Карельские зарисовкиПредыдущие материалы цикла см. в № 27—28 и 30/2003 Обыкновенный город
|
— Однако я построил в уме
такую модель города, — промолвил император, — из
которой можно будет вывести все мыслимые города.
Она содержит все, что есть в нормальном городе.
Так как реальные города в какой-то мере отстоят
от нормы, достаточно предусмотреть возможные
отклонения и рассчитать их наиболее вероятные
сочетания. — И я придумал модель города, — ответил Марко, — из которой вывожу все остальные. Это город сплошь из исключений, запретов, несуразностей, противоречий, всяческого вздора… Довольно изымать в любом порядке исключения из моей модели, чтобы в конце концов добраться до одного из городов. |
Итало Кальвино.
|
Медвежьегорск — один из райцентров Карелии,
нанизанных на железную дорогу, которая ведет на
север, в Мурманск. От Петрозаводска его отделяют
150 км.
В старой Олонецкой губернии, не захватывавшей
северные районы нынешней Карелии, территория
современного Медвежьегорского района занимала
крайнее северное положение. Ныне же
Медвежьегорск на карте Карелии приближен к ее
географическому центру.
Медвежьегорск — маленький город, удивляющий
своими нереализованными возможностями.
Герб Медвежьегорска,официально не утвержденный
|
А ведь в 30-е годы это был центр строительства Беломорканала. Это и не последней важности транспортный узел Севера: здесь к стержневому пути Петербург—Мурманск примыкает с юго-востока, дорога, связующая край с Архангелогородскими и Вологодскими землями. Медвежьегорск — один из немногих городов Карелии, в котором явно не выражена лесохозяйственная специализация. Небольшие предприятия лесной отрасли сочетаются здесь с объектами обслуживания железной дороги, производствами стройматериалов и швейным.
Финская картосхема,
|
Однако если и существует модель города Карелии, из которой можно выводить все другие, то эта модель носит гордое имя — Медвежьегорск. Этот город — символ обыкновенности, которая уже сама по себе в Карелии капельку необыкновенна. В Медвежьегорске есть все, что присуще изначально маленьким карельским городкам, которые так не хочется признавать маленькими. В Медвежьегорске нет ничего лишнего, ничего, что позволило бы этот город выделить среди прочих и сказать: он уникален и прекрасен. Поэтому-то Медвежьегорск выделяется именно тем, что он есть модельный город Карелии.
Вокзал станции Медвежья Гора
|
Первое впечатление от города может выиграть или проиграть в зависимости от того, каким путем, с какой стороны вы в первый раз увидите город. В Медвежьегорск можно въезжать и с севера — с федеральной автодороги «Кола» (мурманская трасса), к которой сходятся и дороги из старинного Заонежья, и с востока — по дороге, ведущей с «пудожской» стороны Онежского озера. Но лучше всего приехать на поезде и сойти у небольшого элегантного деревянного вокзала, на башенке которого беззастенчиво значится: — Медвежья Гора. Тогда город начнется для вас с приключения. И в нем захочется открывать новые и новые черты тихой провинциальной прелести, выискивать скрытые изюминки, подобные тем, что заключены в необычном вокзале с вывеской на необычном языке с необычным переводом (не форменно-казенный, примелькавшийся на картах Медвежьегорск, но романтичная гора славного тотемного зверя финнов1). Выискивать, чтобы потом, обойдя весь город, не найти таковых и понять Медвежьегорск как место счастливой, но обреченной обыденности.
В 1941—1944 гг. Медвежьегорск был на
территории,
|
По железной дороге приехать в Медвежьегорск надо еще и потому, что именно с нее и начинался город — как и многие города Карелии. Начинался в 1916 г. как станция, получившая необычное и звучное — и потому ставшее основанием для легенд — название Медвежья Гора. Развитие пристанционного поселка шло медленно, только в 20-е годы колонизационный комбинат Мурманской железной дороги приступил к развитию лесопиления в окрестностях станции, стягивая сюда лес окрестных районов — Заонежского (южная часть теперешнего Медвежьегорского района), Повенецкого (восточная) и Сегозерского (северная).
Судно входит в шлюз ББК
|
Новый толчок к развитию дало выгодное положение Медвежьей Горы у самой северной оконечности Онежского озера — на Повенецком заливе. Поэтому в 1931 г. именно здесь разместилось управление строительством Беломорканала. В 15 км к востоку, у Повенца началось строительство канала — со знаменитой Повенецкой (Повенчанской) лестницы, самой тяжелой в техническом отношении части канала, с большим подъемом на водораздел2. Так начал расти нынешний Медвежьегорск — «обогащая» собственную маргинальность, уже изрядную, благодаря «железнодорожной мобильности» населения, лагерной спецификой. Город, окруженный «зонами» и возникший из них, воплощение эпохи. Столица Беломорканала.
«Гора» над Медвежьегорском
|
Город (Медвежьегорск обрел официальный
городской статус в 1938 г.) окреп и расширился;
быстро восстановился после разрушения в годы
Великой Отечественной войны и сегодня
существует как бы слободами. К северу от железной
дороги, еще со времен, когда рабочие железной
дороги, оседая здесь, строили себе дома, осталась
полностью состоящая из частного сектора
половина города. К югу город приобретает
«городской» облик — трех- и пятиэтажная
застройка, в основном 50—60-х годов, разделенная
двумя медвежьегорскими речками на сектора.
Средний более всего походит на центральный:
правильные кварталы, почта, больница;
рекреационная зона с лодочной станцией и
небольшой набережной на берегу Онего-озера и
речки Кумсы. Главная магистраль этого сектора
(а возможно, и всего города) — улица, носящая
показательное для истории Медвежьегорска
название — Дзержинского. На востоке, пересекаясь
рекой Вичкой, она переходит в Повенецкую улицу,
которая рассекает на две части частную
застройку, наполняющую восточный сектор.
Велотуристы
|
МПС РФ. Медвежья Гора.
|
К западу, пересекая Кумсу, улица Дзержинского переходит в Советскую и образует еще один центр Медвежьегорска, который хочется назвать «старым». Действительно, судя по застройке и микроположению, он возник несколько раньше «среднего». На краю этого центра и располагается железнодорожный вокзал, своего рода центр экономической активности, но центральные функции отсюда словно вымываются на восток. А здесь, на западе, железная дорога все ближе и ближе подходит к берегу Онежского озера. Здесь уже не могла бы возникнуть рекреационная зона, подобная той, что у устья Кумсы. Это территория первого промышленного освоения — лесопильный комбинат, склады леспромхоза, грузовой порт.
Железнодорожное депо станции
|
Мощное здание, несущее черты
|
Итак, город — нанизанные на железную
дорогу три неравные части: 1) старое промышленное
ядро, теряющее свои центральные, «собственно
городские», функции; 2) обслуживающий центр, в
среднем сектор трех-пятиэтажной застройки, эти
функции концентрирующий, и 3) огибающее город
полукольцо частного сектора. Без сколько-
нибудь выраженной индивидуальности общей
планировки или отдельных уголков. Таковы и
жители Медвежьегорска — не заботящиеся о городе,
местности, истории и идентичности. Чуждые этим
понятиям. Проживающие свой век в городе, в
который их случайно занесло попутным или,
наоборот, помешавшим заветному пути ветром.
Такой город и таких горожан сложно изменить и
расшевелить. Поэтому довольно призрачна надежда,
что принесут что-то новое в Медвежьегорск
ожидаемые реконструкция и расцвет канала,
активизация субширотных связей с Финляндией или
уже практически завершившееся формирование
новой субмеридиональной оси Москва — Мурманск,
прошедшей через старую дорогу Вологда —
Кириллов — Пудож — Медвежьегорск.
Столица ББК начинала
|
Медвежьегорский район.
|
Медвежьегорск — скрытый центр, соединяющий два вектора, уводящих на юг — на Петрозаводск и Петербург западнее и на Вологду и Москву восточнее. Центр, «прикрепляющий» Беломорканал к сетке железных и автодорог. Центр, который использовал свои потенциальные возможности — как мог. И оставшийся органичным в своей заштатности 17-тысячным райцентром. Сюда особенно интересно приезжать не просто туристу, а географу, исследователю — чтобы своими глазами увидеть модель обыкновенного города, в котором потенциальные возможности не складываются в иллюзии будущего процветания, а просто показывают все, на что они на самом деле годны. Наверное, именно Медвежьегорск поможет понять все другие города Карелии и причины их свершившегося или возможного возвышения. Кроме того, только здесь можно ощутить ускользающее во многих местах простое обаяние обыденности.
Вид на порт Медвежьегорска
|
Вид на вокзал и перрон с пешеходного мостаПрощаемся с |
ФОТО:
Сергея Галашева (сайт «Карелия»,
рассказывающий о Медвежьегорске и
Медвежьегорском районе: http://www.karelia.pp.ru),
Николая Смыслова (туристический
сайт, содержащий иллюстрированные описания
походов по Европейскому Северу, Мещере,
«Золотому кольцу», на Байкал: http://nsmyslov.narod.ru),
Луизы Яковлевой (сайт А-байкеров с
иллюстрированными описаниями велопоходов по
Северо-Западу и Северу Европейской части России: http://john930.narod.ru),
Валерия Гуляева (сайт «Северный
фотокаталог», великолепная, с чувством и любовью
сделанная коллекция фотографий памятников
профессиональной и народной архитектуры,
ландшафтов и замечательных мест Европейского
Севера России, Тюменской обл., а также Финляндии и
северных областей Швеции и Норвегии; путешествие
по этому сайту всколыхнет в ваших учениках
гораздо больший интерес к Русскому Северу, чем
чтение параграфов «просвещенческих» или
«дрофиных» учебников для 8—9-го класса: http://www.nordfoto.ru. Система поиска
оформлена с хорошим географическим тоном)
1 Те, кому случалось ездить сюда
по Октябрьской железной дороге, рассказывают,
что билетные кассиры не понимают (или, по крайней
мере, демонстрируют непонимание) тех
новичков-пассажиров, что просят билет до
Медвежьегорска. Станция официально называется
Медвежья гора, или, как называют ее в обиходе люди
понимающие, Медгора. — Прим. ред.
2 Канал был сдан в эксплуатацию в
августе 1933 г. Принято считать, что первыми
пассажирами, проплывшими по каналу, были Сталин,
Ворошилов и Киров. — Прим. ред.