите, какими скоплениями городов выделяются Кузбасс и нефтедобывающий район в Ханты-Мансийском а. о. В угольном Кузбассе больше крупных городов не только из-за более комфортных условий и лучшей освоенности края. Трудоемкость угледобычи требует привлечения гораздо большего числа рабочих рук, этот процесс более, нежели нефтедобыча, зависим от служб обеспечения (специалисты шахтного оборудования, проходчики технических туннелей, спасательные службы и др.).
Важные регуляторы численности городского населения в районах минеральной добычи — запасы разрабатываемого сырья и условия его извлечения. При нерентабельности добычи добывающие предприятия закрываются, люди вынуждены уезжать из узкоспециализированных городов. При этом людность поселений снижается, а в некоторых, экстремальных случаях город или поселок может совсем исчезнуть. Такое бывало на Аляске после «золотой лихорадки». Почти то же самое происходит и с многими нашими северными городами: Воркутинской угледобывающей агломерацией, колымскими старательскими поселками. Совсем недавно число городов-стотысячников покинули угольные Воркута, Анжеро-Судженск, Белово, еще ранее такая судьба постигла причелябинский Копейск. Никто не застрахован и от того, что в подобной ситуации через какое-нибудь обозримое время не окажется процветающая ныне Западная Сибирь, наши нефтяные «тюменские эмираты». Это может произойти в том случае, если политика нашего государства на Севере будет все так же беспечна и непоследовательна, а будущее многотысячных городов, лежащих в суровых условиях северной тайги и тундры, не будет прогнозироваться.
Нанесите на картосхему на с. 18 линии предгорий Кавказа и Урала, а также Кузнецкий угольный бассейн, вызовите учеников на проблемный разговор, его основные опорные точки мы пунктиром наметили здесь. Скорее всего, вы будете вознаграждены неподдельным интересом, проявленным детьми.

2. Прослеживание изменения численности
населения в крупных городах

Население городов, понятно, не остается неизменным. Если поставить своей целью попытку понять, почему численность жителей того или иного города уменьшилась или, наоборот, увеличилась, то накопленный аналитический материал будет бесценной находкой для тех, кто пытается всерьез разобраться в сегодняшнем социально-экономическом положении нашей страны. Понять, насколько оптимально соотношение численности населения крупнейших городов страны, поможет правило Ципфа, называемое также правилом «ранг—размер». График, показывающий эту зависимость, и комментарий к нему можно увидеть на с. 15. Величину изменений, постигших городское население с момента предпоследней переписи 1989 г., лучше отразить картографически, использовав заготовленный соответствующий сектор в легенде картосхемы. Цветовое решение этой работы может быть произвольным, но мы рекомендуем для лучшего восприятия закрашивать пунсоны городов, увеличивших за последние 13 лет свое население теплыми цветами (красным, желтым), а уменьшивших — холодными (синим, зеленым). Получив готовый продукт, приступим к более детальному аналитическому обзору сложившейся картины. Для этого зададим учащимся ряд наводящих вопросов:
— Какое примерное соотношение крупных городов России, уменьшивших и увеличивших численность своего населения?
— В каких регионах в основном располагаются города, находящиеся «в плюсе»? С чем это можно связать?
— К каким зонам тяготеют города, теряющие население? Можно ли выделить какие-либо общие причины такой тенденции для территориально близких городов?
— Какое направление движения численности населения характерно для городов, находящихся в национальных республиках?
— Что происходит с населением городов Сибири и Дальнего Востока, а также зоны Севера?
Примерно такие вопросы помогут оценить сложившееся положение, более глубоко охарактеризовать демографические процессы, наметить наиболее острые проявления проблемы депопуляции некоторых российских регионов, прежде всего Севера, Сибирско-Дальневосточного и многострадального Нечерноземья. Наметив основные тенденции, можно предложить ученикам спрогнозировать состав списка российских стотысячников спустя десятилетие. Какие города с большой долей вероятности войдут в их число? Какие потери могут произойти? Тем самым класс фактически будет проводить интеллектуальную работу за многочисленные аналитические центры и исследовательские институты нашей страны, добиваясь результатов, близких к «взрослым», но за гораздо более короткое время и с неоценимо бо’льшим образовательным эффектом.

3. Запоминание местоположения крупных городов России

Во многом это направление работы коррелирует с задачей 1. Ведь, разобравшись детально в причинах возникновения городов, гораздо проще можно запомнить конкретные географические примеры. Конечно, ни один реальный человек, будь он хоть семи пядей во лбу, не сможет запомнить местоположение абсолютно всех городов России (их более 1000). Да это и не нужно. Однако средний образованный человек обязан хотя бы быть наслышанным о всех городских центрах родной страны с населением свыше 100 тыс. человек. Таковых не так уж и много, и каждый из них служит своеобразным репером при ориентации по бескрайним просторам России: человеку станут понятны такие географические определения, как «близ Рязани», «к северу от Хабаровска», «в районе Норильска».
К окончанию 9-го класса ученик должен знать:
если рассчитывает на 3 балла — названия и местоположение всех городов-миллионеров страны (13 штук, почти столько, сколько месяцев в году);
если считает себя хорошистом — названия и местоположение всех городов с населением более 500 тыс. человек (33 штуки, как букв в алфавите);
если рассчитывает на отличную оценку — помимо выполнения требований, выдвигаемых к первым двум группам учащихся, должен уметь показывать на карте страны 90% городов с населением от 100 до
500 тыс. человек (168 штук на осень 2002 г., это все равно, что знать по фамилиям большинство учеников в параллелях своего класса).
Для лучшего запоминания местоположения городов можно рекомендовать следующие несложные приемы:
1) запоминать города, особенно центры, по их расположению в составе того или иного субъекта федерации. Названия большинства областей — производные от их центров. Зная область, всегда можно назвать ее центр, и наоборот. Иногда это правило выдерживается и в отношении национально-государственных единиц: Якутск — столица Якутии, Черкесск — Карачаево-Черкесии.
2) запоминать местоположение городов по упомянутым в их названиях географическим объектам. Примеры: города Волгоград и Волжский находятся на Волге, Ангарск — на Ангаре, Южно-Сахалинск — на юге Сахалина, Уссурийск — на Уссури.
3) пользоваться мнемоническими формулами — стишками или считалочками, в которых названия или первые буквы названий городов рифмуются или выстраиваются в легко запоминаемую последовательность. Примеры запоминания городов по трассе Транссиба были приведены в № 34/2002 на с. 28.
4) отнестись к картосхеме крупнейших городов России, как к карте звездного неба, и запоминать конфигурацию городской сети, разбивая ее на отдельные «созвездия». Так нетрудно запомнить «Млечный путь», составленный из городов Транссиба; меридионально вытянутый прямоугольник городов Урала со «звездами» первой величины: Пермью, Екатеринбургом, Уфой и Челябинском; при определенной фантазии можно найти в Поволжье «ковш» Большой Медведицы, узлы которого представлены крупными «звездами»-городами Нижним Новгородом, Казанью, Самарой, Саратовом, а «ручка» протягивается через Камышин и Волгоград до Астрахани. Интересно, что, как и в случае с Большой Медведицей, вторая от конца ручки «звезда» (на звездном небе Мицар) здесь будет двойной: при крупном Волгограде имеется много уступающий ему Волжский.
Предложенные в номере картосхемы можно использовать и в опубликованном виде, но лучше превратить их в тематические карты, самостоятельно наполнив содержанием. Для этого на с. 16—17 и 14, 19 помещена интерактивная легенда. Вы можете выбрать с учениками лишь одно направление изготовления карты (распределение городов по численности населения или по времени возникновения), тогда активируется (закрашивается) лишь один из секторов легенды, а остальные остаются пустыми. Можно сделать и все предлагаемые карты, в этом случае их надо размножить ксерокопированием. Проводя проверку усвоения материала, можно воспользоваться специальными графическими задачами, которые будут опубликованы в одном из ближайших номеров.

Города Европейской России с населением более 100 тысяч человек

Города России с населением более 100 тысяч человек

Географические линии и рубежи, определяющие размещение городов
Европейской части России


* О системе расселения и городах Ленинградской обл. см. спецвыпуск «Ленинградская область» // География № 21/2003.