За умный базисный
учебный план |
А «чувства добрые»
мы будем убивать?..
В школьном образовании России определилась
некая тревожная и абсурдная закономерность,
измеряемая пятилетними циклами.
В 1997—1998 учебном году новый проект базисного
учебного плана МО РФ предполагал оставить в
российской школе XXI в. географию в 7—9-х классах
(по два часа в неделю) и изъять этот предмет из 6-х
и 10-х классов. НЕТ началу, НЕТ завершению, ведь
предмет начинается с курса общей физической
географии, а завершается социальной и
экономической географией мира. Тогда дружный
глас общественности остановил бездумный
произвол.
Проектная часть базисного учебного плана МО для
основного общего образования (от 9.07.2003 № 13-51-145/13),
то есть на новый 2003—2004 учебный год, оставляет на
географию в 6-х и 7-х классах по одному часу вместо
двух программных. Отнятые два часа передаются
предмету «Обществоведение» для изучения его в
6—9-х классах.
Чиновники считают, что общие
физико-географические знания в 6-х классах
(землеведение), географию материков и океанов в
7-х классах с основами страноведения можно
заменить модулями-ассорти: «Общество»,
«Человек», «Экономика», «Социальная сфера»,
«Политика», «Право». Превращение названных
«модулей» в обществоведческий предмет в 6—7-х
классах — это некое педагогическое,
психологическое, дидактическое извращение.
Изучение этих тем возможно не ранее 8—9-х классов,
когда начинается изучение природы России,
социальной и экономической географии России, ее
истории, специального биологического курса
«Человек».
Замечу, что в лучшие времена школьного
образования, то есть до 1991—1992 гг., на очень
высоком уровне была во многих школах система
настоящей воспитательной работы, проводившейся
классными руководителями и непосредственно
директором школы. Еженедельные тематические
классные часы, клубы интересных встреч можно
назвать блестящими уроками по изучению,
осмыслению социальных, духовно-нравственных,
правовых сторон жизни общества, памятников
культуры, архитектуры и т.д. Не было еще предмета
«Москвоведение», но Москву знали лучше.
Очередные «инновационные» идеи во имя бездумной
шоуподобной модернизации образования нарушают
элементарные законы поступательного процесса
формирования базовой суммы знаний с учетом
возрастных особенностей учащихся.
Самый хороший результат получается, когда
предмет, в данном случае география, сохраняет
свою воспитательно-образовательную сущность,
свою научно выверенную логическую структуру. В
двухчасовом варианте наш предмет в 6—9-х классах
способен ненавязчиво, но органично и продуманно
в соответствии с темой урока на основе
интегративного подхода затронуть все модули
подобного «Обществоведения».
Заметим, что учителя географии считают
интегративный подход в преподавании самым
важным элементом мотивации каждого урока, во
всех аспектах.
География работает за многие предметы, ведь она
главная наука о ЗЕМЛЕ и ЧЕЛОВЕКЕ в мире ее
естественных законов. Главный земной закон —
закон единства: ВВВВ — взаимосвязь,
взаимозависимость, взаимодействие,
взаимопроникновение всех компонентов природы.
География — единственная наука, которая, по
словам М.В. Ломоносова, «всея вселенныя
обширность единому взору подвергает».
В программе ЮНЕСКО «Образование: сокрытое
сокровище» названы общечеловеческие области
знаний, которые помогут каждому познать мир,
познать себя, найти свое место в этом сложном,
противоречивом, но все более целостном мире в
гармонии с собой и всеми, живущими в нем в XXI в.:
философия, история, география, иностранные языки
плюс информационные технологии.
ЮНЕСКО прогнозирует географии в XXI в. престижную
роль, предсказывает своего рода географический
ренессанс.
Глобализация и толерантность — два ключевых
понятия XXI в. Только через географический подход
к их сущности можно обеспечить человечеству
основы достойной жизни в различных регионах и
странах.
Географические знания — основа формирования
общечеловеческой культуры. Культура (лат. cultura) —
возделывание, воспитание, образование, развитие,
почитание. Все составляющие этого словарного
понятия изначально формируются на основе
вариативных знаний о физико-географическом
пространстве Земли, завершаются знаниями о
территориально организованном
социально-экономическом пространстве и его
глобальных проблемах.
Специфика содержания каждого урока географии —
это воспитание, а через воспитание идет
образование, развитие, духовно-нравственное
становление во имя почитания величия Земли,
нашего общего ДОМА. Только достойное школьное
географическое образование может воспитать
настоящего гражданина Земли, хозяина,
созидателя, хранителя этого великого творения
Вселенной — это мое личное педагогическое кредо
уже 44 года.
Лучшие литературные умы России, художники любили
географию. Не случайно связь с литературой,
искусством — важное звено интегративного
подхода учителей на уроках географии.
Наше суровое, жестокое время, неуверенность в
будущем способны легко разрушить «души
прекрасные порывы» подрастающего поколения.
Стоит лишить географические курсы в 6—7-х классах
традиционных двух часов — исчезнет в поколениях
чувство прекрасного, эмоционального восприятия
природы. Наверное, высокий уровень преподавания
в Царскосельском лицее и любовь А.С. Пушкина к
географии озарили его талант и прекрасными
творениями пейзажной лирики...
Земля, которая «ровнем-гладнем разметнулась на
полсвета»... Как много прекрасных
«географических» лирических отступлений в
творчестве Н.В. Гоголя, А.П. Чехова, И.С.Тургенева,
Л.Н. Толстого и других классиков.
Если бы сегодня наши чиновники во всех сферах
государственной деятельности почаще вспоминали
о законах единства всех компонентов природы, о
гармонии природы, может, не выгорели бы за
последнее десятилетие многие тысячи квадратных
километров лесов, не обмелели бы могучие
сибирские реки, не говорили бы простые люди о
кричащем экологическом настоящем и неизвестном
экологическом будущем... Законы географии нельзя
отменить, нельзя убить во имя чьих-то интересов,
ведь живут они миллионы лет. А вот юные души можно
убить названными выше документами...
Господа, помните, что сегодня у могучего дерева
ГЕОГРАФИЯ выросло более 90 сильных и прекрасных
ветвей, то есть современных научных направлений,
всесторонне изучающих литосферу, атмосферу,
гидросферу, биосферу, в том числе с помощью
космической географии... Этим составляющим
единой географической оболочки и посвящены
курсы в 6—7-х классах. Эти курсы закладывают
основы понимания, что всё на свете имеет свою
географию, что без географии вы нигде.
В ноябре 2003 г. российской школьной географии
исполняется 300 лет. День, который назовет Русское
географическое общество, должен стать
национальным праздником России. Страна, в
которой уважают национальные научные праздники,
— счастливая страна...
М.В. СМИРНОВА,
методист по географии методического центра
Северного округа г. Москвы,
заслуженный учитель РФ
|