Проект базисного учебного плана:
на верном пути к общему кризису
российского образования
Каждый год надеешься, что учительская жизнь
станет полегче, труд педагога будет достойно
оплачиваться и чиновники от образования не будут
драть на части нашу любимую географию. Ан нет. В
самый разгар лета, в дни школьных каникул, в тиши
министерских кабинетов вызрел очередной
документ Министерства образования России №
13-51-145/13 от 09.07.2003 «О проекте базисного учебного
плана для начального общего и основного общего
образования». Что же мы в нем видим?
А видим то, что количество часов на географию в 2003—2004
учебном году в 6—7-х классах сокращается до
одного в неделю, а за счет высвобожденных часов
увеличивается курс «Обществознание». Ничего в
целом не имею против данного курса, но не за счет
же географии — предмета, признанного на
международном уровне, наряду с философией,
историей, иностранными языками, одним из
основных общеобразовательных предметов.
«Только география помогает школьникам изучить
пространственное разнообразие жизни и
деятельности людей, роль человека и человечества
в географической среде, вклад людей в развитие
мировой цивилизации, то есть жизнь во всем ее
разнообразии» (И.В. Душина, Е.А. Таможняя, В.Б.
Пятунин). А ведь основы географического и
пространственного мышления формируются именно в
6—7-х классах такими основополагающими
дисциплинами, как «Начальный курс физической
географии» и «География материков и океанов».
Господа чиновники, задумайтесь, как можно за 32
учебных часа (по одному в неделю) пройти курс
объемом 68 учебных часов? Возможно это лишь
галопом по Европам. В результате будут заложены
основы общего падения уровня географического
образования, иными словами, географической
безграмотности.
На ум сразу приходит цыган среднего возраста, сын
которого учился у меня в 90-е годы. Забирая его
после окончания 6-го класса из школы, он сказал:
«Спасибо вам. Читать и считать Петр научился,
значит, в жизни не пропадет!» Вот такое будущее
ожидает наших детей: низкий образовательный
уровень, иначе — географический примитивизм,
уход последних энтузиастов-географов
непенсионного возраста из школ при отсутствии
подпитки из среды молодых специалистов. А вкупе с
образовательными инновациями в других
дисциплинах все это приведет к общему кризису
образования, который задвинет Россию на задворки
мировой цивилизации, хотя образование в СССР
было в недавнем прошлом одним из лучших в мире и
мы этим законно гордились.
Если же кто не знает, то о значении
географической культуры в воспитании
подрастающих поколений замечательно написал Н.В. Гоголь:
«Велика и поразительна область географии... Какая
другая наука может быть прекрасней для детей,
может быстрее возвысить поэзию младенческой
души их?»
Давайте прислушаемся к этим великим словам и
вовремя одумаемся.
А.Е. МИРЗОЕВ,
учитель географии школы № 236
г. Москва
|