Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №34/2003

Образ территории


Памятная медаль, выпущенная в 1983 г.
к 50-летию Беломорско-Балтийского
ордена Трудового Красного Знамени канала

Памятная медаль, выпущенная в 1983 г. к 50-летию Беломорско-Балтийского ордена Трудового Красного Знамени канала

Памятная медаль, выпущенная в 1983 г. к 50-летию Беломорско-Балтийского ордена Трудового Красного Знамени канала

Проверьте, понимают ли школьники,
для чего нужны шлюзы и как они устроены

Предложите ученикам определить
контуры медали на карте в атласе, примерно рассчитать «масштаб медали», длину канала

Вы никогда не задумывались о «странном» совпадении: в этом году праздновали 70-летие Северного флота, в этом же году исполнилось 70 лет Беломорканалу?
Хотя официально дата рождения Северного флота отмечалась в начале лета, а ББК — в августе, наш ледовитый флот — в известной мере порождение речного канала. Молодое советское государство перед угрозой нападения с Запада, в преддверии Второй мировой войны стремилось укрепить свой северный фасад (свежи еще были воспоминания о зверствах англо-американских интервентов в Архангельске в Гражданскую). Но на Ледовитом океане тогда не было современных баз судостроения. А провести военные корабли с Балтики в Баренцево море океанским путем было затруднительно. Как вести — мимо маннергеймовской Финляндии, вскоре сплотившейся с немецким фашизмом, сквозь проливы Дании, вскоре не без удовольствия отдавшей себя Гитлеру, мимо Норвегии, где симпатии к Германии и свой, доморощенный фашизм набирали силу? Беломорканал заменил нам Датские проливы и Norreweg (скандинавский Северный путь), пропустил через себя грозные военные корабли и подлодки из Кронштадта на вновь созданные базы ВМС на Кольском полуострове.
Вспоминая о тех потерях, которые нация понесла при строительстве Беломорканала, подумаем и о тех миллионах людей, которые переброшенный через сухопутный водораздел флот прикрыл от фашистской чумы, ведь иначе бы она прорвалась с незащищенного Севера.
ББК много лет справедливо считался стратегическим объектом. По сю пору здесь вроде бы официально запрещена фото- и видеосъемка. Это, впрочем, не мешает теплоходным туристам напропалую щелкать аппаратами. Несколько лет назад по стратегической водной трассе пошли круизные маршруты. Пассажирским теплоходам лишь чуть подрезали борта, чтобы они могли протиснуться в устаревшие уже, 70-летние шлюзы.