Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №34/2003

Содержание обучения


Как провести грамотные,
интересные и содержательные уроки
по предстоящим темам

Тема «Мировой океан»

в курсе 7-го класса

К.С. ЛАЗАРЕВИЧ

Изучению физической географии отдельных океанов предшествует в курсе 7-го класса раздел, посвященный Мировому океану в целом.
В разных учебниках структура этой темы разная; некоторые же сюжеты (например, понятие «Мировой океан», принципы выделения частей Мирового океана) отсутствуют вообще. Рельеф дна Мирового океана, рассматриваемый обычно в теме «Литосфера», при изучении океана как бы забывается. Здесь предложена система изложения темы, представляющаяся наиболее логичной.

Понятие «Мировой океан»

Ни в одном школьном учебнике не удалось найти объяснения самого термина «Мировой океан». Термин сравнительно недавний, его предложил в 1917 г. океанолог и картограф Юлий Михайлович Шокальский, президент Русского географического общества. Раньше выделяли четыре океана (иногда пять — об этом речь впереди), но общего понятия не существовало. Новизна идеи Шокальского заключалась в том, что океан един, что океаны, выделяемые традиционно и в значительной мере условно, — лишь части этого целого. Идея оказалась плодотворной, термин прижился и теперь широко применяется. Иногда говорят просто Океан.

Морская вода

Рыболовный пароход с неводом в Северном море

Рыболовный пароход с неводом в Северном море

Рыболовный пароход
с неводом в Северном море

Гравюра начала ХХ в.

 

Почему морская вода соленая? Ведь реки, впадающие в море, пресные. Потому же, почему солеными становятся бессточные озера, куда тоже впадают пресные реки. Постарайтесь предостеречь учеников от предположения о том, что морскими или озерными водами растворяются соли, залегающие в земле. Причинная связь здесь, как правило, обратная: залежи солей в земной коре имеют морское происхождение. Морская же вода соленая потому, что вода в реках, даже самых чистых и пресных, всегда содержит соли. Количество их в речной воде обычно незаметно, но потом эта вода попадает в водоем; она оттуда испаряется, а соли — нет, деваться им некуда, они постепенно накапливаются. И в этом отношении в совершенно одинаковых условиях оказываются крохотное озерко и Мировой океан: то и другое — бессточные водоемы, откуда вода может только испаряться, но не стекать. Бывают, правда, исключения: из африканского озера Чад не вытекает ни одна река, но есть какой-то, мало еще исследованный, подземный сток из озера, и вода там во влажное время года практически пресная, в сухое — солоноватая. Для океанской же воды такой сценарий исключен, ей стекать некуда.
Соленость измеряется в тысячных долях — промилле; об этом в учебниках пишут. Но даже в учебниках (не будем указывать пальцем) попадается фраза: соленость измеряется в промиллях. Говорить и писать так нельзя! Измерять в промиллях — все равно, что ходить в польтах. Слово промилле — несклоняемое. Как «процент» означает по-латыни на сотню (pro centum), то есть пять процентов — это пять на [каждую] сотню, так «промилле» — на тысячу (pro mille).
С соленостью связано одно любопытное явление, о котором ученикам можно рассказать лишь в старших классах, семиклассники же не поймут, потому что химии не знают. В морской воде растворены преимущественно хлориды (NaCl, MgCl2), есть сульфаты (Na2SO4), в речной же — конечно, в гораздо меньших концентрациях — преобладают карбонаты (CaCO3, MgCO3), а хлоридов и сульфатов совсем мало. Куда же деваются в морской воде приносимые реками карбонаты? Они служат строительным материалом для обитателей моря. Из раствора берутся карбонаты для раковин, для коралловых построек, для скелетов рыб. Карбонаты, принесенные реками и усвоенные живыми организмами, мы видим в мощных (в сотни и тысячи метров) пластах известняков (CaCO3), магнезитов (MgCO3) и доломитов (СаMg(CO3)2).

Дно Мирового океана

Рельеф дна в разделах о Мировом океане упоминается в учебниках для 7-го класса лишь вскользь, возможно, потому, что общее представление было дано в 6-м классе, а о срединно-океанических хребтах было рассказано в 7-м классе при объяснении тектоники плит. Между тем повторить понятия шельф, материковый склон, ложе океана и срединно-океанический хребет нужно именно здесь, иначе станет непонятным рельеф дна каждого из океанов.

Рельеф океанического дна

Рельеф океанического дна

1 — шельф, 2 — материковый склон, 3 — ложе океана,
4 — срединно-океанический хребет с рифтовой впадиной в осевой части,
5 — глубоководный жёлоб, 6 — вулканический остров,
7 — подводный вулканический конус

Спросите учеников, слышали ли они что-нибудь о шельфе по радио или телевидению. Вполне возможно, что и слышали: сейчас на шельфе разрабатывают месторождения многих полезных ископаемых, в особенности нефти и газа; иногда из-за претензий государств на те или иные участки шельфа происходят конфликты.
Говоря о срединно-океанических хребтах, подчеркните, что это не отдельные поднятия на дне, а единая глобальная система хребтов, настолько тесно связанных друг с другом, что их трудно разделить, они плавно переходят один в другой, и названия даны им лишь условно. Так, выделяют Северо-Атлантический и Южно-Атлантический хребты, на самом же деле это не только единая система Срединно-Атлантического хребта, но она плавно переходит на севере в хребет Гаккеля в Северном Ледовитом океане, а на юге, столь же плавно, — в Африканско-Антарктический и далее, уже в Индийском океане, в Западно-Индийский. Попросите учеников проследить эти хребты на карте и — уже самостоятельно — другие хребты в Тихом и Индийском океанах.

Морские течения

Течения можно изучать на некотором условном океане, который часто изображают в книгах (Крылова 7, с. 52 — здесь контур этого океана дан в географической задаче), но лучше просто взять Тихий океан, как в том же учебнике на с. 44: он в отличие от Атлантического изометричен (примерно одинаков по длине и ширине), в отличие от Индийского — располагается на всех широтах, от одного полярного круга до другого. Прекрасно выражены оба Пассатных течения, есть Экваториальное противотечение, течение Западных ветров и Северо-Тихоокеанское с их ответвлениями.
В наиболее широко используемом учебнике (Коринская) в качестве первого примера взят Атлантический океан, а на общей карте течений Мирового океана (с. 51, рис. 25) Тихий океан оказался разрезанным. Когда же самый выразительный Тихий океан будет изучен и понят, ученики гораздо легче усвоят Индийский океан, сильно урезанный с севера, Атлантический, представляющий собой очень широкий, изогнутый пролив от Арктики до Антарктики. Северный Ледовитый океан, как самый маленький и самый своеобразный, обычно изучают в конце, поэтому Атлантический океан, имеющий с ним очень свободное сообщение, лучше изучать непосредственно перед ним. Так обычно и делают, исключение только в одном учебнике (Финаров; здесь порядок океанов такой: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый).
Разделять течения на типы по происхождению, давать термин «стоковые течения» и тем более вводить еще один загадочный генетический тип, противотечения (Крылова 7) — едва ли стоит: о происхождении противотечений океанологи все еще спорят, а сущность стоковых течений можно объяснить просто и хорошо, не употребляя лишних терминов: на север идет Северо-Атлантическое течение, а «избыток вод из этих широт оттекает на юг» (Коринская, с. 51).
Почему-то долго не может получить права гражданства понятие термически нейтрального течения. Во всех атласах есть только теплые и холодные, из учебников только в одном (Крылова 7) есть нейтральные течения. Между тем Пассатные течения, которые на карте изображаются как теплые (кроме восточных частей, где они с севера и юга подпитываются водами холодных течений, — там они холодные), нигде не становятся теплее окружающих вод. То же можно сказать и об Экваториальном противотечении.
Нейтральным же будет и течение Западных ветров, всегда изображаемое как холодное. На его северной окраине температура поверхностных вод — 12—15 °С, на южной — 2—4 °С, то есть основной перепад температур при движении с севера на юг происходит в его пределах, но нигде оно не идет, будучи окружено более теплыми (как и более холодными) водами.
В учебнике 6-го класса приведен график средней годовой температуры поверхностных вод Мирового океана (Крылова 6, с. 143, рис. 104). Хорошо было бы скопировать его как демонстрационный плакат, но внести небольшое уточнение — сделать более резким перепад температур на южных широтах от 40 до 55°, где в основном проходит течение Западных ветров. Как должен выглядеть рисунок, показано на этой странице. Постарайтесь проанализировать его с учениками. Вот примерные вопросы.
Почему в северных широтах график доходит до 90°, а в южных доведен всего до 70° и прерван?
(Потому что дальше океана нет — Антарктида.)
К южным широтам график спускается гораздо круче, чем к северным: в Северном полушарии температура достигает нуля на 80° широты, а в Южном уже на 60°. Почему?
(Антарктика вообще гораздо холоднее Арктики; в Арктике есть участки, свободные ото льда, в Антарктиде — сплошные ледники, самые низкие температуры на Земле.)
Почему так круто опускается график между 40 и 55° ю. ш.?
(На этих широтах проходит течение Западных ветров, разделяющее умеренные и антарктические водные массы. Если бы мы строили не усредненный, а конкретный, по одному меридиану, график, падение было бы еще круче: тот же перепад температур, но не на 15, а на 5—7° широты.)
В Северном полушарии в умеренных широтах тоже преобладают западные ветры. Почему же там нет своего кругосветного течения Западных ветров?
(В Северном полушарии ему негде поместиться, много материков.)
Концевые участки графика лежат ниже нуля. Разве может быть у жидкой воды отрицательная температура?
(Да, может: при средней океанической солености 35 ‰ вода замерзает при —1,9 °С.)

Части Мирового океана

Мировой океан обычно делят на отдельные океаны. Три из них, те, которые пересекаются экватором, обычно сомнений не вызывают, спорить можно только о границах. За границей до сих пор не все признают самостоятельность Северного Ледовитого океана. Наиболее горячими его защитниками были в 30-х годах ХХ в. советские ученые, справедливо утверждавшие, что этот океан, хотя и невелик по размерам, представляет собой совершенно самостоятельную акваторию. Что же касается Южного океана, то его раньше подписывали на картах, но в 20-х годах он исчез, его поделили между Тихим, Атлантическим и Индийским. И только в 60-х годах, после нескольких лет интенсивных исследовательских работ в Антарктике вновь было предложено выделить его в качестве самостоятельного. Учебники, за одним исключением (Лобжанидзе) его как самостоятельный не рассматривают. Сложность состоит в том, что гидрологическая граница океана (обычно ею считается осевая часть течения Западных ветров) не только очень неопределенна, но и меняется по сезонам, смещаясь зимой Южного полушария к северу, летом — к югу. Проведение же границ по линиям градусной сети выглядит неубедительно. Видимо, все же лучше Южный океан не выделять, пока не будет сказано четкое быть по сему! — как это было в 1935 году, когда Северный Ледовитый океан был узаконен постановлением ЦИК СССР.
Море — это часть Мирового океана. Залив — тоже. Называть какую-то акваторию морем или заливом — дело исключительно традиции. Два близких по величине и сходных по режиму водных пространства по разные стороны одного и того же полуострова называются одно — Аравийским морем, другое — Бенгальским заливом. Крохотное Азовское море — море, а две огромные акватории к северу и к югу от Северной Америки называются заливами — Гудзоновым и Мексиканским. Посчитайте, сколько морей выделено в пределах одного Средиземного моря. Так что не стоит искать объективных критериев различия морей и заливов, пусть они называются так, как принято.
Говоря о проливах, надо выяснить, хорошо ли усвоили ученики разницу между понятиями соединяет и разделяет. Например, пролив Босфор разделяет полуострова Балканский и Малая Азия (если шире, то Европу и Азию) и соединяет Черное море с Мраморным. Пролив Дарданеллы разделяет то же самое, но соединяет Мраморное море с Эгейским. Проверьте учеников: Керченский пролив разделяет Таманский полуостров и Крым (если точнее, то в его пределах Керченский полуостров); а что соединяет? Что соединяет и что разделяет Берингов пролив?
Когда многие общие понятия выяснены, легче изучать каждый из океанов. Окончив эту тему, можно будет в виде обобщения дать сравнительную характеристику двух океанов. Можно взять любые два из трех, но Северный Ледовитый не берите — с каждым из трех остальных будут одни различия, сходств же почти не найдете.

Ссылки на учебники всюду даны сокращенно:

Коринская — В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев. География материков и океанов. 7 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. — М.: Дрофа, 2002. — 320 с.
Крылова 6 — О.В. Крылова. Физическая география: Нач. курс: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений. — М.: Просвещение, 1999 (и последующие издания). — 192 с.
Крылова 7 — О.В. Крылова. Материки и океаны: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 1999 (и последующие издания). — 304 с.
Лобжанидзе — В.А. Кошевой, А.А. Лобжанидзе. География. Земля: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. Под ред. А.А. Лобжанидзе. М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2002.  — 144 с.
Финаров — Д.П. Финаров, С.В. Васильев, З.И. Шипунова, Е.Я. Чернихова. География материков и океанов: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений. М.: Просевщение, 1996.  — 302 с.

Публикация произведена при поддержке интернет-журнала идей для бизнеса со всего мира “Cool idea”. Посетив сайт журнала “Cool idea”, который располагается по адресу http://coolidea.ru/, Вы найдете большое количество статей, которые расскажут про самые новые бизнес идеи для малого бизнеса. А так же к Вашему вниманию информация о тендерах, справочник недвижимости, каталог франшиз, и готовые примеры бизнес-планов.