Задачи на пересечение множеств
Властелин колец
Предыдущую подборку см. в № 33/2003
С.В. РОГАЧЕВ
Ответ:
Река* —
Дополнительные задания:
1. Назовите другие реки России, впадающие
непосредственно в Мировой океан, на которых
стоят города-миллионеры.
2. Назовите другие реки России, впадающие
непосредственно в Мировой океан, в бассейне
которых стоят города-миллионеры.
3. Перечислите все реки России бассейна Мирового
океана, на которых стоят города-миллионеры.
* Условимся в этой задаче принимать во
внимание только реки, впадающие непосредственно
в Мировой океан (то есть не являющиеся притоками
других рек).
Ответ:
Океан А —
Океан Б —
Океан В —
Океан Г —
Ответ:
Материк А —
Материк Б —
Материк В —
Материк Г —
Материк Д —
Материк Е —
Ответ:
Часть света А —
Часть света Б —
Часть света В —
Часть света Г —
Часть света Д —
Часть света Е —
Ответ:
Центр субъекта федерации А —
Центр субъекта федерации Б —
Центр субъекта федерации В —
Дополнительные задания:
1. Заполните исчерпывающим образом поле 2/3.
2. Приведите как можно больше примеров в поле 2
(вне всех пересечений).
3. Заполните исчерпывающим образом поле 3 (вне
всех пересечений).
4. Приведите примеры в поле 1 (вне всех
пересечений).
Ответ:
Город-миллионер А —
Город-миллионер Б —
Город-миллионер В —
Дополнительные задания:
1. Перечислите города-миллионеры, попадающие в
поле 1/3.
2. Перечислите города-миллионеры в поле 2/3.
3. Перечислите города-миллионеры в поле 3 (вне всех
пересечний).
4. Приведите примеры городов-миллионеров в поле
1/2.
Ответы и комментарии
Ответ:
Река — Обь (Новосибирск).
Дополнительные задания:
1. Нева (Петербург), Дон
(Ростов-на-Дону).
2. Все те же три. Только бассейн Оби усиливается
Омском, Екатеринбургом и Челябинском.
3. Обь (Новосибирск), Иртыш
(Омск), Исеть (Екатеринбург), Миасс
(Челябинск), Нева (Петербург), Дон
(Ростов-на-Дону).
Комментарий
Многие годы в нашей школе существовало, а ныне с
большим скрипом преодолевается разделение
географии на так называемые физическую (почему,
кстати, физическую, большинство детей, даже
повзрослев, так и не понимают) и экономическую. В
8-м классе ученики подписывают на тускло-голубых
бланковках названия рек и морей, которые успешно
выкидывают из памяти к классу 9-му. В 9-м же они
берутся, в частности, за выучивание крупных
городов, мало интересуясь тем, в каких природных
зонах и районах эти города находятся, в бассейнах
каких морей и на каких реках стоят. Авторы
педконцепций и школьных программ по географии
только декларируют, что география — предмет,
дающий представление о всеобщих связях. На
поверку же большинство учивших географию детей
не в состоянии без напряжения установить даже
такие элементарные связи, как «Челябинск — Обь»,
«Ростов-на-Дону — Атлантика» или «Уфа — западный
склон Урала». Предложенная постановка задачи
конструктивна именно как обучающая. Связывая
разноотраслевые знания вместе, преодолевая
«розничный» подход в географии, мы достигаем
нового качества усвоения. При этом мы формируем и
географически системное мировоззрение: люди
живут в природе, человечество в своих
расселенческих и хозяйственных формах
самоорганизуется в определенных природных
нишах, климатических, речных, рельефных
разграфках, в «специально отведенных природой
местах».
Ответ:
Океан А — Тихий (океан правильнее
было бы назвать Желтым).
Океан Б — Северный Ледовитый.
Океан В — Атлантический.
Океан Г — Индийский.
Ответ:
Материк А — Африка.
Материк Б — Северная Америка.
Материк В — Австралия.
Материк Г — Южная Америка.
Материк Д — Евразия.
Материк Е — Антарктида.
Направление познавательного развития
задания
Предложите ученикам найти на карте на каждом
материке и назвать озера площадью более 50 тыс. км2.
В Евразии — Каспийское море. От
упоминания Арала воздержимся: это три
десятилетия назад площадь этого озера была более
60 тыс. км2; по современным данным, Арал
разбился на две акватории. Площадь одной из них
ок. 30 тыс. км2, второй — 3 тыс. км2.
Обратим внимание учеников, что самое крупное
наше пресноводное озеро, знаменитый Байкал, до
50-тысячного рубежа сильно недотягивает (его
площадь 31,5 тыс. км2). Это, кстати, указывает
на то, что признак, для отбора в поле 2 достаточно
рельефный, затрагивает объекты действительно
мировой значимости — те озера, которые хорошо
различимы даже на мелкомасштабной карте мира.
В Африке — Виктория. Тектоническая
Танганьика, как и Байкал, от критерия далека.
В Северной Америке — Верхнее, Гурон
и Мичиган. Остальные два из
Великих озер, хоть они и великие, — меньше 50 тыс.
км2.
В Южной Америке — самое большое озеро Маракайбо
имеет площадь лишь немногим больше 13 тыс. км2.
В Австралии — Эйр при максимальном разливе ок. 15
тыс. км2.
Площадь подледного озера, открытого советскими
полярниками в Антарктиде у станции Восток, пока
неизвестна, но вряд ли она существенно превышает
10 тыс. км2.
Ответ:
Часть света А — Америка.
Часть света Б — Антарктида.
Часть света В — Австралия*.
Часть света Г — Азия.
Часть света Д — Европа.
Часть света Е — Африка.
* Отнесение Австралии к полю 1/2/3 не
следовало бы считать грубой ошибкой. Ведь длина
Муррея с Дарлингом составляет 3750 км, что очень
близко к заданному 4-тысячному критерию. Но
формулировка задачи, требующая разнести все
части света в разные поля, призвана дать
возможность справиться с возникающим
затруднением с помощью формального рассуждения:
«ясно, что реки Америки (где Амазонка,
претендующая на то, чтобы считаться ДЛИННЕЙШЕЙ)
длиннее австралийских. Значит, раз в каждое поле
можно поставить только по одному названию, а
Америка очевидно и безо всякого стеснения лезет
в 1/2/3, Австралии там делать нечего, можно сделать
вывод, что ее самая длинная река до 4000 все-таки
недотягивает».
Направление познавательного развития
задания
Найдем на карте ре’ки длиннее 4 тыс. км в разных
частях света. (Не так трудно примерно прикинуть в
масштабе длину извилистой линии в 4 тыс. км и
более — этим навыком школьники должны понемногу
овладевать; разумеется, ошибка в тысячу-другую
километров простительна.) Если же в той или иной
части света таких рек нет, назовем длиннейшую.
В Европе самая длинная река Волга до 4 тыс. км
существенно недотягивает (3,5 тыс. км).
А Волга таки не ручеек какой. Это дает учителю
полное право требовать от школьников, чтобы они
знали все реки длиннее Волги.
Отметим, что по карте трудно точно определить,
есть ли в Волге 4 тыс. км или нет. Но в данном
случае картометрические работы не так уж и
уместны: длину Волги нужно просто знать (выучить).
А если знать (и это надо знать), что Волга — самая
длинная река в Европе, то необходимость в
мысленном измерении Дуная, равно как и всех
прочих европейских рек, заведомо отпадает.
В Азии — Янцзы, Хуанхэ,
Меконг, Обь (водоток,
считаемый от истока Иртыша), Амур (взятый с
Аргунью), Лена и Енисей (с Бий-Хемом). Согласитесь,
такие водные богатства внушают уважение к Азии.
В Африке — Нил, Конго
(Заир), Нигер.
В Америке — Амазонка, Миссисипи,
Маккензи (с Атабаской), а также Ла-Плата
с Параной.
Называя и показывая реки, непременно наградите
каждую какими-нибудь двумя-тремя портретными
чертами. Вот примеры подобных
характеристических экспромтов:
Обь:
— рождение из Бии и Катуни на пороге Алтая;
— самый бурно растущий миллионер России (см.
материал о Новосибирске в № 24/2003, с. 25—28);
— главные нефтегазовые богатства России в
среднем и нижнем течении реки.
Нигер:
— нанизавший на себя пять стран, носитель двух
столиц;
— внутренняя дельта в Сахеле и Сахаре;
— древние порты транссахарской торговли
(вспомним Гао и Томбукту!);
— главный нигерийский нефтедобывающий район в
районе дельты Нигера (здесь уместен и сюжет
Биафры).
Миссисипи:
— служащая границей множества штатов
(посчитайте, скольких!);
— Том Сойер;
— Сент-Луис со знаменитой аркой «Ворота на
Запад» (река как рубеж Востока и Запада США),
главный город блюза;
— Новый Орлеан — самый французский город США и
столица джаза;
— причудливая клювовидная дельта.
Ответ:
Центр субъекта федерации А — Казань.
Центр субъекта федерации Б — Чебоксары.
Центр субъекта федерации В — Уфа.
|
Казань.
Новая огромная
железобетонная мечеть
Кул-Шариф,
воздвигнутая в стенах
древнего кремля
|
Дополнительные задания:
1. В поле 2/3 («ненациональные» миллионеры на Волге)
должны быть помещены Нижний Новгород,
Самара и Волгоград.
2. Тверь, Ярославль, Кострома, Ульяновск,
Саратов, Астрахань.
Сто’ит объяснить детям, что эти города лучше бы
знать все (и почему нужно), то есть не
ограничиваться приведением примеров.
3. Пермь, Москва, Санкт-Петербург,
Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Челябинск, Омск,
Новосибирск.
4. Абакан, Горно-Алтайск, Владикавказ,
Грозный, Ижевск, Йошкар-Ола, Кызыл, Магас, Майкоп,
Махачкала, Нальчик, Петрозаводск, Саранск,
Сыктывкар, Улан-Удэ, Черкесск, Элиста, Якутск.
Ответ:
Города-миллионеры А—В — Киев, Минск,
Харьков.
Дополнительные задания:
1. Петербург, Ростов-на-Дону, Одесса,
Днепропетровск, Донецк.
2. Москва, Тбилиси, Баку, Ереван, Ташкент,
Нижний Новгород, Казань, Самара, Волгоград, Уфа.
3. Алма-Ата (Алматы), Пермь,
Екатеринбург, Челябинск, Омск, Новосибирск.
4. Париж, Каир, Нью-Йорк, Рио-де-Жанейро, Кейптаун,
Мюнхен и очень многие другие.
Комментарий
Основное решение задачи заставляет нас
задуматься (а мы должны заставить задуматься над
этим наших детей) о том, что вся исконно
«атлантическая», обращенная к западному миру
наша история лежит на той территории, которая с
легкой (или грязной?) руки реформаторов 90-х годов
стала «ближним зарубежьем». РФ в ее
неестественных границах оказалась оторванной от
своих, старорусских, подлинно русских городов,
объединенных единой покатостью с источающей
инновационные импульсы европейской ойкуменой.
Парадокс: фактический отход, пространственный
откат от общеевропейского приатлантического
культурного очага в РФ сопровождается
идеологическими разглагольствованиями о
приближении к Европе, о «цивилизации» и т.п. |