Управление Россией немыслимо
без знания территориальных особенностей*
Находясь под впечатлением очередного урезания
часов по географии в опубликованном базисном
учебном плане образовательных учреждений РФ, не
могу не задаться вопросом: почему, определив
географию в образовательную область
«Обществознание» (что само по себе является
недоразумением), ее тут же искусственно
расчленяют, изъяв из нее элементы экономико-политического
содержания и заложив при этом явное противоречие:
если эта дисциплина обществознания, то зачем ее
лишать этих политико-экономических элементов,
которые являются объектом изучения социально-политической
географии.
Поразительно и то, что решили пожертвовать
географией в пользу обществоведения, а делается
это за счет природоведческой ее части, а не
обществоведческой. Какие же это элементы
экономико-политического характера обнаружили
наши умники в разделе «Географические оболочки
Земли»? Знания, получаемые в 6–7-х классах, могут
быть заложены только географией.
Но удивляться нечему, пора, очевидно, уже
привыкнуть к некоторого рода парадоксам власть
имущих.
Если бы это делалось в Дании, Польше, Японии и
большинстве других малых или средних по
территории стран, это бы не вызвало такого
удивления. Но ведь Россия, многие беды которой,
как считали Бердяев и другие специалисты,
вызваны ее огромной территорией, с
непозволительно большим транспортным плечом в 2,5
тыс. км, разнообразием природных условий,
этнических особенностей и т.д. Управление такой
махиной просто немыслимо без знания этих
территориальных особенностей, и решение это уже
совершенно абсурдно с позиции здравого смысла.
Как мы можем копировать место и структуру
географии у Германии, Великобритании, Франции и
даже США в этих условиях?
Вопросов много, хотелось бы получить хоть один
вразумительный ответ.
* Из доклада на научной конференции
учителей-географов г. Ростова-на-Дону.
М.И. КИЗИЦКИЙ,
канд. геогр. наук,
доцент кафедры экономической
и социальной географии и природопользования,
геолого-географический факультет РГУ
г. Ростов-на-Дону
|