Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №36/2003

XII Всероссийская олимпиада школьников по географии


Второй (практический) тур:

Экология города

П.Л. КИРИЛЛОВ*
научный сотрудник кафедры экономической и социальной географии России географического факультета Московского государственного университета
им. М.В. Ломоносова

В истории олимпиадного географического движения практический тур проводился уже в третий раз. Цель второго тура — выявить у учащихся не только теоретические знания, но и навыки географов-практиков.
Условно задания нынешнего практического тура можно объединить под общим заголовком «Экология города» (от антропогенного рельефа и загрязнения природной среды до качества жизни населения).
Были сформированы 72 команды по два человека, в основном по региональному принципу. Каждую команду сопровождал учитель (методист) из другого региона.
Команды прошли шесть этапов, на которых участники работали поочередно (то есть каждый отрабатывал по три задания; за одно задание можно было получить максимум 10 баллов), а затем сообща выполняли итоговое командное задание. Этапы (точки) располагались в различных частях города и были приурочены к интересным историческим, культурным, физико- и экономико-географическим объектам. Итоговое задание было рассчитано на синтетическое восприятие города и обобщение маршрута.
В личный зачет начислялись очки, набранные каждым участником на индивидуальных этапах, а также половина баллов, полученных за итоговое командное задание. Итого максимум 10x3+20x1/2 = 40 баллов. Очки, набранные в индивидуальном зачете, добавлялись к результатам первого (теоретического) тура. Так в сумме рассчитывался итоговый индивидуальный рейтинг участника.
В командный зачет шла сумма баллов за индивидуальные и командные задания. Итого команда могла в сумме набрать до 10x6+20 = 80 баллов.
Многим для достижения хороших результатов не хватило навыков работы на местности. Определенные сложности вызвало, например, построение простейшего гипсометрического профиля даже не на основании визуальной съемки, а с использованием карты (точка «Парк Победы»). Зачастую из виду упускались ключевые компоненты окружения — как явные (свалки в Больших ключах или колесо обозрения в Парке Победы), так и косвенные, например «говорящий» топоним Силикатные озера.

Барельеф на постаменте памятника Петру I в Липецке (1839)

Барельеф
на постаменте памятника Петру I
в Липецке (1839)

У липчан принято считать, что их город был основан Петром I в том же году, что и Петербург, как поселение при железоделательных заводах, возникших на базе местных бурых железняков. Хотя точной уверенности в том, что Петр в Липецке был, у историков нет, ясно, что город был порожден геологией и экономической географией. Родился Липецк как центр производственный, деятельный, практический

Теоретические вопросы, включенные в задания II тура, не вызвали у участников существенных затруднений. Как правило, ответ на них требовал от школьников всего лишь общей географической эрудиции, не намного выходящей за рамки школьной программы.
При проверке заданий жюри стало ясно, что, к сожалению, практические навыки даже у передового отряда юных географов страны в настоящее время развиты неадекватно их эрудиции и аналитическим способностям, двум другим основным составляющим географического интеллекта.


* Ему же принадлежит авторство всех заданий практического тура

Задание 1. Атмосфера: воздух в городе
Задание 2. Гидросфера и литосфера: гидрогеология города
Задание 3. Рельеф города
Задание 4. Планирование размещения предприятия и планировка города
Задание 5. Очаги живой природы в городе
Задание 6. Недра и здания, землепользование в городе
Итоговые задания (выполнялись по окончании работ на точках)