XII Всероссийская
олимпиада школьников по географии |
Второй (практический) тур:
Экология города
П.Л. КИРИЛЛОВ*
научный сотрудник кафедры экономической и
социальной географии России географического
факультета Московского государственного
университета
им. М.В. Ломоносова
В истории олимпиадного
географического движения практический тур
проводился уже в третий раз. Цель второго тура —
выявить у учащихся не только теоретические
знания, но и навыки географов-практиков.
Условно задания нынешнего практического тура
можно объединить под общим заголовком «Экология
города» (от антропогенного рельефа и загрязнения
природной среды до качества жизни населения).
Были сформированы 72 команды по два человека, в
основном по региональному принципу. Каждую
команду сопровождал учитель (методист) из
другого региона.
Команды прошли шесть этапов, на которых
участники работали поочередно (то есть каждый
отрабатывал по три задания; за одно задание можно
было получить максимум 10 баллов), а затем сообща
выполняли итоговое командное задание. Этапы
(точки) располагались в различных частях города и
были приурочены к интересным историческим,
культурным, физико- и экономико-географическим
объектам. Итоговое задание было рассчитано на
синтетическое восприятие города и обобщение
маршрута.
В личный зачет начислялись очки, набранные
каждым участником на индивидуальных этапах, а
также половина баллов, полученных за итоговое
командное задание. Итого максимум 10x3+20x1/2 = 40
баллов. Очки, набранные в индивидуальном зачете,
добавлялись к результатам первого
(теоретического) тура. Так в сумме рассчитывался
итоговый индивидуальный рейтинг участника.
В командный зачет шла сумма баллов за
индивидуальные и командные задания. Итого
команда могла в сумме набрать до 10x6+20 = 80 баллов.
Многим для достижения хороших результатов не
хватило навыков работы на местности.
Определенные сложности вызвало, например,
построение простейшего гипсометрического
профиля даже не на основании визуальной съемки, а
с использованием карты (точка «Парк Победы»).
Зачастую из виду упускались ключевые компоненты
окружения — как явные (свалки в Больших ключах
или колесо обозрения в Парке Победы), так и
косвенные, например «говорящий» топоним
Силикатные озера.
|
Барельеф
на постаменте памятника Петру I
в Липецке (1839)
У липчан принято считать, что их
город был основан Петром I в том же году, что и
Петербург, как поселение при железоделательных
заводах, возникших на базе местных бурых
железняков. Хотя точной уверенности в том, что
Петр в Липецке был, у историков нет, ясно, что
город был порожден геологией и экономической
географией. Родился Липецк как центр
производственный, деятельный, практический |
Теоретические вопросы,
включенные в задания II тура, не вызвали у
участников существенных затруднений. Как
правило, ответ на них требовал от школьников
всего лишь общей географической эрудиции, не
намного выходящей за рамки школьной программы.
При проверке заданий жюри стало ясно, что, к
сожалению, практические навыки даже у передового
отряда юных географов страны в настоящее время
развиты неадекватно их эрудиции и аналитическим
способностям, двум другим основным составляющим
географического интеллекта.
* Ему же принадлежит авторство всех
заданий практического тура
|