Обращение
к учителям, воспитателям,
руководителям
образовательных учреждений и ведомств
Уважаемые коллеги!
Мы, участники августовского педагогического
совещания — учителя географии города Армавира
Краснодарского края, обращаемся к вам, движимые
тревогой за судьбу и качество российского
образования.
Реформаторы от Министерства образования под
девизом «модернизации образования и разгрузки
учебных программ» предлагают отказаться от
значимой части национального литературного
наследия, сократить естественно-научное
образование почти в два раза, не могут
определиться с историей и обществознанием. И
если школьники России еще успешно выступают на
международных предметных олимпиадах и конкурсах,
то это заслуга не чиновников от образования, а
российских педагогов, которые в условиях
бесконечного реформирования и
экспериментирования пытаются сохранить все
лучшее, что наработано отечественной
педагогикой.
Несомненно, борьба за лучшее будущее все более
тесно связана с реформированием системы
образования. Но реформа реформе рознь. Что ждет
нас впереди?
В нынешней сложившейся ситуации — снижение
уровня знаний. Среди школьных предметов нельзя
выделить главные и второстепенные. Если же речь
идет об общекультурном образовании, то, как
отмечается в проекте доклада Всемирного банка
«Российское образование в переходный период», «...все,
заканчивающие обязательное обучение, должны
правильно читать карты (выделено нами. — Авт.),
разговаривать на иностранном языке, уметь
заполнять налоговые декларации, быть знакомыми с
русской литературой и искусством, терпимо
относиться к другим социальным группам».
Таким образом, главная задача современного
образования — пробудить в обществе осознание
значения знания. Только будет ли решена эта
задача нашим Министерством образования?
Географическая культура — часть
общечеловеческой культуры, важная составляющая
поведенческой компетенции будущего политика,
бизнесмена, управленца, гражданина.
Сокращение количества учебных часов географии в
6—7-х классах в два раза, введение профильного
обучения в старшей школе, где географии отведено
место Золушки, так как предмет не входит в число
обязательных образовательных (письмо
Министерства образования РФ от 09.07.03 № 13-51-145/13 «О
проекте базисного учебного плана для начального
общего и основного общего образования»), влечет
за собой тяжелые последствия, в частности:
— снижение уровня естественно-научных знаний,
направленных на понимание законов природы и
человеческого общества, роли и места человека на
нашей планете и его ответственности за
существование будущих поколений;
— сведеRние школьной географии лишь к
поверхностному и неосмысленному ознакомлению
учащихся с программным материалом;
— исключение практической, экспериментальной,
исследовательской работы с учащимися;
— снижение познавательного интереса к
предмету и географической науке в целом;
— массовый уход талантливых педагогов из школы;
— увеличение материальных затрат на создание
новых учебно-методических комплексов,
переподготовку кадров, апробацию новых программ
и учебников.
Серьезной проблемой является и грядущее
повсеместное введение единого государственного
экзамена, в том числе и по географии. В условиях
свертывания естественно-научного образования и
перехода к профильному обучению грубо
нарушается ст. 43, п. 2 Конституции РФ, где «...гарантируется
общедоступность основного общего... образования
в государственных или муниципальных
общеобразовательных учреждениях».
Уважаемые коллеги! Мы обозначили лишь некоторые
последствия принятия нового базисного учебного
плана. Круг проблем намного шире. Не будем
оставаться равнодушными — с нашим мнением
чиновники должны считаться!
УЧАСТНИКИ
АВГУСТОВСКОГО СОВЕЩАНИЯ
УЧИТЕЛЕЙ ГЕОГРАФИИ
г. Армавир,
Краснодарский край
26 августа 2003 г.
|