Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №34/2003

Предмет


Проект базисного учебного плана:

на верном пути к общему кризису российского образования

Каждый год надеешься, что учительская жизнь станет полегче, труд педагога будет достойно оплачиваться и чиновники от образования не будут драть на части нашу любимую географию. Ан нет. В самый разгар лета, в дни школьных каникул, в тиши министерских кабинетов вызрел очередной документ Министерства образования России № 13-51-145/13 от 09.07.2003 «О проекте базисного учебного плана для начального общего и основного общего образования». Что же мы в нем видим?
А видим то, что количество часов на географию в 2003—2004 учебном году в 6—7-х классах сокращается до одного в неделю, а за счет высвобожденных часов увеличивается курс «Обществознание». Ничего в целом не имею против данного курса, но не за счет же географии — предмета, признанного на международном уровне, наряду с философией, историей, иностранными языками, одним из основных общеобразовательных предметов.
«Только география помогает школьникам изучить пространственное разнообразие жизни и деятельности людей, роль человека и человечества в географической среде, вклад людей в развитие мировой цивилизации, то есть жизнь во всем ее разнообразии» (И.В. Душина, Е.А. Таможняя, В.Б. Пятунин). А ведь основы географического и пространственного мышления формируются именно в 6—7-х классах такими основополагающими дисциплинами, как «Начальный курс физической географии» и «География материков и океанов». Господа чиновники, задумайтесь, как можно за 32 учебных часа (по одному в неделю) пройти курс объемом 68 учебных часов? Возможно это лишь галопом по Европам. В результате будут заложены основы общего падения уровня географического образования, иными словами, географической безграмотности.
На ум сразу приходит цыган среднего возраста, сын которого учился у меня в 90-е годы. Забирая его после окончания 6-го класса из школы, он сказал: «Спасибо вам. Читать и считать Петр научился, значит, в жизни не пропадет!» Вот такое будущее ожидает наших детей: низкий образовательный уровень, иначе — географический примитивизм, уход последних энтузиастов-географов непенсионного возраста из школ при отсутствии подпитки из среды молодых специалистов. А вкупе с образовательными инновациями в других дисциплинах все это приведет к общему кризису образования, который задвинет Россию на задворки мировой цивилизации, хотя образование в СССР было в недавнем прошлом одним из лучших в мире и мы этим законно гордились.
Если же кто не знает, то о значении географической культуры в воспитании подрастающих поколений замечательно написал Н.В. Гоголь: «Велика и поразительна область географии... Какая другая наука может быть прекрасней для детей, может быстрее возвысить поэзию младенческой души их?»
Давайте прислушаемся к этим великим словам и вовремя одумаемся.

А.Е. МИРЗОЕВ,
учитель географии школы № 236
г. Москва